разработан в DVG Group
ОБСЕРВАТОРИЯ МИРНЫЙ
Прием обсерватории от Двенадцатой экспедиции был завершен 23 декабря 1967 г. После окончания сезонных работ и ухода экспедиционных судов в Мирном остались на зимовку 62 сотрудника, в том числе трое иностранных ученых.
На территории обсерватории расположено более 40 построек. Жилых домов 16, из них в девяти располагаются и служебные помещения.
В обсерватории в период зимовки были введены в эксплуатацию некоторые новые объекты. Так, на сопке Комсомольской был построен астрогеодезический павильон для наблюдений за искусственными спутниками Земли. Для наблюдений за полярными сияниями был установлен новый радиолокатор. Введен в действие и доставленный Тринадцатой экспедицией пеленгатор, необходимый для обеспечения работы авиации. В магнитном павильоне построено утепленное помещение для установки магнитно-вариационной станции.
Проводился ремонт отдельных сооружений.
На дороге от Мирного до 7-го километра, где находится склад-ледник, было установлено 90 вех. Установка новых навигационных вех была выполнена также и в опасном районе трещин на трассе Мирный — 105-й километр.
Техническое обеспечение всех научных исследований в обсерватории Мирный, а также создание нормальных бытовых условий осуществлялось с помощью таких вспомогательных подразделений экспедиции, как электростанция, механическая мастерская, отряд связи и радионавигации, транспортный отряд.
Для похода на станцию Восток работники мастерской ремонтировали грузовые тракторные сани, оборудовали жилые балки и походный камбуз, выполняли ремонтные работы в кузове «Харьковчанки».
Большое внимание уделялось работам, связанным с дальнейшим строительством нефтебазы в Мирном. Были выполнены демонтаж емкостей на сопке Моренной, перенос их и установка на новом месте в районе сопки Ветров. Эти подготовительные работы были необходимы для последующей установки на сопке Моренной (во время Четырнадцатой сезонной экспедиции) двух новых рулонных емкостей по 1000 м3. Кроме того, все три тысячекубовые цистерны на о. Строителей были подготовлены для приема топлива от танкера.
СТАНЦИЯ МОЛОДЕЖНАЯ
Прием станции от участников Двенадцатой экспедиции был закончен 10 декабря 1967 г. После завершения сезонных работ и ухода судов на станции Молодежной остались на зимовку 67 человек, в том числе двое иностранных ученых.
С марта 1968 г. на станции Молодежной вступила в строй новая автоматическая дизельная электростанция (АДЭС). Здание АДЭС, изготовленное из алюминиевых панелей, расположено в 700 м от центра поселка в направлении мыса Гранат.
С вводом в строй АДЭС все нужды станции в электроэнергии удовлетворялись полностью. В зимний период нагрузка на агрегаты доходила до 270 квт.
В течение зимовки на Молодежной, как и в прошлые годы, работал строительный отряд, который продолжил дальнейшее строительство станции — будущей основной базы советских исследований в Антарктиде.
В ходе продолжения строительства АДЭС были проведены пусковые наладочные работы дизель-генераторных установок, на свайных основаниях смонтированы емкости для воды, топлива и масла, проложен ряд трубопроводов. Были выкрашены почти все помещения АДЭС, выполнен большой комплекс работ по устройству систем приточно-вытяжной вентиляции, проложены до моря две линии заземления.
Закончен и сдан в эксплуатацию первый жилой дом из алюминиевых панелей общей площадью около 250 м2. Закончены наружные и внутренние строительные работы на складе стройматериалов. В связи с организацией на станции Молодежная геодезических наблюдений строительный отряд построил астрогеодезический павильон и собрал щитовой домик ПДКО. Были начаты также работы по строительству станции ракетного зондирования, которая должна вступить в строй в ближайшие годы. При этом были собраны фундаменты и каркасы трех зданий. Выполнен большой комплекс работ по устройству кабельной эстакады длиной 1260 м из стальных труб с прокладкой кабеля от новой АДЭС к зданиям станции. До станции ракетного зондирования часть кабельной эстакады сделана на тросовой подвеске.
Для будущего радиоцентра Молодежной строители смонтировали и установили 12 передающих и 15 приемных радиомачт.
