разработан в DVG Group
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИИ
Обсерватория МИРНЫЙ
Прием обсерватории Мирный от Восьмой экспедиции был начат 14 января. 29 января 1964 г. обсерватория полностью перешла в ведение Девятой экспедиции. Жилые и служебные помещения поселка требовали безотлагательного ремонта. Крыши домов под толстым слоем снега сильно деформировались. Во многих помещениях с потолков проникала вода. Через пол, как и в прошлые годы, поступала талая вода, борьба с которой стала традицией. В связи с этим в летний период был выполнен большой объем строительных и ремонтно-восстановительных работ. Над домами, находящимися в особо аварийном положении (№ 5, 6. 7, 13), были возведены покрытые оцинкованным железом высокие двухскатные крыши, разрушенные подсобные помещения камбуза были восстановлены и частично реконструированы, крыши их покрыты оцинкованным железом. Над зданиями геофизического комплекса (магнитный и космический павильоны) для зашиты от снежных заносов были возведены надстройки облегченного типа (рис. 4). Все наружные строительные и ремонтные работы закончили в марте. Одновременно был выполнен большой объем различных электромонтажных работ, в том числе демонтирована и заменена экранированным кабелем старая электропроводка. Экспедиционные грузы разместили в складских помещениях поселка и частично на открытом воздухе на эстакадах, построенных Восьмой экспедицией и вполне себя оправдавших. В зимний период во многих жилых и служебных помещениях были установлены дополнительные водяные электронасосы.
В Девятую экспедицию на зимовку в Мирном остались 92 человека. Работа и быт полярников протекали по следующему распорядку дня (время местное):
Подъем в 7 ч 30 мин Ужин с 19 ч до 20 ч
Завтрак с 8 ч до 9 ч Отбой в 23 ч
Обед с 13 ч до 14 ч
Местом проведения общественных мероприятий и досуга полярников являлась кают-компания, где в их распоряжении были различные игры и музыкальные инструменты. Регулярно четыре раза в неделю в помещении кают-компании демонстрировались кинофильмы. Для обеспечения безопасности передвижения людей во время пурги и потери видимости по всей территории поселка были протянуты леера, направление которых совпадало с основными путями передвижения сотрудников. В ночное время обсерватория хорошо освещалась яркими светильниками и прожекторами. Особенно хорошо во время пурги были видны огни, зажигаемые на столбах кабельной эстакады. Все опасные места на территории поселка ограждались вехами с надписями «Опасно—зона трещин!». В кают-компании на видном месте была вывешена карта-схема расположения обсерватории с указанием всех запретных районов.
Сотрудники экспедиции обеспечивались трехразовым питанием. Пища готовилась тремя поварами на электрокамбузе, оснащенном разнообразным, облегчающим труд оборудованием. Повара, обладая большим производственным опытом и проявляя личную инициативу, успешно обеспечивали питанием работников обсерватории. Качество приготовляемых блюд на камбузе было высоким, а питание в течение года зимовки — разнообразным и вкусным. Помимо регулярного питания, в пищеблоке Мирного приготовлялись в достаточном количестве и разнообразном ассортименте полуфабрикаты для всех санно-гусеничных походов экспедиции. Широкий ассортимент мясных, рыбных, овощных и фруктовых консервов, а также соков давал возможность разнообразить питание участников похода.
Воду для бытовых и технических нужд поселка добывали путем таяния материкового льда электронагревателями в специально оборудованной для этой цели ледотаялке. Техническая сторона водоснабжения основных объектов (электростанция, баня, прачечная, камбуз) ничем не отличалась от предыдущих экспедиций. Ежедневный расход воды на нужды поселка в период работ Девятой экспедиции составлял 3 тонны. Как и прежде, питьевую воду в жилых домах получали путем таяния снега в бочках, установленных в помещении бойлерной каждого дома.
Баня работала дважды в месяц и обеспечивала весь личный состав экспедиции в течение дня. Для стирки постельного белья, белья камбуза и санчасти применялись две стиральные машины марки «Харьков» и одна — марки СМ-10, установленные в прачечной при бане. Личное белье стиралось самими участниками экспедиции в прачечной поочередно в течение трех дней, следующих за банным днем.
Для обеспечения противопожарной безопасности в течение всей зимовки регулярно проводились профилактические осмотры и проверки силовых щитов электробойлерных установок в жилых домах, а также всего электрооборудования в зданиях и сооружениях обсерватории. Были разработаны правила противопожарной безопасности в жилых и служебных помещениях и составлено пожарное расписание, в котором указаны обязанности каждого сотрудника в случае возникновения пожара. Эти документы, были вывешены на видных местах в каждом доме. Во всех домах Мирного, находящихся под снегом, имелись по два аварийных выхода на случай пожара в виде просторных деревянных шахт с лестницами и легкой крышкой со стеклом, выводящей на поверхность. Была создана специальная пожарная комиссия, которая регулярно обходила все дома и павильоны обсерватории с целью выявления недостатков, и нарушений правил противопожарной безопасности. При обнаружении нарушений противопожарных правил принимались необходимые меры по их устранению.
