разработан в DVG Group
1963 год
20 ноября. В 23 ч московского времени из Москвы в Антарктиду вылетели два самолета ИЛ-18. На борту находились 15 человек новой смены станции Молодежной во главе с Н. А Корниловым из состава Девятой экспедиции, сезонный летный экипаж (6 человек), сезонный отряд станции Молодежной (4 человека), группа строителей станции Молодежной (23 человека), участники похода по маршруту станция Восток — станция Молодежная (7 человек во главе с А. П. Капицей), 6 человек из состава обсерватории Мирный, директор ААНИИ А. Ф. Трешников, начальник Советской антарктической экспедиции М. М. Сомов, заместитель начальника Управления Арктики и Антарктики ГУГМС Ю А Хабаров, два корреспондента и 16 человек — экипажи самолетов. Всего вылетело 83 человека. Командир первого самолета А. С. Поляков, второго — М.П. Ступишин.
21 ноября. В 4 ч 15 мин самолеты прилетели в Ташкент. У первой машины здесь был произведен ремонт локатора. Из Ташкента вылетели в 11 ч 35 мин, прибыли в Дели (Индия) а 15 ч 45 мин.
22 ноября. В советском посольстве состоялась пресс-конференция. Самолеты вылетели из Дели в 15 ч 40 мин., совершили посадку в Рангуне (Бирма) в 19 ч 55 мин. На аэродроме состоялась пресс-конференция. Вылетели из Рангуна в 22 ч 20 мин.
23 ноября. В 2 ч 00 мин самолеты пересекли экватор. В 3 ч 40 мин совершили посадку а Джакарте (Индонезия).
24 ноября. Самолеты вылетели из Джакарты в 2 ч 55 мин, прибыли в Дарвин (Австралия) в 8 ч 05 мин., вылетели из Дарвина в 18 ч 00 мин. От Дарвина до Сиднея и составе экспедиции летели австралийский штурман и переводчик. Приземлились в Сиднее в 23 ч 55 мин.
25 ноября. Из Мельбурна в Сидней для встречи с советскими полярниками прибыл д-р Лоу.
27 ноября. Начата погрузка д/э «Обь» в Ленинградском аорту. Самолеты ИЛ-18 вылетели из Сиднея в 4 ч 00 мин, приземлялись в Крайстчерче в 8 ч 07 мин.
29 ноября. В Ленинградском порту начата погрузка экспедиционных грузов на т/х «Эстония».
30 ноября Самолеты ИЛ-18 вылетели из Крайстчерча в 2 ч 20 мин., в 3 ч пересекли 50-ю южную параллель. В 8 ч 50 мин совершили посадку на американской станции Мак-Мердо.
03 декабря. Закончена погрузка «Оби» и «Эстонии» в Ленинградской порту. В 12 ч 20 мин в Антарктиду вышла «Эстония», а в 23 ч 35 мин — «Обь». На «Эстонии» 126 участников экспедиции, 93 человека — экипаж судна и 255 т груза; на «Оби» — 12 участников экспедиции, 71 человек — экипаж и около 3800 т груза. Самолеты ИЛ-18 в 10 ч 55 мин вылетели из Мак-Мердо. В 15 ч 25 мин совершили посадку в оазисе Бангера. Самолеты ИЛ-18 оставлены в оазисе Бангера. На самолетах ИЛ-14 и ЛИ-2 состав экспедиции доставлен в Мирный.
07 декабря. Закончена расчистка ВПП в Мирном и оба самолета ИЛ-18 перелетели из оазиса Бангера в Мирный. «Эстония» прибыла в Гавр.
08 декабря. «Эстония» вышла из Гавра, где на борт судна были приняты 5 французских и 1 английский ученый. Количество участников экспедиция на судне увеличилось до 132 человек, груза — до 260 т.
16 декабря. «Эстония» прибыла в порт Саид. «Обь» прибыла в Дакар.
17 декабря. «Обь» вышла из Дакара в Мирный. «Эстония» прошла Суэцкий канал.
21 декабря. «Эстония» прибыла в Аден и после окончания бункеровки вышла во Фримантл.
31 декабря. Советский представитель В. С Игнатов прибыл на станцию Бэрд.