СТАНЦИЯ ВОСТОК
Коллектив, состоящий из 16 человек, принял станцию от Двенадцатой экспедиции 22 декабря 1967 г. Все сотрудники новой смены хорошо акклиматизировались в условиях пониженного атмосферного давления и, как правило, уже на второй день приступили к работе.
Большая часть грузов, дизельного топлива и продуктов, не боящихся длительной перевозки в условиях низких температур воздуха, были доставлены санно-гусеничным поездом Двенадцатой экспедиции, который в составе девяти тягачей с санями пришел на станцию Восток 17 января 1968 г. (начальник похода А. Н. Лебедев).
Коллектив станции проделал значительную работу по улучшению бытовых условий и условий работы. В феврале силами сотрудников станции из щитов, изготовленных в Ленинграде, было построено дополнительное помещение площадью 15 м2, установленное между балком радиостанции и метеорологическим кабинетом. В этот же период в связи с организацией на станции Восток геодезических наблюдений был собран из привезенных щитов и оборудован необходимой аппаратурой астрогеодезический павильон.
В период подготовки к полярной ночи на станции были тщательно проверены все аварийные помещения, ДЭС, радиостанция и аварийный инвентарь, все основные рабочие участки территории станции были надлежащим образом освещены лампами или прожекторами, а помещения и объекты оборудованы телефонной связью. На станции постоянно осуществлялся контроль за людьми, находящимися на открытом воздухе. В полярную ночь при крайне низких температурах все работы на улице были сведены к минимуму.
СТАНЦИЯ НОВОЛАЗАРЕВСКАЯ
Прием станции от старой смены закончился 13 марта 1968 г. После ухода д/э «Обь» на Новолазаревской осталось на зимовку 16 человек.
За период зимовки на станции был выполнен большой объем ремонтных и строительных работ. В мае 1968 г. помещение радиотеодолита «Малахит» было утеплено с помощью теплоизоляционных щитов, что позволило поддерживать в нем положительную температуру воздуха даже в ветренную погоду.
В 1968 г. было начато строительство нового аэрологического павильона. Место для него было подобрано на расстоянии 150 м к северо-западу от основных сооружений станции, на краю скалистого обрыва, спускающегося к озеру Глубокому. К моменту окончания зимовки был установлен фундамент и каркас всего здания, сделана крыша, настелены полы в павильоне и на вышке, все здание с наветренной стороны обшито досками, построен балкон с перилами для выпуска радиозондов. В течение мая 1968 г. коллектив станции построил также здание микробиологической лаборатории.
В летний сезон 1968/69 г. сотрудники станции выполнили большую работу, связанную с прокладкой нового водопровода на всем протяжении от озера до электростанции, так как старые трубы сильно заржавели.
СТАНЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕН
Одна из задач Тринадцатой экспедиции заключалась в создании новой южнополярной станции Беллинсгаузен, первой советской станции в Западном секторе Антарктики.
С целью выбрать место, подходящее для организации станции, сезонная экспедиция на д/э «Обь» с 26 по 30 января 1968 г. обследовала северо-западный берег Антарктического полуострова, острова Смоленск (Ливингстон), Березина (Гринвич) и Ватерлоо (Кинг-Джордж).
Наиболее удачным местом для строительства станции оказалась юго-западная часть о. Ватерлоо — п-ов Файлдс. Место для станции было подобрано на западном участке берега бухты Ардли между двумя скалами на морской галечной террасе площадью около 70 га, полого спускающейся к морю.
Выбранное место, расположенное в 200—400 м от берега моря, отвечало всем требованиям строительства станции: бухта, свободная от льдов, была удобна для выгрузки судов; на береговой территории, лишенной покровного оледенения, можно было разместить большое количество станционных сооружений; имелись большие запасы пресной воды.
31 января началась выгрузка судна и строительство станции силами коллектива новой станции и личного состава Новолазаревской при активном участии экипажа д/э «Обь» и участников сезонной экспедиции. Одновременно со строительными работами сезонный состав экспедиции выполнил наблюдения за колебаниями уровня моря, изготовил геодезические знаки, определил координаты астропункта и геодезических знаков, сделал гидрографический катерный промер в бухтах Ардли и Гидрографов, провел инструментальную планово-высотную съемку окрестностей станции, выполнил геоморфологическое описание, геологическую съемку и зоогеографическое обследование п-ова Файлдс.