Врачами Мирного была проведена большая лечебная работа. Стационарному лечению подверглись 19 человек, состояние 14 из них потребовало оперативных вмешательств. Пребывание оперированных больных (в основном по поводу аппендицита и паховой грыжи) в стационаре не превышало двух недель, швы снималось только на 12 день, в связи с отмеченной ранее медленной регенерацией тканей в условиях Антарктиды. Случаев нагноения не наблюдалось. Раны заживали первичным натяжением. Стоматологическая помощь била оказана 42 полярникам. Зa год было зарегистрировано 145 обращений в медчасть, из них первично 78, повторно — 67. Всего зa год зимовки больными в стационаре было проведено 239 койко-дней. Амбулаторно получали лечение зимовщики с явлениями радикулита и невритов. Французский профессор А. Бауэр был вывезен со станции Комсомольской с резко обострившимся хроническим радикулитом, лечился он в обсерватории Мирный. Наиболее эффективным методом лечения этих заболеваний явилось ультрафиолетовое облучение эритемными дозами в сочетании с инфракрасным облучением. При сильных болях применялось как наиболее эффективное средство — новокаиновое обкалывание и блокады.
Кроме лечебной работы, врачами Мирного проводились научные исследования по теме «Нарушение солевого баланса в организме человека в связи с длительным употреблением дистиллированной воды в условиях зимовки в Антарктиде».
Заключительным этапом деятельности Девятой экспедиции в Антарктиде явились интенсивные работы по подготовке площадок для установки рулонных емкостей под топливо, развернувшиеся в весенний период 1964 г. С этой целью со станции Молодежной в Мирный самолетами были доставлены бригада строителей и необходимое оборудование для производства работ. К приходу в Антарктиду экспедиционных судов Десятой экспедиции в Мирном были подготовлены две площадки на острове Строителей и одна на сопке Комсомольской.
Жизнедеятельность поселка, проведение стационарных и полевых научных исследований обеспечивались в Мирном работой электростанции, радиостанции, механической мастерской, отрядом и наземного транспорта и авиационным отрядом
Электростанция
Техническое оснащение электростанции в период работы Девятой экспедиция ничем не отличалось от предыдущая экспедиций. Общая мощность электростанции (600 кВт) осталась прежней (три дизель-генератора по 200 кВт каждый).
Здание электростанции сборное, металлическое с уплотнением из древесно-волокнистой плиты. В зимнее время здание и часть крыши заносится снегом. Толщина слоя снега на крыше маслотамбура зимой 1964 г. достигала 50 см. Во время работы Девятой экспедиции к основному зданию были пристроены деревянные помещения легкого типа, которые использовались для складирования запасных частей и электрооборудования.
Цистерны наружного склада топлива (7 цистерн емкостью по 25 м3 и 2 — по 50 м3) находились в рабочем состоянии. Впоследствии 7 цистерн емкостью по 25 м3 были сняты с сопки Комсомольской и установлены на морене.
Воздушная кабельная эстакада общей длиной 320 м, смонтированная Восьмой экспедицией на 46 столбах на участке от электростанции до Дома № 7, в период работы Девятой экспедиции, находилась в удовлетворительном состоянии и успешно эксплуатировалась.
В период работы Девятой экспедиции значительно увеличилось потребление электроэнергии. Это было вызвано тем, что впервые практиковалась одновременная работа двух мощных радиопередатчиков, а также за счет оборудования новой метеостанции, подключения дополнительных насосов, вентиляторов и интенсивной работы механических мастерских. Всего потребляемая мощность электростанции возросла более чем на 110 кВт.
Для того, чтобы при неизменной мощности электростанции обеспечить возросшую потребность в электроэнергии (в работе постоянно находился один дизель-генератор были проведены мероприятия по выравниванию суточного графика ее потребления. Был завершен перевод на дистанционное управление электробойлерами оставшихся домов № 13, 14, 15, 16, 17, что обеспечило возможность регулирования подачи электроэнергии в часы пик. Для обеспечения бесперебойной работы электрической сети станции систематически проводились работы по ремонту электрооборудования и кабельных линий, по своевременной замене дефектной и недостаточно надежной аппаратуры, электропроводки и арматуры. При проведении профилактических осмотров оборудования электростанции главное внимание обращалось на состояние подшипников и генераторов-возбудителей, состояние изоляции, контактных колец и коллекторов, щеточного аппарата, контактных соединений на машинах и на главном распределительном щите, а также вспомогательного оборудования, аккумуляторов и электропроводки.
За период работы Девятой экспедиции электростанция Мирного выработала 2852160 кВт*час электроэнергии, при этом было израсходовано 415 т дизельного топлива и 22,6 т авиационного масла.
Механическая мастерская
Работа механической мастерской сводилась к выполнению многочисленных заказов научных отрядов, подготовке и ремонту транспортной техники, оказанию помощи техническим подразделениям и обслуживанию хозяйственно-бытовых нужд обсерватории.
К основному зданию механической мастерской было пристроено помещение для закрытого хранения материалов. Это дало возможность пополнить станочный парк, установив на освободившейся площади фрезерный станок, который с 1956 г. находился в бездействии в помещении электростанции. Станок оснастили необходимыми приспособлениями и ежедневно на нем работали. До наступления пурговых дней в пристройку занесли наиболее ходовые материалы, цветные металлы, запасные части, металлоизделия и прочее имущество. Выполнение всех этих мероприятий способствовало успешной работе в зимних условиях.