1964 год
03 января. Самолеты ИЛ-18 вылетели из Мирного в 11 ч, приземлились в Крайстчерче в 19 ч. «Эстония» пришла во Фримантл. Поезд Капицы в 7 ч вышел со станции Восток к станции Полюс недоступности. «Эстония» вышла из Фримантла в Мирный.
05 января. Самолеты ИЛ-18 прибыли из Крайстчерча в Сидней.
07 января. Самолеты ИЛ-18 из Крайстчерча прибыли в Дарвин и из Дарвина в Джакарту.
08 января. «Эстония» встретила первый айсберг на 52° ю. ш.
09 января. Самолеты произвели посадку в Дели.
10 января. В 23 ч «Обь» и «Эстония» встретились у кромки дрейфующих льдов в море Дейвиса. «Обь» взяла «Эстонию» под проводку.
11 января. Судна подошли к кромке припая в районе Мирного. Самолеты ИЛ-18 прилетели в Москву. «Обь» начала форсирование припая. На самолете ЛИ-2 с «Эстонии» в Мирный доставлена первая группа зимовщиков Девятой экспедиции.
12 января. На станцию Восток прибыл из Мак-Мердо американский самолет «Геркулес» с физиком Д. Джекобсом и группой строителей, начавшей сооружение специальной антенны для ионосферных наблюдений.
14 января. На ЛИ-2 с «Эстонии» в Мирный доставлено руководство Девятой экспедиции.
15 января. На станцию Восток вылетели 8 человек новой смены полярников. На самолете «Геркулес» из Мак-Мердо в Мирный прибыла американская комиссия наблюдателей во главе с Джоном Гатри и тремя членами (геофизиком д-ром Джеком Руина, биологом д-ром Виктором Шеффером и переводчиком Майклом Айви). После обследования обсерватории в тот же день комиссия вылетела в Мак-Мердо.
17 января. В Мирном завершена выгрузка палубного груза с «Оби». Поезд А. П. Капицы подошел к 500-му километру от станции Восток. На этой станции американские строители установили две 45 метровые мачты.
20 января. На станцию Восток прибыл из Мак-Мердо американский самолет «Геркулес» Забрав группу американских строителей, этот самолет вылетел обратно в Мак-Мердо, а прибывший на нем американский ученый Д. Джекобс остался работать на станции Восток.
26 января. Из Мирного на станцию Восток вылетел ИЛ-14 с составом советско-французского гляциологического отряда во главе с П. А. Шумским. На станции Молодежной выполнена ледовая разведка залива Алашеева самолетом ЛИ-2, ширина припая здесь равна 40 км.
27 января. С «Эстонии» весь груз переправлен на «Обь». В Мирном закончен прием имущества электростанции, механической мастерской, радиостанции, медицинского, транспортного, геофизического и аэрометеорологического отрядов.
29 января. Обсерватория Мирный перешла в ведение Девятой экспедиции. Самолет ЛИ-2 доставил на «Эстонию» 83 участника Восьмой экспедиции. В 14 ч 20 мин «Эстония» вышла на Родину.
01 февраля. Снегоход «Харьковчанка» из поезда А. П. Капицы пришел на станцию Полюс недоступности. Станцию расконсервировали.
04 февраля. Геодезическая часть поезда А. П. Капицы прибыла на станцию Полюс недоступности.
06 февраля. Поезд А. П. Капицы после проведения научных наблюдений вышел со станции Полюс недоступности.
10 февраля. «Обь», закончив выгрузку в Мирном, вышла на станцию Моусон.
13 февраля. Из Мирного вышла в поход на тракторе с балком электрофизическая группа в составе В. А. Тюльпина, И. И. Пронина и водителя А. И. Щеглова.
14 февраля. «Обь» после выгрузки авиабензина на Моусоне направилась на станцию Молодежную.
16 февраля. Со станции Восток вышел гляциологический поезд советско-французского отряда под руководством П. А. Шумского. В составе поезда 6 тягачей АТТ и «Харьковчанка». Личный состав 19 человек, в том числе 5 французских исследователей. Поезд А. П. Капицы в 9 ч вышел от точки поворота (78° ю. ш. и 20° в. д.) и взял курс на станцию Молодежную.
17 февраля. «Обь» прибыла на станцию Молодежную и начала форсирование припая.
