разработан в DVG Group
Полеты самолетов предпринимались с целью осуществления оперативных грузовых перевозок, смены личного состава, проведения геологической, аэродромно-изыскательской и ледовой разведок, а также для поддержки с воздуха санно-гусеничных поездов в научных походах. Эти работы выполнялись авиационным отрядом экспедиции, общая численность которого составляла 25 человек. Отряд состоял из трех экипажей (одного — сезонного и двух — зимних) и имел в своем распоряжении пять самолетов: один ИЛ-12, два ИЛ-14 и два ЛИ-2. Авиаотряд и самолеты в основном базировались в Мирном. Только одна машина ЛИ-2 находилась на станции Молодежной, где работал сезонный экипаж.
Мирный к началу работ авиаотряда Девятой экспедиции имел две рабочих взлетно-посадочных полосы: снежную и ледяную. Снежная полоса весь год была пригодна для приема самолетов на лыжах, хотя и требовала постоянной укатки из-за стоковых ветров, вызывающих поперечные снежные надувы. Ледяная полоса была пригодна для взлета и посадки самолетов на колесах. С нее произведены три вылета самолета ИЛ-12 на колесах в наиболее удаленные районы движения санно-гусеничного поезда по маршруту станция Восток — станция Полюс недоступности — станция Молодежная. В зимнее время поддерживалась только снежная полоса.
Основные усилия после приема самолетного парка от Восьмой экспедиции были направлены на ввод в строй получившего поломку самолета ИЛ-14, который нуждался в замене плоскости. Самолет был отбуксирован для ремонта к мастерским авиаотряда. После выполнения монтажных работ, замены закрылка и регулировки управления он был установлен на лыжи и облетан. Одновременно на другом самолете ИЛ-14 была произведена смена моторов и замена воздушных винтов. Кроме этого, были выполнены регламентные ремонтные работы и перестановка на лыжи самолета ИЛ-12. К началу февраля весь самолетный парк был приведен в исправное состояние и имел необходимый моторесурс для выполнения запланированного объема работ. Всего за время работы Девятой экспедиции на полеты было затрачено 1132 ч, которые распределились следующим образом: ледовая разведка — 124 ч, облет самолетов — 10, геологические и аэродромно-изыскательские работы — 208, грузовые перевозки — 624, обеспечение санно-гусеничных поездов — 154 и установка ЛАРМС(ледовая автоматическая радиометеорологическая станция) и МВС(магнитная вариационная станция) — 12 ч. За этот период авиацией было перевезено между станциями и кораблями, а также по маршрутам санно-гусеничных поездов 585 пассажиров и 244400 кг различных грузов; сделано 102 первичных посадки, из них для обеспечения геологических работ и изысканий площадок, пригодных для турбовинтовых самолетов на колесах — 39. Остальные первичные посадки выполнялись в основном при транспортных работах с экспедиционными судами.
Работа авиации началась сразу же по прибытии экспедиционных судов на рейд Мирного. На самолете ЛИ-2 производились полеты для перевозки людей и грузов с «Эстонии» и «Оби» в Мирный. Параллельно были выполнены три полета на самолете ИЛ-12 к санно-гусеничному поезду, идущему по маршруту станция Восток — станция Полюс недоступности — станция Молодежная. Сброшенный груз обеспечил поезду успешный выход в район, позволивший производить последующие полеты по обеспечению его уже со станции Молодежной. С прибытием этого поезда в район, находящийся в радиусе действия авиации, все три экипажа авиационного отряда были переброшены на станцию Молодежную для выполнения операции по обеспечению поезда дизельным топливом. Эта операция была успешно выполнена. Поезд получил «на сброс» все необходимое для завершения своего похода. После этого два зимовочных экипажа на самолетах ИЛ-14 ушли в Мирный для продолжения полетов по обеспечению другого санно-гусеничного поезда, идущего по маршруту станция Восток — Мирный. Экипажи по прибытии в Мирный закончили обеспечение этого поезда и погрузку его имущества и личного состава на «Обь». На этом полеты по обеспечению санно-гусеничных поездов были закончены. Одновременно с этими полетами в течение всего летного времени совершались рейсы на станцию Восток, где была проведена смена личного состава станции и обеспечение всем необходимым на предстоящий год зимовки. С вводом в строй второго самолета ИЛ-14 в полетах на станцию Восток принимал участие и сезонный экипаж, переброшенный к тому времени со станции Молодежной в Мирный. Таким образом, три дня полеты на станцию Восток совершались тремя самолетами одновременно.