Одновременно с благоустройством мастерской велись интенсивные работы по оказанию технической помощи гляциологическому отряду П. А. Шумского, санно-гусеничным поездам, уходящим на 30-й километр и на станцию Восток. Помимо этих работ, были изготовлены и отправлены самолетами на станцию Восток 5-злементная антенна «Волновой канал» для приема галактических шумов, в также три облегченные дюралевые волокуши для подвоза снега к электростанции. Были выполнены трудоемкие работы по ремонту транспортных волокуш с изготовлением для большинства на них новых прицепных устройств (водил). Большие затруднения возникали при выполнении наружных работ по подготовке еще двух походов санно-гусеничных поездов — осеннего на 450-й километр н весеннего на станцию Восток. Подготовка к весеннему походу на станцию Восток проходила очень напряженно. В условиях антарктической зимы предстояло ввести в строй два тягача, у которых были вырваны буксирные устройства вместе с корпусной обшивкой и разрушены значительные участки задней стенки корпуса. Благодаря высокой квалификации сварщика В. И. Дрожжина, эти работы были выполнены отлично, что и подтвердилось во время .похода. На тягаче восстановлено буксирное устройство вместе с вырванным участком корпусной стенки, а на снегоходе «Харьковчанка» вырванный участок был заменен таким же участком, вырезанным из списанного тягача с последующей подгонкой по месту. В дополнение к этому был выполнен целый ряд работ по ремонту саней и их обрешетке; а также по изготовлению многочисленных запасных частей и деталей, необходимых для машин во время похода.
Радиостанция
Существенным моментом в работе отряда связи был переход радиоцентра на новое расписание радиосвязей между антарктическими станциями. Это было обусловлено необходимостью выполнения ряда рекомендаций и предложений, выдвинутых на совещании стран-участниц «Договора об Антарктике», состоявшемся летом 1963 г. в Вашингтоне. Цель совещании сводилась к решению вопроса об обеспечении более оперативного обмена научной информацией между антарктическими станциями и о своевременном поступления научных данных в Международный центр в Мельбурн и в соответствующие национальные центры. Учитывая рекомендации вашингтонского совещания и пожелания австралийской и американской сторон, в Москве был разработан вариант нового расписания связей радиоцентра Мирного. По прибытии в Мирный этот вариант был откорректирован и согласован еще раз со всеми иностранными и советскими антарктическими станциями.
Переход радиоцентра на новое расписание связей с корреспондентами потребовал проведения ряда серьезных, в техническом отношении, работ. Прежде всего для обеспечения одновременной телетайпной связи в режиме частотной модуляции со станциями Моусон и Мак-Mердо была проложена новая манипуляционная линия для двух 5-киловаттных передатчиков, так как старая линия одновременной работы этих передатчиков не допускала. В 5-киловаттных передатчиках была изменена схема питания тиратронов, что обеспечило их постоянную 3-минутную готовность. Один из киловаттных передатчиков был модернизирован с применением в ней дискретной приставки. Это позволило использовать его как резервный для связи со станциями Моусон и Мак-Mердо.
Одна из основные рекомендаций совещания стран-участниц «Договора об Антарктике» заключалась в возможно большем внедрении буквопечатания при обмене информациями антарктическими станциями. В связи с этим на приемной станции произведен монтаж столов буквопечатающей аппаратуры. Эта замена обеспечила переход Мирного на второй международный код по рулонным аппаратам.
Проведенные работы дали возможность радиоцентру успешно выполнить обязательства по телетайпному обмену метеоинформацией с иностранными станциями.
Кроме этих основных мероприятий, был проведен профилактический ремонт приемной аппаратуры. В дальнейшем технические работы на радиоцентре сводились к плановой профилактике, мелкому ремонту и эксплуатации аппаратуры. К значительным мероприятиям можно отнести ремонт магнитофонов МАГ-8М и МАГ-59, систематический контроль за калибровкой возбудителей дискретной приставки, профилактика и ремонт телетайпов и трансмиттеров, ремонт и профилактика всей буквопечатающей аппаратуры, ремонт радиооборудования и его установка в санно-гусеничных поездах. Антенно-мачтовое хозяйство радиоцентра находилось в удовлетворительном состоянии. Большая занесенность снегом мачт московских ромбов не позволяла производить профилактику такелажа и усложняла работы по ремонту полотен антенн. При подготовке к работе в зимних условиях был переделан фидерный ввод и опоры северного и южного полуромбов.
Оперативная работа на канале Мирный — Москва осуществлялась в 3 срока связи: в 8 ч - 9 ч 30 мин, в 11 — 12 ч и в 17 — 18 ч 30 мин московского времени. По-прежнему Мирный передавал в Москву всю корреспонденцию на быстродействующей аппаратуре, прием Москвы осуществлялся на слух. Особенностью работы на этом канале явилось проведение пробных двухсторонних телетайпных связей. Опробование прошло успешно, но, к сожалению, недостаточная мощность передатчика Мирного требовала отличных условий прохождения радиоволн. В период хорошего похождения Мирный может работать с Москвой на телетайпе, технически он к этому подготовлен.
С середины октября, при первых признаках улучшения прохождения, радиоцентр Мирного начал регулярные фототелеграфные передачи в Москву синоптических карт. Прием в Москве передач Мирного прошел успешно, так с 21 по 30 ноября были приняты все 20 карт: 7 — отлично, 8 — хорошо и 5 — удовлетворительно. Для обеспечения фототелеграфных передач в режиме частотной модуляции использовалась аппаратура, не предназначавшаяся для этих целей. Доставка и установка заводской приставки позволит в дальнейшем успешно проводить эти передачи. По-прежнему осуществлялись регулярные радиотелефонные переговоры с Москвой и через Москву с Ленинградом. Впервые радиоцентр Мирного обеспечил ретрансляцию телефонных переговоров с Москвой и Ленинградом для внутри континентальной станции Восток.