24 февраля. Ночью произошел взлом припая на рейде Мирного.
25 февраля. «Обь» встретилась с танкером «Апшерон» у кромки льдов в районе станции Молодежной. Из состава санно-гусеничного поезда А. П. Шумского вывезен со станции Комсомольской в Мирный заболевший французский ученый профессор Бауэр. Во второй половине дня в районе Мирного, в 3 — 4 км к юго-западу от буровой вышки произошел несчастный случай. В трещину провалился трактор группы В. А. Тюльпина, в результате чего погиб механик-водитель Восьмой экспедиции А. И. Щеглов, оставленный для сезонной работы в составе Девятой экспедиции.
26 февраля. Утром самолет ИЛ-14 вылетел на разведку к месту аварии трактора группы В. А. Тюльпина. Для обеспечения безопасного пути спасательной группе были сброшены бочки-вехи. Вечером, группа вернулась в Мирный, доставив пострадавших В. А. Тюльпина и И. И. Пронина. Извлечь из глубокой трещины тело А. И. Щеглова не удалось. «Эстония» прибыла в Одессу.
29 февраля. «Обь» ошвартовалась к барьеру около станций Молодежной. Началась выгрузка палубного груза. На станцию Новолазаревскую со станции Молодежной на самолете ЛИ-2 доставлены участники Девятой экспедиций.
03 марта. Со станции Новолазаревской к месту выгрузки «Рубеж» вышел поезд из двух тягачей с санями.
07 марта. Совершен полет самолета ИЛ-14 (последний в этом сезоне) на станцию Восток при температуре -63°С. На обратном пути со станции Комсомольской этим же самолетом вывезен сезонный состав. Станция законсервирована до весны. Со станций Молодежной самолет ЛИ-2 произвел разведку прохода для поезда А. П. Капицы.
09 марта. Тягачи, отбуксировавшие сани с самолетами на «Рубеж», вернулись на станцию Новолазаревскую.
12 марта. На станции Молодежной в 7 ч закончена разгрузка «Оби». Поезд П. А. Шумского прибыл на станцию Восток-1.
13 марта. Со станции Новолазаревской на «Рубеж» вышел поезд с экипажем 18 человек на двух тягачах с санями. Руководитель Н. Н. Еремин.
14 марта. «Обь», закончив выгрузку на Молодежной, вышла на станцию Новолазаревскую.
16 марта. Поезд Н. Н. Еремина прибыл на «Рубеж».
18 марта. «Обь» прибыла в район «Рубежа». Начата выгрузка транспортной техники. Коллектив станции Новолазаревской из состава Восьмой экспедиции перешел на борт «Оби».
19 марта. В 14 ч группа В. Н. Мальцева встретилась с поездом А. П. Капицы в районе 200-го километра от Молодежной.
20 марта. «Обь» закончила грузовые операции на станции Новолазаревской. Выгружено 219 т, погружено 24 т. «Обь» отбыла на станцию Молодежную.
21 марта. Поезд А. П. Капицы с группой В. Н. Мальцева прибыл на станцию Молодежную.
23 марта. Поезд Н. Н. Еремина прибыл на станцию Новолазаревскую, доставлен генеральный груз и продовольствие. Поезд П. А. Шумского прибыл на станцию Пионерскую.
24 марта. Поезд П. А. Шумского вышел со станции Пионерской.
25 марта. «Обь» прибыла на станцию Молодежную, в 19 ч «Обь», закончив разгрузку, вышла в Мирный. На борт взят сезонный состав Девятой экспедиции. Со станции Новолазаревской вышел на «Рубеж» поезд в составе двух тягачей и одних саней. Руководитель Н. Н. Еремин.
28 марта. Поезд со станции Новолазаревской прибыл на «Рубеж». Вышли в обратный путь.
29 марта. Группа Н. Н. Еремина прибыла на станцию Новолазаревскую, доставив с «Рубежа» авиа и автобензин. По пути для наблюдений Ч. Свизинбенка установлено 42 вехи.
31 марта. «Обь» прибыла в Мирный.
03 апреля. Поезд П. А. Шумского прибыл в Мирный.
04 апреля. В 15 ч 30 мин «Обь» отошла от Мирного и взяла курс к берегам Родины. На борту находился сезонный состав Девятой и часть сотрудников Восьмой экспедиции.