Выгрузка во время рейдовой стоянки д/э «Обь» проводилась с помощью 50-тонного понтона, буксируемого к берегу судовыми спасательными вельботами.
Строительство станции было начато с возведения наиболее важных объектов, обеспечивающих научные наблюдения: метеорологической площадки, домика для размещения метеорологического кабинета, электростанции, радиостанции, антенно-мачтовых сооружений.
Строительство велось ускоренными темпами. При этом выполнялись лишь основные работы, необходимые для того, чтобы новая станция как можно скорее вступила в строй. Все остальные работы, посильные небольшому коллективу станции, отодвигались на последующий период.
22 февраля 1968 г. строительство в основном было закончено и состоялось официальное открытие новой советской научной станции Беллинсгаузен. Географические координаты станции 62°11’59’’ ю.ш. и 56°53’37’’з.д., высота над уровнем моря 15,8 м.
После открытия станции д/э «Обь» покинул бухту Ардли и на станции осталось на зимовку 11 человек во главе с А. Б. Будрецким.
Все здания станции, за исключением складских помещений, возведены на деревянных фундаментах. Построены они из деталей сборно-щитовых домиков ПДКО, установленных в различных вариантах соответственно назначению. Сооружения поселка включали электростанцию, совмещенную с мастерской и баней-прачечной, кают-компанию с камбузом и жилой комнатой, два дома (№ 1 и № 2) с жилыми и служебными помещениями, склады и антенно-мачтовые сооружения.
Дизельная электростанция общей площадью 62 м2 состояла из машинного зала, мастерской, аккумуляторной кладовой и бани-прачечной. В бане были установлены два бака по 200 л для холодной и горячей воды, которая нагревалась от системы охлаждения дизелей. Все это здание было оборудовано водяным отоплением.
Дом кают-компании (68 м2) был разделен на обеденный зал, камбуз, жилую комнату, кинобудку, холодную кладовую для продуктов и холодный тамбур. Электростанция и камбуз обогревались водяным отоплением.
Дом № 1 общей площадью 67 м2 состоял из радиостанции, фотолаборатории, трех жилых комнат и двух тамбуров. В доме № 2 (54 м2) размещались метеорологический кабинет и гидрологическая лаборатория, медпункт, холодный и теплый тамбуры. Эти два дома были снабжены электрическим отоплением от масляных радиаторов.
На станции было оборудовано несколько складов. Теплый продовольственный склад площадью 14,5 м2 помещался в балке, установленном на санях из деревянных брусьев. С помощью электрического радиатора на складе всегда поддерживалась положительная температура. Холодный продуктовый склад (10,4 м2) был сделан из досок, обитых снаружи толем, и установлен на санях от домика ПДКО. Для хранения мясных и рыбных продуктов на станции использовался автофургон-рефрижератор. Часть экспедиционного груза и снаряжения, строительные материалы и запасы горючего содержались на складах открытого хранения, расположенных в различных местах на территории станции.
Камбуз и баня снабжались водой с помощью трубопровода, проложенного от искусственного водоема до дизельной и кают-компании. Этот водоем располагался в 30 м от построек. Плотина, построенная на ручье, вытекающем из озера Станционного, подняла уровень воды в водоеме на 3 м. С конца июня до конца октября, когда водоем и озеро замерзли, вода заготовлялась из снега и льда.
Станционные сооружения довольно быстро стали заноситься снегом. В результате этого в сентябре все дома, за исключением складских помещений, были занесены снегом вровень с крышами. Однако летом (в конце декабря) весь снег на территории станции полностью растаял.
На электростанции были установлены три дизель-генератора мощностью 24 квт, работавших попеременно. В отдельном балке на санях была оборудована аварийная электростанция, состоящая из двух дизель-генераторов мощностью по 5 квт каждый.
Медицинский персонал станции состоял из двух врачей — хирурга и терапевта. Медпункт площадью 12 м2 (в доме № 2) был хорошо обеспечен медицинским оборудованием, инструментарием и имел достаточный запас всех необходимых медикаментов.
Доставку личного состава на станцию Восток и снабжение продовольствием обеспечивала авиация. С 14 декабря 1967 г. по 12 января 1968 г. самолеты ИЛ-12 совершили 29 рейсов из Мирного на станцию Восток.