С первых дней работы радиоцентра по новому расписанию основное внимание уделялось своевременной передаче станциями Восток, Молодежной и Новолазаревская аэрометеорологических сводок в Мирный, что увеличило количество сроков связи с этими станциями до пяти (4 синоптических и 1 аэрологический). В международные геофизические интервалы, когда все станции производили двухразовое зондирование атмосферы, вводился шестой срок связи для передачи в Мирный темпов-пилотов за 12 дней.
С ухудшением условий прохождения советские станции в каждый аэрологический или синоптический срок выходили на связь с Мирным одновременно. При этом, в случае удовлетворительной слышимости этих станции. Мирный принимал сводки согласно установленному расписанию; в случае же плохой или полного отсутствия слышимости одной из станций, остальные, будучи уже на связи, осуществляли переприем и передачу в Мирный сводок этой станции. В основном, метод взаимозаменяемости использовался станциями Новолазаревской и Молодежной. Но в течение зимы было несколько случаев, когда сводки станции Новолазаревской удавалось принимать своевременно за счет переприема их станцией Восток. В случае плохой связи между Мирным и станциями Молодежной и Новолаэаревской радиоцентр Мирного в нулевую минуту каждого часа следил за этими станциями с целью проверки наличия связи. Это давало возможность сокращать задержки в передаче метеосводок со станций Молодежной и Новолазаревской.
Характер радиосвязи с иностранными станциями резко отличался от прошлых лет. Своевременный сбор информации станций своего района представлял первый этап в работе каждого из антарктических цент¬ров. Вторым этапом являлась своевременная передача собранной инфор¬мации остальным радиоцентрам. Радиоцентр Мирного осуществлял двухстороннюю радиосвязь с иностранными станциями Уилкс, Моусон и Мак-Мердо. Каждая из них обеспечивала сбор научной информации своего района и передачу ее двум другим. Таким образом, информация, собираемая указанными радиоцентрами, содержала в себе сводки всех станций, работавших в Антарктиде в 1964 г. и, поступив в Мак-Мердо, передавалась в Сидней, а затем в Международный научный центр в Мельбурне.
Выполняя пожелание вашингтонского совещания. Мирный и станции Уилкс, Моусон и Мак-Мердо использовали для связи между собой исключительно телетайпную аппаратуру. Слуховые связи практиковались лишь в случаях плохого прохождения, когда прием на телетайп был невозможен.
Со станцией Уилкс радиоцентр Мирного имел 4 срока связи. Происходи обмен синоптическими данными и сейсмическими телеграммами. Станция Уилкс всегда выделяла для связи с Мирным 5-киловаттный передатчик, что гарантировало прием на Т-51 большинством из имеющихся в Мирном приемных антенн. На протяжении всего года связь на этом канале была устойчивая и не вызывала особых трудностей.
Со станцией Моусон радиоцентр Мирного имел 6 сроков связи (4 синоптических и 2 аэрологических). Наличие на станции Моусон квалифицированных радистов, выделение ими в большинстве случаев 5-киловаттного передатчика и, наконец, явное стремление возможно лучше провести каждую отдельную связь позволяли выполнять обмен четко и оперативно
Со станцией Мак-Мердо связь поддерживалась 7 раз в сутки. Происходил обмен синоптической, сейсмической и другой информацией. На этом канале пользовались следующие технические средства. Мирный работал только 5-киловаттным передатчиком на антенне ВГД, имеющей направление с северо-северо-востока на юго-юго-запад. Прием осуществлялся на полу ромб антенны южного направления. Мак-Мердо выделял для связи с Мирным 1-киловаттный передатчик на однолучевой системе. Сигналы Мирного принимались на ромбическую антенну с азимутом 107°. Анализ работы с Мак-Мердо за год позволяет сделать вывод, что мощность в 1 квт, выделяемая американскими зимовщиками, могла бы быть достаточной лишь при использовании узконаправленных передающих и приемных систем с обеих сторон. В данном случае она явно недостаточна.
Помимо двухстороннего обмена с иностранными антарктическими центрами радиоцентр Мирного осуществлял сбор метеоинформации от станций Канберра, Веллингтон, Претория, Нью-Амстердам, Порт-Стенли и Рио-де-Жанейро. Сбор метеоинформации Южного полушария осуществлялся как на телетайпы, так и на слух. объем принимаемой информации определялся требованиями бюро погоды обсерватории Мирный, Центрального института прогнозов и, в период навигации советских китобойных флотилий. 90% всей информации принималось на телетайпы. По прибытии в антарктические воды советских китобойных флотилий радиоцентр Мирного осуществлял регулярную связь с ними. В своих циркулярных передачах радиоцентр Мирного сообщал флотилиям сводные метеорологические данные по Антарктиде и прилегающим к ним районам. Эти передачи начинались после получения первой телеграммы от китобазы «Советская Россия». Плавбазы флотилий имели возможность принимать по фототелеграфу синоптические карты бюро погоды Мирного. Впоследствии радиоцентр Мирного имел от всех плавбаз сообщения об отличном приеме всех своих циркулярных передач.
Порядок обеспечения экспедиционных судов «Оби» и «Эстонии» ничем не отличался от прошлых лет. Следует только отметить неудобство в обеспечении рейдовой связи между Мирным и кораблями из-за отсутствия в Мирном ультракоротковолновой радиостанции. Для поддержания круглосуточной рейдовой связи как Мирный, так и суда вынуждены использовать свои эксплуатационные передатчики.