17 апреля. В Мирном проведена ледовая авиаразведка. На меридиане Мирного кромка льдов находится на широте 63°50' ю.ш.
20 апреля. В 10 ч из Мирного на 450-й километр вышел санно-гусеничный поезд в составе 4 тягачей и 2 саней-цистерн с дизельным топливом. Руководитель поезда Д. Д. Максутов, личный состав - 10 человек.
25 апреля. На станции Восток впервые в этом сезоне температура воздуха упала до -81,8°С.
28 апреля. «Обь» прибыла в Дакар.
29 апреля. «Обь» вышла из Дакара в Гавр.
07 мая. Поезд Д. Д. Максутова прибыл на станцию Пионерскую. «Обь» прибыла в Гавр и после кратковременной стоянки взяла курс на Ленинград.
08 мая. Поезд Д. Д. Максутова прибыл на 455-й километр.
09 мая. В 14 ч 15 мин поезд Д. Д. Максутова отправился в обратный путь.
14 мая. Д/э «Обь» прибыл в Ленинград.
23 мая. На станции Восток отмечена самая низкая температура в этом сезоне, равная -82°С.
27 мая. В Мирный прибыл санно-гусеничный поезд Д. Д. Максутова.
01 июня. На станции Молодежной начаты регулярные аэрологические наблюдения.
03 июня. На станции Молодежной начаты наблюдения за нарастанием льда. Ночью ветром свалило радиомачту. Шквал достигал 45 м/сек. Метели наблюдаются на всех станциях, включая станцию Восток.
15 июня. В Мирном проведено очередное измерение толщины припая на профиле мыс Мабус - о. Фулмар. Толщина льда в среднем равна 92 см, снега на льду в среднем — 21 см.
22 июня. Комиссия, назначенная директором обсерватории, проверила в Мирном состояние противопожарного оборудования, инвентаря и автоматической системы сигнализации. На всех станциях отмечался день зимнего солнцестояния.
26 июня. Ночью в Мирном производилось наблюдение за полным лунным затмением астротрубками АТ-1.
26—27 июля. Со станции Молодежной сообщили, что заболел радист В. М. Яковлев. Самолет ИЛ-14 совершил перелет до станции Молодежной и обратным рейсом вывез больного в Мирный. В колонии императорских пингвинов замечено появление первых птенцов.
16 августа. Радиоцентр провел опытную серию передач синоптических карт в Москву.
22 августа. На станции Восток впервые после полярной ночи появилось солнце.
07 сентября. На профиле мыс Мабус — о. Фулмар толщина льда равна 115—144 см, снега 6—152 см. В Новолазаревской установлен мареограф на нижнем озере оазиса Ширмахера.
25 сентября. Средняя толщина припая у Мирного равна 140 см, местами — 156 см.
07 октября. Самолет ИЛ-14 (экипаж В. Ф. Мельникова, на борту П. К. Сенько) прилетел из Мирного на станцию Молодежную.
08 октября. Самолет ИЛ-14 (экипаж В. Ф. Мельникова) прибыл со станции Молодежной на станцию Новолазаревскую. На борту П. К. Сенько и Е. Б. Леонтьев.
09 октября. Выполнена ледовая авиаразведка самолетом ИЛ-14 в районе станции Новолазаревской. На расстоянии 800 км от берега кромка льда не обнаружена.
10 октября. Самолет ИЛ-14 (экипаж В. Ф. Мельникова) вылетел со станции Новолазаревской на станцию Молодежную. На борту П. К.. Сенько, Е. Б. Леонтьев и больной механик В. Е. Прокопьев.
16 октября. Из Мирного на станцию Восток вышел санно-гусеничный поезд, состоящий из 9 тягачей с 9 санями. Личным составом в количестве 14 человек руководит Е. А. Зимин.
17 октября. Совершен первый после зимы полет на станцию Восток. Самолет ИЛ-14 доставил на станцию различные грузы и продовольствие.
26 октября. В Мирном проведено. 4-разовое зондирование атмосферы по программе РДСГИ. На прибрежные острова около Мирного прибыли на гнездовья пингвины Адели.
01 ноября. Санно-гусеничный поезд Е. А. Зимина пришел на 376-й-километр. Продолжаются полеты на станцию Молодежную.