Весь весенне-летний период на станции Молодежной базировался сезонный экипаж авиационного отряда. Этот экипаж на самолете ЛИ-2 выполнял полеты при геологических и аэродромно-изыскательских работах на земле Эндерби. При этих полетах геологическая партия провела съемку оазиса Терешковой на площади 20 м2, участка холмов Тала в окрестностях станции Молодежной и рекогносцировочное обследование Берега Принца Улафа. Для выполнения геологических работ на Береге Принца Улафа с 03 по 20 января 1964 г. был создан палаточный лагерь в оазисе Терешковой и организована база для посадки самолета. Наряду с этим провели ряд рекогносцировочных полетов в радиусе 200 км от станции Молодежной с целью выбора площадок, пригодных для приема тяжелых самолетов. В результате этих полетов было обнаружено ледяное плато между горами Раггатт и горами Скотта (у горы Артур) с координатами 67° 40' ю. ш. и 49° 46' в. д. на высоте 890 м над уровнем моря. Посредине плато имеется морена. Ледяная поверхность ячеистая, как около оазиса Бангера. В северной части плато размечена и отнивелирована полоса с истинным курсом 41 — 221° и размерами 2500X200 м, при необходимости она может быть удлинена до 3,5 — 4 км. Полоса уклонов не имеет, подходы к ней с обеих сторон открыты, без предварительной подготовки она может быть использована как запасная для тяжелых самолетов на колесах.
После проведения всех запланированных полетов в районе станции Молодежной, самолет ЛИ-2 был законсервирован на длительное хранение на станции Молодежной, так как его перегон в Мирный был невозможен из-за неблагоприятных метеорологических условий. Погода в весенне-летний период, особенно в январе и феврале, была неблагоприятной для полетов, что значительно усложняло работу, Тем не менее, авиаотряд успешно справился со всеми поставленными перед ним задачами, и к началу апреля намеченные на летний сезон работы были закончены.
Полет на станцию Молодежную. В конце июля возникла необходимость полета на станцию Молодежную для вывоза тяжело больного, нуждавшегося в срочной операции, которую можно было произвести только в Мирном. После подтверждения готовности ВПП к приему самолета и тщательного анализа погоды 26 — 27 июля был выполнен полет по маршруту Мирный - Молодежная - Мирный на самолете ИЛ-14. Он проходил в светлое время суток при благоприятных метеорологических условиях и не вызвал каких-либо затруднений. Обратный полет в основном проходил ночью, дневная же его часть была выполнена в сложных метеорологических условиях. Полет в такое время года в практике антарктических экспедиций осуществлен впервые.
В конце сентября на самолете ЛИ-2 был выполнен полет с посадкой на припае в районе зимовки судна экспедиции Дригальского «Гаус» с целью установки магнитной вариационной станции. Посадка производилась в сложном районе. В начале октября в ту же точку был совершен контрольный полет и, наконец, в конце ноября последним полетом станция была снята. Все три полета прошли успешно. В октябре начались полеты на станцию Молодежную с целью доставки в Мирный группы строителей, необходимых материалов и оборудования для производства подготовительных работ при установке больших емкостей для хранения топлива. Полеты продолжались в течение всего месяца, было совершено шесть рейсов самолета ИЛ-14, в результате, которых в Мирный было доставлено 8 т грузов. Один из этих полетов был продлен до станции Новолазаревской для проведения ледовой разведки в районе станции и вывоза тяжело больного со станции в Мирный. Станция Новолазаревская не имела подготовленной ВПП для самолета ИЛ-14, поэтому посадка проводилась на естественном поле купола в 15 км к юго-востоку от станции. По прибытии на станцию Молодежную экипаж самолета ИЛ-14 вылетал на самолете ЛИ-2 с целью осмотра выбранных ранее площадок и поиска новых, пригодных для приема тяжелых самолетов. В декабре были выполнены два полета на остров Дригальского с целью установки ЛАРМС и один полет к санно-гусеничному поезду, возвращавшемуся со станции Восток. В конце декабря была проведена обзорная ледовая разведка для прибывающих кораблей Десятой экспедиции.