Обслуживание радиосвязью авиации, как и в прошлые годы, носило сезонный характер. Наиболее интенсивные полеты, связанные со снабжением всем необходимым станции Восток, проводились с первых дней экспедиции. Полеты на станцию Молодежную к Новолазаревскую были немногочисленны, но с точки зрения обеспечения радиосвязью намного сложнее. Радисты станции Моусон всегда выручали наши самолеты двухсторонней связью и приводом. За весь период работы экспедиции связью было обеспечено 193 рейса самолетов, составивших 675 летных часов.
Оснащение санно-гусеничных поездов радиотехническими средствами в основном не отличалось от прошлых экспедиций. Экипажем поезда устанавливались сроки связи для получения ими результатов метеорологических наблюдений и обмена корреспонденцией. За период работы экспедиции была осуществлена радиосвязь с пятью походами вглубь континента. ,
Всё жилые и служебные помещения обсерватории имели автоматическую телефонную связь. Телефонная сеть поселка состояла из 37 точек, на которых было установлено 44 аппарата. Эксплуатация оборудования состояла в регулярных профилактических ремонтах абонентских точек и автоматической станции (последняя находится в хорошем состоянии и, при наличии необходимых запчастей, может длительное время обеспечивать нужды обсерватории).
Работа трансляционной сети Мирного обеспечивалась усилителем; Мощность схемы усилителя вполне достаточна, однако, длительная эксплуатация в условиях низкой влажности привела к необходимости капитального ремонта его отдельных деталей и участков низкочастотного тракта. Поселок обеспечивался непрерывной трансляцией программы центрального вещания, передачей тонфильмов и граммпластинок, а также экспедиционным выпуском радиогазеты.
СТАНЦИЯ ВОСТОК
В период деятельности Девятой экспедиции на станции выполнялись; метеорологические, актинометрические, аэрологические, геомагнитные, ионосферные наблюдения, а также наблюдения за полярными сияниями и космическими лучами (монитор, телескоп). Эта программа научных наблюдений выполнялась совместно с чешским и американским учеными. В декабре 1964 г, (в конце зимовки) на станцию американским самолетом была доставлена и запущена в работу американскими специалистами аппаратура по измерению земных токов и космических шумов (риометры).
Несмотря на трудности жизни и быта, характерные для внутриконтинентальной антарктической станции, вся программа научных наблюдений была в основном выполнена. Радиосвязь с Мирным производилась 5 раз в сутки (3 ч 20 мин, 5 ч 45 мин, 9 ч 25 мин, .15 ч 20 мин, 21 ч 05 мин). Для связи с Мирным использовался коротковолновый радиопередатчик мощностью 250 вт, работавший на Т-образной антенне, а также аварийный радиопередатчик самолетного варианта - на двухлучевой Г-образной антенне. Прием производился на коротковолновый й всеволновый приемники. Кроме основных сроков связи, при необходимости назначались дополнительные сроки. Эпизодически поддерживалась связь со станциями Новолазаревской и Молодежной. В тех случаях, когда прохождение было плохим, оказывалось содействие в налаживании связи между этими станциями и Мирным. Последние известия из Москвы в 22 ч московского времени записывались на магни- офонную ленту и затем транслировались по станционной сети станции. В мае были успешно проведены радиотелефонные переговоры с Москвой и Ленинградом посредством ретрансляции через Мирный. Радиолюбительские связи не всегда были регулярны ввиду трудностей с электро-питанием. Всего было выполнено 56 двухсторонних связей с радиолюбителями стран Южного полушария.
Основным источником электроэнергии на станции являлись два дизель-генератора типа 2-ЧА-10,5/13, спаренные с генераторами типа МCA-72/4a и работавшие попеременно, сменяя друг друга (одновременно работал лишь один дизель-генератор). Ввиду увеличения программы научных наблюдений в период деятельности Девятой экспедиции станция Восток работала в условиях крайнего недостатка электроэнергии. Один дизель-генератор мог дать 10 квт, а требовалось 18 - 20 квт. Удовлетворить потребность в электроэнергии параллельной работой двух дизель-генераторов не было возможности из-за ограниченного запаса дизельного топлива, рассчитанного на годовое обеспечение круглосуточной работы лишь одного дизель-генератора. Острый недостаток электроэнергии вынудил готовить пищу на походных бензиновых плитках. Перенос пульта управления вариационными станциями из магнитного павильона в основное здание позволил сэкономить 1,2 квт электроэнергии, расходовавшиеся на его обогрев. В основном электростанция работала на научную аппаратуру. Для хозяйственных и технических нужд (таяние снега, работа авиационной печи для прогрева тягача, электросварочные работы) кратковременно использовали в работе второй дизель-генератор.
Тягач, оставшийся на станции, использовался для перевозки различных грузов по ее территории при обслуживании самолетов, а также при укатке взлетно-посадочной полосы. При температурах -75° прогревали тягач с помощью лампы МП-44 по 2—3 часа до температуры 100°. Тягач отработал 740 часов (1500 км пробега), после чего был произведен его профилактический ремонт с последующей консервацией на зимний период.
