разработан в DVG Group

Договор об Антарктике

После проведения во второй половине 50-х годов XX века первых оте­чественных антарктических экспедиций общественный и государствен­ный интерес в нашей стране к проблемам этого полярного региона замет­но ослаб. В последующие годы Антарктике, как правило, уделяли внима­ние ученые и специалисты различных областей фундаментальных и при­кладных исследований, а также юристы-международники, отвечающие за правовые аспекты внешней политики страны. В связи с этим актуальные проблемы обеспечения государственных интересов нашей страны в Сис­теме Договора об Антарктике было специфическим делом узкопрофиль­ных специалистов. За это время было издано значительное количество юридических монографий и другой литературы о Договоре об Антаркти­ке, который определил характер межгосударственных отношений в южно­полярном регионе планеты.

В начале 90-х годов антарктические проблемы вновь приобрели по­вышенное внимание не только отечественных средств массовой инфор­мации, но и федеральной исполнительной и законодательной власти стра­ны. Причиной тому стала необходимость пересмотра многих норм отно­шений государства к различным субъектам международного права и ре­гионам планеты в условиях новой геополитической обстановки в мире, сложившейся в конце XX века.

За последние десять лет после опубликования Указа Президента Рос­сийской Федерации от 7 августа 1992 г. № 824 «О Российской антаркти­ческой экспедиции» вопросам Антарктики в нашей стране было уделено беспрецедентное внимание. Так, Правительство Российской Федерации дважды (1999 и 2001 г.) обсуждало вопросы о мерах по обеспечению госу­дарственных интересов в Антарктике и деятельности Российской антарк­тической экспедиции (РАЭ). Несколько лет до этого (1996 г.) проблемы РАЭ рассматривались на заседании Правительственной Комиссии по опе­ративным вопросам. Всего по проблема РАЭ было выпущено девять По­становлений Правительства Российской Федерации (от 14 октября 1992 г. № 788; от 23 октября 1993 г. № 1068; от 3 ноября 1994 г. №1209; от 19 сен­тября 1995 г. №943; от 5 ноября 1996 г. №1323; от 28 августа 1997 г. № 1113; от 9 сентября 1999 г. №1027; от 24 сентября 2001 г. № 685; от 6 февраля 2002 г. №84). С 1998 г. финансирование деятельности РАЭ осуществляется отдельной строкой Федерального бюджета Российской Федерации (раз­дел 09 подраздел 04 статья 365) и поэтому рассматривается не только в Правительстве России, но и в обеих палатах Федерального собрания и в Администрации Президента. 24 мая 1997 г. Федеральным законом 79-ФЗ был ратифицирован Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, результатом которого стали два Постановления Правитель­ства Российской Федерации (от 18 декабря 1997 г. № 1580; от 11 декабря 1998 г. №1476). Постановления Правительства определили порядок рас­смотрения заявок российских физических и юридических лиц на деятель­ность в районе действия Договора об Антарктике и выдачи разрешений по ним. И, наконец, впервые в нашей стране, с 9 по 20 июля 2001г. в Санкт-Петербурге было проведено XXIV Консультативное совещание по Дого­вору об Антарктике (КСДА).

Таким образом, традиционный круг специалистов, интересующихся проблемами Антарктики, значительно расширился за счет лиц, осуществ­ляющих или планирующих деятельность в Антарктике. При этом вопросы, к которым они проявляют внимание, касаются не только текстов правовых документов, организующих Систему Договора об Антарктике, но и проце­дурных моментов. В связи с этим появилась необходимость создания спе­циализированного справочного пособия по Договору об Антарктике.

В сборнике хронологически изложено формирование Системы Дого­вора об Антарктике, приведены статистические данные по вводу в действие основных правовых актов, а также данные о членстве стран-участниц До­говора в международных организациях Системы и комментарии по меха­низму ее действия. В сборник также включены аутентичные русские тексты всех правовых актов Системы Договора, национальные правовые акты, рег­ламентирующие деятельность российских операторов и граждан России в Антарктике.

Краткая историческая справка дает представление об основных эта­пах открытия Антарктиды, появления территориальных претензий на боль­шую часть материка и последовавшем за этим переговорном процессе, при­ведшем к заключению Договора об Антарктике. В частности, отмечается значительная роль ученых в установлении международного режима управ­ления Антарктикой. Поворотным моментом в споре за Антарктику стало успешное проведение первого научного проекта в Южной полярной облас­ти – Международного геофизического года (МГГ), который продолжался с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. В этом проекте Антарктике отводилась роль главного объекта исследований. Международный геофизический год убедительно продемонстрировал мировому сообществу позитивную роль международного сотрудничества в этом регионе.

Специальный раздел посвящен комментариям о структуре и прин­ципиально важным положениям Протокола по охране окружающей сре­ды Антарктики. Этот документ, принятый в 1991 г. в Мадриде всеми стра­нами-участницами Договора об Антарктике, по сути стал экологической частью Договора. Текст Протокола и его Приложений был одобрен как со стороны общественных природоохранных организаций, так и со стороны всех стран-участниц Организации Объединенных Наций. Даны краткие пояснения структуры Протокола, который подразумевает возможность его дополнения Приложениями, принимаемыми в соответствии с необходи­мостью по установленной Договором процедуре. В настоящее время Про­токол имеет пять Приложений, определенных как неотъемлемые его час­ти. По многим вопросам положения этих Приложений заменили много­численные Рекомендации, ранее принятые Консультативными совеща­ниями.

Для более узкого круга потребителей из числа служащих российских органов исполнительной власти в сборник включены пояснения о меха­низме функционирования Системы Договора об Антарктике. Приводят­ся описания форм и процедур деятельности основного органа управления Системой Договора об Антарктике – Консультативного совещания. В ча­стности, сборник содержит основополагающую информацию о процеду­ре установления статуса Консультативной стороны Договора. Приводят­ся также краткие сведения о двух ведущих общественных организациях – это Научный комитет по изучению Антарктики (СКАР) и Совет управля­ющих национальных антарктических программ (КОМНАП). При этом подчеркивается, что именно эти организации во многом являются движу­щей силой всего сложнейшего механизма Договора об Антарктике. Ини­циативы, постоянно исходящие от них, в большинстве своем формиру­ются в новые документы Консультативных совещаний и, в конечном сче­те, обеспечивают многолетнюю жизнеспособность самого Договора.

Кроме информации по основным документам Системы Договора об Антарктике, сборник содержит данные о местоположении и статусе осо­бо охраняемых районов Антарктики. В период с 1964 по 1991 гг. Консуль­тативные стороны Договора об Антарктике приняли ряд соглашений, оп­ределяющих положения о пяти категориях охраняемых районов: Особо охраняемые районы (ООР), Участки особого научного интереса (УОНИ), Исторические места и памятники (ИМП), Районы ограниченного досту­па (РОД) и Районы планирования многопрофильного использования (РПМИ). Некоторые районы, отнесенные к одной категории, частично совпадают или включают районы другой категории. В настоящее время требуются планы управления для районов всех категорий.

 Конференция по Антарктике была открыта 15 октября 1959 г. в Ва­шингтоне. Участие в ней приняли делегации вышеназванных 12 госу­дарств. В результате обсуждения, нередко проходившего в жестких спо­рах, особенно со стороны делегаций Аргентины и Чили, все же удалось создать компактный и в тоже время емкий документ, получивший назва­ние Договор об Антарктике, который был принят 1 декабря 1959 г. и на многие десятилетия определил судьбу этого далекого региона планеты. По состоянию на июль 2001 г. членами Договора об Антарктике являются 44 государства.