разработан в DVG Group
Личный состав экспедиции и снаряжение доставлялись в Антарктиду на двух судах - д/э «Обь» (капитан Н. М. Свиридов) и т/х «Эстония» (капитан А, М. Оганов), а также на двух турбовинтовых самолетах ИЛ-18 (командиры А, С. Поляков н М. П. Ступишин). Основные грузы были погружены на д/э «Обь». Большая часть личного состава отправилась в Антарктиду на т/х «Эстония» и самолетах ИЛ-18.
Самолеты ИЛ-18 вылетели из Москвы в Мирный 20 ноября 1963 г. На борту самолетов 67 участников экспедиции. Руководитель перелета А. Ф. Трешников. Маршрут проходил через Ташкент — Дели — Рангун — Джакарту — Дарвин — Сидней — Крайстчерч — Мак-Мердо. 03 декабря самолеты совершили посадку в районе оазиса Бангера (залив Транскрипции), а 07 декабря прибыли в Мирный. Здесь после очередной расчистки снега была подготовлена взлетно-посадочная полоса. 03 января 1964 г. самолеты ИЛ-18 вылетели в обратный рейс на Родину, приняв на борт часть сотрудников Восьмой экспедиции.
27 ноября 1963 г. «Обь» прибыла из Мурманска в Ленинград и встала под погрузку. Общий вес грузов составил 3780 т, в том числе дизельного топлива — 960 т, авиационного бензина — 510 т, горюче-смазочных материалов — 115 т, генерального груза — 460 т, строительных материалов и прочего снаряжения, а также продуктов около 1600 т. Кроме того, была погружена различная транспортная техника и снаряжение (3 тягача, 4 трактора С-100Б, вездеход ГАЗ-47, автокран, шнеко-роторный снегоочиститель, 4 емкости дли саней, 12 стальных саней, 2 деревянных балка, 2 емкости по 25 м3).
В конце суток 03 декабря «Обь» после взятия бункера вышла в Девятый антарктический рейс. На борту судна 12 участников экспедиции. Начальник рейса И. П. Романов.
Т/х «Эстония» поступил в распоряжение экспедиции 27 ноября 1963 г. 03 декабря после погрузки в Ленинградском порту 255 т груза (в том числе генерального груза — 65 т, продовольствия — 25 т и 6 цистерн для саней) теплоход направился в Антарктиду. На борту судна 126 участников экспедиции. Начальник рейса П. К. Сенько. 07 — 08 декабря теплоход зашел в Гавр, где для участия в работе экспедиции на борт были приняты пять французских и один английский ученый.
«Обь» следовала по маршруту Ленинград — Дакар — Мирный, «Эстония» — по маршруту Ленинград — Гавр — Суэцкий канал — Аден — Фримантл — Мирный.
На «Эстонии» во время плавания проводились радиометрические наблюдения с 03 по 08 декабря 1963 г., метеорологические, аэрологические и актинометрические — с 08 по 12 декабря. С 12 декабря на судне выполнялась стратосферное зондирование космических лучей. При помощи фототелеграфной аппаратуры принимались, синоптические карты района плавания. Эти карты анализировались и по ним давались консультации капитану судна. Участники экспедиций занимались подготовкой к предстоящим работам в Антарктиде и помогали экипажу на судовых работах. Врачи экспедиции провели обследование сотрудников экспедиции и постоянно оказывали медицинскую помощь экипажу судна.
Двадцать первого декабря 1963 г. «Эстония» имела кратковременную стоянку в порту Аден для пополнения запасов топлива и воды. 03 — 04 января 1964 г. во время стоянки в порту Фримантл были пополнены запасы топлива, воды и свежего продовольствия. Было закуплено для экспедиции около 40 т свежих овощей, фруктов и некоторых других видов продовольствия. Участники экспедиции посетили города Фримантл и Перт.
Седьмого января 1964 г. «Эстония» пересекла 50-й градус ю. ш., 08 января на 32° ю. ш. был встречен первый айсберг. Условия плавания в течение всего рейса были благоприятными, 16—17 декабря «Обь» на пути в Антарктиду заходила в порт Дакар, где пополнила запасы топлива, воды и продовольствия.
Вечером 10 января 1964 г. оба экспедиционных судна встретились у кромки дрейфующих льдов в намеченном ранее пункте (64°54' ю. ш. и 90°22' в. д.). Утром 11 января суда подошли к кромке припая около Мирного. «Обь» сразу же начала врубаться в кромку припая, который оказался достаточно прочным, пройдя несколько сот метров судно стало часто застревать. 14 января к борту «Оби» были поданы два трактора с волокушами. Первые грузы с «Оби» поступили в Мирный вечером 15 января. Длина трассы по припаю составляла около 35 км. Учитывая медленное продвижение «Оби» в припайном, льду, а также острую необходимость выгрузки первоочередных грузов, было решено начать регулярные разгрузочные работы. На перевозке грузов использовалось 7 тракторов на широких гусеницах с санями. На рейс тракторов-болотоходов до судна и обратно, с учетом стоянки под погрузкой у борта судне, на выгрузку, профилактику и заправку тракторов на берегу затрачивалось всего около суток.