Подготовка взлетно-посадочной полосы и обслуживание самолетов в условиях станции имеет ряд существенных особенностей. Сначала полосу обрабатывали металлической волокушей, груженной бочками с топливом и буксируемой тягачом на широкой гусеничной ленте. После срезания застругов и утрамбовки полосу окончательно обрабатывали деревянной волокушей. Однако укатка несколько разрыхляет верхний слой полосы, который при низких температурах довольно длительное время остается без изменений. Большую роль в уплотнении верхнего слоя взлетно-посадочной полосы сыграли сами самолеты во время взлета и посадки. При большой скорости самолета и большом коэффициенте трения снег под лыжами протаивает, а затем смерзается. Обычно при взлете и посадке пилоты старались использовать уже укатанную лыжами самолетов узкую полосу. Низкое атмосферное давление, низкие температуры усложняют обслуживание самолетов при стоянке на станции. Особенно затруднено трогание самолетов с места вследствие снижения мощности моторов и ухудшения скольжения лыж. Часто лыжи примерзают к снежному покрову, что заставляет сокращать время стоянки до минимума. Перед стартом лыжи самолета иногда приходилось отбивать поочередно специальным деревянным молотком. Взлетная дистанция незагруженного самолета (ИЛ-12 и ИЛ-14) зависела от температуры воздуха и атмосферного давления. Так, при температуре -52° взлетный пробег машины составлял 1500—1800 м, тогда как при температуре -40° требовалось не более 1200 м пробега. За период работы Девятой экспедиции на станции Восток было совершено 28 посадок самолетов ИЛ-12 и ИЛ-14 и 2 посадки американского самолета типа «Геркулес». Общий вес доставленных нашими самолетами грузов составил более 30 т. Годовой запас топлива, а также некоторое оборудование доставлялись на станцию санно-гусеничными поездами.
Общая площадь занимаемая основным зданием станции и подсобными сооружениями, составляет около 0,3 – 0,4 км2. К подсобным сооружениям относятся аэрологический; и магнитный павильоны, метеоплощадка, домик американских учёных, запасной жилой балок, сани с продовольствием и запасными частями, холодный склад продовольствия и палатки. Все эти сооружения располагаются на расстоянии 10—80 м от основного здания. Площадь жилых и служебных помещений основного здания станции равна 167 м2. Здесь размещены электростанция, радиорубка, медкабинет, кают-компания, лаборатории научных наблюдений, складские помещения и помещения для жилья. Под жилье использовались три помещения. В двух из них (площадью по 12 м2) проживало по 5 человек, в третьем (площадью 8,3 м2) — 2 человека. В каждом кубрике были установлены 2-ярусные койки корабельного типа: Чешский и американский ученые, а также врач станции жили в своих служебных помещениях.
В целях противопожарной безопасности на станции имелся аварийный жилой балок на 10—12 спальных мест, установленный в 50 м от основного здания. Технике пожарной безопасности уделялось большое внимание. Во всех помещениях были назначены ответственные лица по противопожарной безопасности. В течение зимовки были проведены две учебные пожарные тревоги с тренировочным пожаротушением.
Отопление всех помещений станции осуществлялось за счет тепла постоянно работавших дизелей. В каждом помещении были установлены радиаторы водяного отопления. Температура в жилых кубриках держалась на уровне 13—15°. Питание сотрудников было трехразовым. Пища приготавливалась на камбузе на бензиновых плитках типа керогаз-примус. Качество приготовления пищи, благодаря обширному ассортименту продуктов питания, было отличным, пища вкусная, калорийная. Культурно-массовая работа на станции была поставлена хорошо. Библиотека станции предоставляла широкий выбор книг. В основном вся культурно-массовая работа проводилась после ужина, когда большинство сотрудников было свободно от своих служебных обязанностей. В распоряжении личного состава станции имелись настольные игры (теннис, шахматы, шашки, домино). Особенной популярностью пользовался настольный теннис и шахматы. В вечернее время три-четыре раза в неделю в кают-компании демонстрировались художественные фильмы.
Медицинское обслуживание станции осуществлял врач; под наблюдением которого находился весь состав станции. Для оказания лечебной помощи и проведения научных исследований медицинский кабинет был оснащен фотоэлектрокардиографом, оксигомометром, аппаратом Холдена, ариометром, аппаратами УВЧ и УФЛ. Заболеваемость сотрудников станции была наибольшей на первом этапе зимовки в период акклиматизации. Лечебная работа сводилась в основном к оказанию терапевтической помощи по поводу проявления горной болезни. В легких случаях она ограничивалась регулярным приемом анальгетиков, в более серьезных случаях требовался полупостельный режим в течение 5—7 дней с применением пипольфена, а также сосудистых средств — валокардина и карвалола,
СТАНЦИЯ НОВОЛАЗАРЕВСКАЯ
Программой наблюдений предусматривалось продолжение научных работ, начатых предыдущими экспедициями. В нее входят метеорологические, актинометрические, аэрологические, геомагнитные, сейсмические, гляциологические наблюдения, наблюдения за полярными сияниями (фотографические и визуальные) и за земными токами. В период зимовки сверх программы были проведены наблюдения за напряженностью радиосигналов искусственных спутников земли, а также за естественной радиоактивностью и колебаниями уровня воды «морских озер» оазиса Ширмахера.
В проведении научных наблюдений принимали участие два иностранных ученых: чехословацкий специалист, геофизик Маймир Конечны и английский гляциолог, доктор Чарльз Свизинбенк. Чехословацкий геофизик наблюдал за короткопериодичными вариациями магнитного поля земли и атмосферными шумами. Английский гляциолог провел наблюдения за скоростью движения ледника в районе станции, снегонакоплением и микроструктурой льда.