02 ноября. На всех советских антарктических станциях начато составление годовых отчетов.
05 ноября. В Мирный из Мак-Мердо прилетели с визитом американские полярники во главе с контр-адмиралом Риди. Американские ученые взяли 40 пингвинов Адели с о. Фулмар, которые потом будут выпущены в Мак-Мердо с целью изучения их ориентации. В Мирном остался на зимовку (в составе Десятой экспедиции) американский ученый-микробиолог Д. Майер.
11 ноября. Со станции Новолазаревской на «Рубеж» за топливом отправился поезд из трех тягачей. В походе участвуют 5 человек во главе с Н. Н. Ереминым.
12 ноября. Поезд Н. Н. Еремина прибыл на «Рубеж» за дизельным топливом.
13 ноября. Началась регулярная радио- и фототелеграфная связь с китобойной флотилией «Советская Россия». Передаются прогнозы погоды и синоптические карты.
15 ноября. На станцию Новолазаревскую вернулся поезд Н. Н. Еремина с «Рубежа». Доставлено дизельное топливо. По пути следования Ч. Свизинбенк выполнял гляциологические работы.
16 ноября. Поезд Е. А. Зимина прибыл на станцию Комсомольскую. Приступили к расконсервации станции и профилактическому ремонту тягачей.
21 ноября. Поезд Е. А. Зимина вышел со станции Комсомольской на станцию Восток. На станции Комсомольской остались для работы в летний сезон радист В. В. Федоров и механик-водитель И: А. Шаренда. Начаты магнитные (вариационные) и метеорологические наблюдения.
24 ноября. В Мирном на моренной сопке произведено зачернение снега на площади 2000 м2. Измерена толщина льда на профиле о. Фулмар — мыс Мабус, она оказалась равной 156—210 см. Со станции Молодежной для производства гидрологических работ в районе п-ова Ламыкина выехала группа под руководством Н. А. Корнилова.
02 декабря. Санно-гусеничный поезд Е. А. Зимина прибыл на станцию Восток.
03 декабря. На станцию Восток прибыл с визитом американский самолет «Геркулес», который доставил оборудование для Д. Джекобса. Для установки и налаживания новой аппаратуры на станции остались два американских ученых Хесслер и Уиткоум. Станцию посетил контр-адмирал Риди.
10 декабря. Каждые пять дней производились измерения толщины льда и снега на профиле от мыса Мабус до трещины между островами Входной и Токарева. С Востока в Мирный вышел санно-гусеничный поезд в составе 5 тягачей и 11 человек. Руководитель поезда — Е. А. Зимин.
14 декабря. Поезд Е. А. Зимина прибыл на станцию Комсомольскую.
15 декабря. В Мирном закончено строительство площадки для установки емкости на сопке Комсомольской. Начато строительство площадок на о. Строителей: На станции Восток установлены американские риометры, американский ученый Хесслер ведет запись микровариаций магнитного поля. «Обь» уже пересекла экватор, «Эстония» приближается к Суэцкому каналу. На станцию Восток прилетел поморник, что отмечено впервые с момента существования станции.
19 декабря. В 5 ч 20 мин со станции Комсомольской в Мирный вышел санно-гусеничный поезд Е. А. Зимина.
23 декабря. На острове Дригальского установлена ЛАРМС. Американский самолет вывез со станции Восток двух американских ученых Уйткоума и Хесслера. На Восток доставлен из Мак-Мердо В. С. Игнатов, зимовавший на станции Бэрд.
24 декабря проведена ледовая авиаразведка, сброшены бочки на трассе предполагаемой выгрузки кораблей. Начат заключительный медосмотр зимовщиков.
31 декабря. В Мирном расстояние от кромки припая до берега около 16 км.
1965 год
04 января. В Мирном подготовлена дорога для спуска на припай у мыса Мабус. Произведен осмотр предполагаемой трассы движения тракторов по припаю. На пути имеются две трещины. Санно-гусеничный поезд Е. А. Зимина подошел к 256-му километру от Мирного.
05 января. «Обь» подошла к кромке припая Мирного в 2 ч 30 мин. В Мирный доставлены письма и посылки. Начато форсирование припая. Четыре трактора вышли из Мирного к «Оби» за грузом.
