разработан в DVG Group
В состав авиационного отряда были включены сотрудники Полярного управления ГА СССР (ПУГА). Командир отряда Шатров Ф.А., три самолетных экипажа и 12 человек наземного состава. В сезонных работах принимали участие авиаспециалисты из зимовочного состава 12 САЭ. После выполнения программы сезонных работ для обслуживания законсервированных на зимовку самолетов оставлены в Молодежной четыре наземных специалиста.
1. Борковский В.Б. техник (зима 13)
2. Вахонин Н.И. КВС ИЛ-14
3. Верейкин И.П. РП (зима 12)
4. Гаврилов В.В. 2-ой пилот
5. Герцев В.Л. слесарь
6. Ермаков В.Н. КВС ИЛ-14
7. Журавлев М.И. техник (зима12)
8. Зайцев В.А. водитель
9. Иус Ф.Е. б\механик
10. Козлов Д.И. РП (зима 13)
11. Косушкин Н.Я. радист
12. Красилов Г.С. штурман
13. Кузьмин В.В. 2-ой пилот
14. Куклин В.Н. б\механик
15. Литвин А.А. техник (зима 13Мирный)
16. Любчиков Н.Д. 2-ой пилот
17. Лютиков Н.Ф. штурман
18. Малолетков И.Г. б\радист
19. Мелузов Р.И штурман
20. Михеенков А.Ф. инженер (зима 12)
21. Мишин А.А. КВС АН-6
22. Ососков И.З. инженер (зима 13)
23. Преловский С.Н. техник (зима 12)
24. Слегин С.П. б\механик
25. Стемасов Е.М. ст. инженер
26. Степанов П.А. радист
27. Шатров Ф.А. КО
28 ноября начало работы авиации, АН-6 поднят в воздух с припайного льда в районе Молодежной.
8 декабря два самолета ИЛ-14 б\№ 04190, 04177 перелетели с Молодежной на Мирный. 14 декабря начаты полеты по снабжению станции «Восток». Полеты закончены 12 января 1968г., совершено 32 рейса. 19 января сотрудники авиаотряда и самолеты вернулись на Молодежную. До начала марта месяца выполнено несколько полетов на Новолазаревскую. Налет по этому классу машин за сезон составил 727 л.ч.
11 марта самолеты законсервированы на аэродроме Молодежной.
Самолеты АН-6 б\№ 98335, 04341 участвовали в обеспечении станции Молодежная, Мирный, Новолазаревская и при снабжении санно-гусеничного поезда в районе Новолазаревской.
С 22 января по 5 марта на самолете АН-6 совершены полеты по программе географического отряда. 28 марта, в районе Новолазаревской, проведены заключительные полеты АН-6. Оба самолета вывезены в Ленинград. Налет этого типа самолетов составил 160 летных часов.
Кроме материально-технического обеспечения, смены личного состава полярных станций, воздушные суда обеспечивали проведение радиолокационной, фото и гляциологической съемок в районе станции Молодежная, участвовали в ледовой разведке при проводке экспедиционных судов.
В сезоне 13 САЭ на Мирном использовались две ВПП. Первая, на припае вблизи мыса Мабус, расположенная в 500 метрах от береговой черты. Позднее самолеты работали с полосы расположенной около Мирного.
На Молодежной использовались три полосы. Первая, в 600 метрах на запад от станции, на моренных отложениях. Две другие располагались на ледниковом куполе (Н=240м) в пяти километрах на юго-юго-восток от станции.
9 декабря (1967 г.) на ст. Восток прибыл самолет «Геркулес», старший - адмирал Аббот Пристав.
материал подготовлен гл. специалистом РАЭ Волнухиным В.С.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС В АНТАРКТИДЕ
На станции Молодежной были продолжены работы по созданию в Антарктиде на снежно-фирновой поверхности взлетно-посадочных полос (ВПП) для тяжелых самолетов. Эти работы проводились на экспериментальной полосе размером 1000x50 м, расположенной на леднике на расстоянии 5 км южнее станции Молодежной, на высоте 220—250 м над уровнем моря. Продольный наклон полосы составлял величину не более 0,03—0,04, а поперечный 0,02. С середины января и до конца февраля 1968 г. на ВПП велись предварительные исследования снежно-фирновой толщи. С 22 июня до 19 сентября на ВПП выполнялись детальные исследования снежно-фирновой толщи, которая еще не подвергалась уплотнению. Укатка и выравнивание экспериментальной ВПП проводились с 23 июля 1968 г. до 20 января 1969 г. Всего за этот период было проведено 47 серий различного вида обработки снежно-фирновой поверхности. Вначале в течение шести дней полоса была выровнена многократным прохождением трактора со стругом. После этого началось рыхление поверхностного слоя снега кулачковым катком. Затем полоса прокатывалась пневмо-резиновым катком. Впоследствии неоднократно чередовалась подобная обработка поверхности ВПП кулачковым и пневмо-резиновым катками. После завершения работ по исследованию снежно-фирновой толщи, 08 октября 1968 г. начались работы по укатке и уплотнению полосы. Одновременно с этим на расстоянии 100, 350, 750 и 1000 м от начала полосы были выбраны четыре точки, где после каждой укатки брались для исследования колонки снега из слоя 70—90 см. В этот же период через каждые 5 дней на выбранной в стороне от полосы площадке брались колонки снега для изучения физико-механических свойств снежно-фирновой толщи, не подвергшейся искусственному уплотнению. Наблюдения за снегонакоплением и просадкой поверхности полосы велись с помощью двух тросов длиной 80 м, которые после каждой укатки натягивались поперек полосы в 300 и 350 м от ее начала. Расстояние от троса до снежной поверхности измерялось рейкой через каждый метр. В октябре была определена твердость снега конусным твердомером на всей площади полосы и в стороне от нее. Постоянные наблюдения за температурой снежно-фирновой толщи проводились с 14 октября 1968 г. по 02 марта 1969 г. на укатываемой и естественной поверхностях снега при помощи электротермометров, установленных в стенках шурфов на глубине 10, 20, 30, 40, 50, 100, 120 и 150 см. Измерения велись с помощью моста сопротивлений МО-62 и выносного зеркального гальванометра, которые находились в холодной лаборатории. Были проведены 32 серии наблюдений за температурой. Гляциологические работы на опытной полосе сопровождались метеорологическими наблюдениями, которые выполнялись четыре раза в сутки для выявления связи погодных условий на станции Молодежной и в районе экспериментальной полосы и выяснения происхождения инверсии гляциологической зональности (зоны абляции). Гляциологические наблюдения на экспериментальной ВПП вели Г. В. Коновалов, П. А. Королев, П. К. Лифанов, М. Е Фомин, и С. С. Чиковский, а метеорологические -— П. А. Королев, П. К. Лифанов и С. С. Чиковский.