После окончания разгрузки «Оби» и перевозки основных грузов был проведен ряд хозяйственных и технических мероприятий по расширению программы научных наблюдений и подготовке станции к зиме. Для чехословацкого специалиста было установлено антенное хозяйство и построен теплый магнитный павильон. Английскому гляциологу оказали помощь по установке вех и разбивке базиса для наблюдений за скоростью движения ледников. На сейсмической станции дополнительно были установлены два горизонтальных сейсмографа УСФ. В аэрологическом павильоне установили второй (резервный) автомат для приема сигналов радиозондов. К радиотеодолиту «Малахит» была установлена и настроена дальномерная приставка. В жилой дом был проложен водопровод и водяное отопление от системы охлаждения дизелей электростанция, что позволило освободить часть электроэнергии для других целей.
Основным источником электроэнергия на станции являлись два дизель-генератора 4-ЧА, в качестве резерва на станции имелась установка ЖЭС-30. Состояние дизель-генераторов на момент приема станции от Восьмой экспедиции было удовлетворительным. После проведения профилактических работ дизель-генераторы успешно эксплуатировались в течение всей зимовки. Вся проводка линий и монтаж сети находились в хорошем состоянии. Периодически, раз в месяц, проводились профилактические осмотры всех линий в помещениях и на объектах. Кроме дизель-генераторной, в здании электростанции размещались механическая мастерская, баня, прачечная и склад запасных частей. Планировка и размещение помещений в здании остались прежними. Жилой фонд станции обеспечивал вполне удовлетворительное размещение 14 человек. В основном в каждой комнате размещалось по 2 человека. В среднем на каждого сотрудника приходилось по 6 м2 жилой площади. Отопление части жилых и служебных помещений осуществлялось за счет тепла постоянно работавших дизелей электростанции. К системе охлаждения дизелей были подключены отопительные системы электростанции, кают-компании и одного жилого дома. Другая часть ломов имела электробойлерное отопление. Температура во всех помещениях в течение всей зимовки держалась на уровне 18—20°. Воду для бытовых и технических нужд станции, как и ранее, брали на озера. Баня и прачечная вполне удовлетворяли нужды станции.
В транспортные средства станции входили три тягача, два трактора С-100, два вездехода ГАЗ-47, один бульдозер и автокран. Наземный транспорт обеспечивал выполнение всех работ, связанных с перевозкой грузов с «Рубежа» на станцию, уборкой территории станции от снежных заносов, а также с проведением гляциологических исследований в районе оазиса Ширмахера.
Взлетно-посадочная полоса, находящаяся вблизи станции, по своим размерам позволяет принимать самолеты типа АН-6 и ЛИ-2 и лыжном варианте. Для приема самолетов ИЛ-14 на лыжах в октябре 1964 г. была найдена и оборудована снежная площадка на расстоянии 15 км к юго-востоку от станции на ледяной куполе. Размеры площадки 1500Х100 м. Посадочный курс 121°. Восточнее этой площадки находилось ровное ледяное поле, которое могло быть использовано для приемки колесных самолетов любых типов. За период работы Девятой экспедиции на станции было совершено 4 посадки самолета ЛИ-2 и 2 посадки самолета ИЛ-14.
Радиосвязь с Мирным поддерживалась постоянно. Передача синоптических сводок и обмен корреспонденцией производились в пять сроков связи: 3 ч 05 мин, 5 ч 30 мин, 12 ч, 14 ч, 21 ч. Эпизодически осуществлялась радиосвязь со станциями Молодежной и Восток. С августа 1964 г. радиостанция поддерживала связь с английскими антарктическими станциями Порт-Стенли и Стонингтон-Айленд. Работа с этими станциями диктовалась необходимостью обеспечения связью английского гляциолога, зимовавшего на станции Новолазаревской, со станцией Порт-Стенли и советского представителя, зимовавшего на станции Стонингтон-Айленд, с Мирным. В течение всего периода работы радиостанция ежедневно принимала последние известия из Москвы и транслировала их по станционной сети.
Медицинское обслуживание станции осуществлял врач В. В. Борискин, в распоряжении которого находился хорошо оборудованный медицинский кабинет. Всего за год зимовки было 150 обращений за медицинской помощью, большинство из которых было вызвано мелкими травмами, заболеваниями зубов, переохлаждением и заболеваниями сердечнососудистой системы. На первом месте стояли заболевания зубов. (16 случаев), затем различные заболевания, связанные с переохлаждением.
Питание сотрудников станции было достаточно калорийным и разнообразным, пища обладала хорошими вкусовыми качествами.
Питание сотрудников станции было достаточно калорийным и разнообразным, пища обладала хорошими вкусовыми качествами.
СТАНЦИЯ МОЛОДЕЖНАЯ
Станция Молодежная расположена на южном берегу залива Алашеева (координаты 67° 40’ ю.ш. и 45° 51' в. д.). Район станции представляет собой небольшой береговой оазис в холмистой местности с прерывистыми грядами скальных горных пород, разобщенных заснеженными долинообразными впадинами, в ряде случаев заполненными пресными озерами.
Планом работ экспедиции предусматривалось продолжение строительства жилых домов, научных павильонов и прочих объектов станции с одновременный проведением научных, наблюдений, начатых Восьмой экспедицией и охватывающих метеорологические, актинометрические и гидрологические наблюдения, а также компарирование радиоволн. Девятой экспедицией комплекс научных исследований был расширен наблюдениями по аэрологии, земному магнетизму и за полярными сияниями (визуальные). В большом объеме проведены промерные работы в заливе Алашеева и работы по изысканию аэродромов, пригодных дли приема турбовинтовых самолетов.