07 января. Начата разгрузка «Оби» тракторами по трассе протяженностью 23 км.
10 января. Самолет ИЛ-14 произвел ледовую разведку для проводки «Эстонии».
11 января. «Эстония» подошла к припаю Мирного в районе канала, пробитого «Обью». Начата переброска самолетом личного состава Десятой экспедиции в Мирный.
13 января. Закончено строительство первой площадки под емкости на о. Строителей. Начато строительство склада-ледника на 7-м километре. На самолете ИЛ-14 из Мирного на станцию Молодежную вылетело 14 человек, в том числе два японских полярника. Поезд Е. А. Зимина в составе 6 тягачей, 13 прицепов и экипажем 11 человек в 5 ч прибыл в Мирный.
14 января. С Молодежной на японскую станцию Сева вылетел самолет ЛИ-2 с двумя японскими полярниками и гидрологом Е. Б. Леонтьевым.
15 января. Продолжается разгрузка «Оби». Всего выгружено 1190 т. Самолет ИЛ-14 (командир М. В. Костарев) доставил из Мирного на станцию Восток 800 кг груза и 7 сотрудников Десятой экспедиции. Обратным рейсом перевезены 4 участника Девятой экспедиции. ИЛ-14 (второй самолет — командир В. М. Мельников) вылетел с Молодежной в Мирный, на борту 13 человек, в том числе два японских полярника.
16 января. «Обь» прекратила выгрузку и срочно выходит из канала для оказания помощи «Эстонии», зажатой льдами.
19 января. Начата перегрузка оставшегося на «Эстонии» груза на «Обь». Из Мирного в 7 ч 45 мин вышел геодезический поезд на 100-й километр. Поезд состоит из тягача, имеющего на прицепе сани с балком. Состав поезда механик-водитель Десятой экспедиции Кунделев, радист В. А. Шаповал, геодезисты Шмидт и Меллингер (ГДР). До 40-го километра поезд сопровождают участники Девятой экспедиции С. А. Барышев и Д. Д. Максутов — (руководитель поезда), а также директор обсерватории Мирный из состава Десятой экспедиции И. Г. Петров.
22 января. Станция Восток передана составу Десятой экспедиции. Закончено строительство второй площадки под емкости на о. Строителей. Состоялось открытие памятника погибшему механику-водителю Восьмой экспедиции Анатолию Ивановичу Щеглову.
23 января. Закончена передача обсерватории Мирный составу Десятой экспедиции.
24 января. К 12 ч все участники Девятой экспедиции были доставлены на борт «Эстонии», около 13 ч «Эстония» отошла от кромки припая и взяла курс к берегам Родины. На борту 83 участника Девятой экспедиции, кроме того, два японских полярника — Кизаки Кошура и Матсуда Татсуро.
31 января. Около 4 ч «Эстония» пришла во Фримантл. Японские полярники сошли на берег для дальнейшего следования в Японию.
01 февраля. Около 14 ч «Эстония» покинула порт Фримантл и взяла курс на Аден.
14 февраля. «Эстония» прибыла в Аден. Американский ученый Д. Джекобс покинул судно. Станция Молодежная передана составу Десятой экспедиции.
15 февраля. «Эстония» покинула порт Аден.
20 февраля. Законсервирована станция Комсомольская.
25 февраля. Станция Новолазаревская передана составу Десятой экспедиции. Девятая экспедиция, таким образом, полностью закончила передачу всех станций Десятой экспедиции.
02 марта. Утром «Эстония» пришла к кромке льда в 244 км от Риги. Ввиду отсутствия ледокола продолжается движение в поисках прохода во льду. «Эстония» ожидает ледокол «Сибиряков» из Ленинграда.
05 марта. В 9 ч ледокол из Риги взял «Эстонию» под проводку, в 12 ч т/э «Эстония» ошвартовался у причала Рижского порта, тем самым завершив свой антарктический рейс.
16 марта. Д/э «Обь», имея на борту участников Девятой экспедиции (коллективы станций Молодежной, Новолазаревской, авиационного отряда и группы сезонного состава, работавших в летний период в Десятой экспедиции), вышел из Мирного на Родину.
29 апреля. Д/э «Обь» прибыл в Ленинград.