Выгрузка «Оби» в Мирном продолжалась до 10 февраля. За период с 15 января по 10 февраля из-за сильных метелей 6 суток работы не производились. Всего с «Оби» было выгружено 2019 т груза.
«Эстония» ошвартовалась у кромки припая, и в ночь с 11 на 12 января за 10 рейсов самолета ЛИ-2 в Мирный были доставлены 76 участников экспедиции и некоторое количество груза. 12 января погода ухудшилась, и судно отошло от припая на чистую воду. 17 января, пользуясь результатами авиаразведки, «Эстония» подошла к кромке припая в бухте Депо. 18 — 20 января с помощью самолета ЛИ-2 были доставлены в Мирный остальные участники Девятой экспедиции и около 60 т продовольствия. 26 января оставшийся на «Эстонии» груз (около 200 т) был перегружен на «Обь». Одновременно с выполнением разгрузочных работ, участники экспедиции постепенно принимали материальные ценности от старой смены и приступали к исполнению своих основных научных и других работ. 29 января обсерватория Мирный была полностью принята от старой смены и большая часть сотрудников Восьмой экспедиции на «Эстонии» отбыла на Родину.
10 февраля «Обь» вышла из Мирного на станцию Молодежную куда прибыла 17 февраля. По прибытии «Обь» начала пробивать канал в припайном льду. 20 — 21 февраля часть необходимых грузов (авиабензин, стройматериалы, специальные бочки, предназначенные для сброса с самолета) была с «Оби» доставлена на берег самолетом ЛИ-2. 25 февраля «Обь» вышла для встречи с танкером «Апшерон» и приемки от него топлива. 27 февраля судно вернулось на станцию Молодежную и подошло, взломав остатки припая, к месту выгрузки у ледяного барьера высотой около 4 м. С 28 февраля были начаты разгрузочные работы, которые приходилось неоднократно прерывать из-за сильного ветра и зыби, отжимавших судно от барьера. Было несколько случаев, когда судно отходило в море после разрыва всех капроновых и стальных тросов, на которых «Обь» держалась у барьера.
12 марта выгрузка 1660 т снаряжения экспедиции у станции Молодежной закончилась. Судно, взяв пресную воду, направилось в район станции Новолазаревской, куда прибыло 17 марта и по чистой воде подошло к заранее оборудованному месту швартовки—ледяному барьеру высотой 4 — 5 м в районе пункта «Рубеж». 20 марта после выгрузки 219 т грузов и взятия на борт зимовщиков Восьмой экспедиции, «Обь» направилась к станции Молодежной. 25 марта, забрав сезонный состав Девятой и оставшуюся часть сотрудников Восьмой экспедиции со станции Молодежной, «Обь» направилась в Мирный, куда прибыла 31 марта.
03 апреля в Мирный вернулся со станции Восток санно-гусеничный поезд с составом сезонного советско-французского гляциологического отряда. «Обь» подошла к кромке многолетнего припая в 9 км к востоку от Мирного. 03 — 04 апреля 1964 г. сезонный состав Девятой экспедиция и оставшиеся сотрудники Восьмой экспедиции были доставлены самолетом ЛИ-2 на борт судна. 04 апреля «Обь» покинула Антарктиду, отправившись в обратный путь на Родину.
06 января «Обь» и 11 января 1965 г. «Эстония» прибыли в Мирный с составом Десятой антарктической экспедиции.
24 января 1965 г. после передачи станции Восток (22 января) и обсерватории Мирный (23 января) новой смене большинство участников Девятой экспедиции (83 чел.), зимовавшие в Мирном и на станции Восток, покинули берега Антарктиды на т/х «Эстония». Часть сотрудников и 38 человек летного отряда Девятой экспедиции были оставлены для участия в сезонных работах Десятой экспедиции. В период плавания на теплоходе выполнялись метеорологические наблюдения. Рейс «Эстонии» проходил по маршруту Мирный — Фримантл — Аден — Суэцкий канал — Гибралтар — Рига. 05 марта 1965 г. т/х «Эстония» прибыл в Ригу, завершив свой третий рейс в Антарктиду.
29 апреля 1965 г. остальные участники Девятой экспедиции прибыли в Ленинград на д/э «Обь».