Строительная группа за период зимовки на станции построила два жилых дома на сваях из арболитовых панелей, аэрологический павильон, теплый продовольственный склад, склад для технических грузов и оборудования, бокс для ремонта техники, а также закончила монтаж здания столовой из арболитовых плит и расширила временное помещение дизельной электростанции. Электростанция в период работы Восьмой экспедиции была оснащена тремя дизель-генераторными установками типа ДЭС-50, ЖЭС-35 и ДГ-12. Все это энергетическое оборудование установлено в здании, где размещался также камбуз с кают-компанией. В связи с вводом в эксплуатацию двух жилых домов с электрорадиаторным обогревом, калорифером и вентиляцией, аэрологического и магнитного павильонов, теплого склада, блока для ремонта техники, а также с значительным увеличением программы научных наблюдений, было принято решение о расширении энергетической базы станции. Вместо дизель-генераторных установок ЖЭС-35 и ДГ-12 были установлены два дизель-генератора ДЭС-50, а для третьего дизель-генератора ДЭС-50 и щита управления к зданию электростанции была сделана пристройка. Благодаря такой реконструкции представилась возможность получить 150 квт общей электроэнергии. В зимний период работали одновременно два дизель-генератора. В период антарктического лета нужды станции в электроэнергии удовлетворились работой одной дизель-генераторной установки. Топливо для электростанции хранилось в бочках в 1,5—2 км от станции. Отсюда бочки с соляром на волокуше подвозились к электростанции и складировались в 25 м от здания. Из бочек горючее перекачивалось в расходную емкость, установленную у стены дизельной. Подача электроэнергии потребителям осуществлялась через главный распределительный щит по кабельным линиям, подвешенным на столбах и местами проложенными по коренным породам. На станции имелась следующая транспортная техника: тягач, 4 трактора С-100, 2 бульдозера, кран-экскаватор, автокран и 2 вездехода ГАЗ-47. Вездеходы ГАЗ-47 использовались при гидрологических и гидрографических работах, при обслуживании самолетов, а также при хозяйственных работах на территории станции. К концу зимовки пробег этих машин составил около 12750 км (одного — 5000 км, второго — 7750 км). Остальная транспортная техника использовалась в основном на работах по строительству объектов станции.
На радиостанции имелись коротковолновый передатчик мощностью 250 вт (основной) и РСБ-70 (резервный), два магнитофона для записи последних известий из Москвы и выступлений родственников и магнитофонные записи музыки. Антенное хозяйство радиостанции состояло из трех передающих Т-образных антенн длиною 12, 30 и 50 м и одной приемной Г-образной антенны длиной 60 м. Антенны были подвешены на трех 18-метровых радиомачтах, установленных в вершинах треугольника со сторонами 50, 60 и 80 м. Радиостанция Молодежной имела регулярную связь с Мирным. Передача синоптических сводок и обмен корреспонденцией производились в 5 сроков (3 ч 05 мин, 9 ч 15 мин, 11 ч, 15 ч 05 мин и 21 ч 15 мин). В периоды Международных геофизических интервалов вводился дополнительный срок связи, в 17 ч 45 мин для передачи данных второго радиозонда. Радиостанция обеспечивала связью геологическую партию и санно-гусеничный поезд, которые работали в летний период в районе станции Молодежной.
На станции Молодежной зимовало 15 человек научного состава и 19 человек строительной группы. Жилой фонд станции после ввода в эксплуатацию нового жилого дома вполне удовлетворял нужды зимовщиков. Жилая площадь на человека составляла около 5 м2. Большинство рабочих мест специалистов занятых научными наблюдениями, находились в жилых помещениях. Отопление жилых и служебных помещений производилось электромасляными радиаторами. В одном сборно-щитовом доме установлена электроводяная система отопления. Температура в помещениях поддерживалась в пределах 18—20°. Банные дни проводились регулярно один раз в декаду, а стирка белья—в перерыве между ними. Воду для бытовых и технических нужд брали из озера Лагерного, расположенного недалеко от станции. На льду озера была установлена палатка КАПШ-1 с электронасосом. Воду закачивали в цистерну емкостью 14 м3, установленную в утепленном балке на тракторных санях, и отвозили в поселок. Питание на станции было трехразовым. Пища готовилась на электрокамбузе, где были установлены две электроплиты, электрокипятильник, электросковородка и один разделочный стол. Недостатком камбуза являлась ограниченная площадь, где на 15 м2 сконцентрировано все кухонное и разделочное оборудование, приспособления для выпечки хлеба и мытья посуды.
В кают-компании вечерами демонстрировались художественные фильмы, читались лекции, проводились политинформации. В зимнее время были организованы занятия кружков по радиотехнике и автоделу. В летние вечера зимовщики имели возможность играть в волейбол на специально оборудованной для этого площадке на открытом воздухе.
Медицинское обслуживание станции осуществлял врач. О. И. Жуков, которого в июле сменил врач Г. В. Гусаров, до этого находившийся в Мирном.
Медсанчасть была расположена в, балке, установленном на тракторных санях. Этот балок служил врачу одновременно жильем и служебным помещением. Площадь его была явно недостаточна. Отсутствие стационара для лечения больных, нуждавшихся в постельное режиме, создавало определенные трудности в работе. В распоряжении врача было достаточное количество медикаментов и различных инструментов для амбулаторных приемов и выполнения экстренных хирургических операций. За период зимовки было 211 обращений за медицинской помощью, по различным видам заболеваний, из них первично 88. Здоровье зимовщиков в течение года в основном было хорошим. Не реже одного раза в три месяца производились профилактические осмотры всех сотрудников станции.