разработан в DVG Group
ОБСЕРВАТОРИЯ МИРНЫЙ
Транспортный отряд Мирного занимался перевозкой грузов с экспедиционных судов на берег, обеспечивал транспортом походы на Восток, на 105-й километр и в район бурения скважины на 26-м километре, проводил хозяйственные перевозки, бульдозерные работы по очистке территории от снега и устройству въезда на барьер на мысе Мабус. В Мирном имелось 15 тягачей, в том числе одна «Харьковчанка», 13 тракторов, 3 бульдозера и 4 транспортера ГАЗ-47. В летний период транспорт обеспечивал работу авиации при перевозке авиабензина с о. Строителей к самолетам и укатке ВПП.
В зимний период основные усилия транспортного отряда были направлены на ремонт транспортной техники, подготовляемой для похода на станцию Восток и выгрузки судов в период Четырнадцатой сезонной экспедиции.
В связи с работами по бурению материкового льда на 26-м километре трассы Мирный—Восток транспортный отряд организовал доставку туда группы термобурения и возвращение ее обратно в Мирный после окончания этой работы. Когда эта группа находилась в пункте бурения, туда организовывались еще две поездки для ремонта бурового оборудования.
Весной (в ноябре) транспортный отряд принял активное участие во втором походе на 105-й километр, осуществляя транспортировку части саней, резерва дизельного топлива и грузов для советско-французского похода на станцию Восток Четырнадцатой экспедиции. Этот санно-гусеничный поезд состоял из «Харьковчанки», восьми тягачей и одного транспортера ГАЗ-47.
Транспортный отряд принял также участие в подготовительных работах, связанных с дальнейшим строительством нефтебазы в районе Мирного. При этом были перевезены демонтированные емкости с сопки Моренной в район сопки Ветров.
В заключительный период работы транспортный отряд обеспечил перевозку горючего с о. Строителей и подготовил тысячекубовые емкости к приему топлива с борта танкера во время предстоящей Четырнадцатой сезонной экспедиции.
09 февраля 1968 г. из Мирного вышел санно-гусеничный поезд, состоящий из одного тягача АТТ с санями, на которых был установлен утепленный балок, и гусеничного транспортера ГАЗ-47. Цель этого похода (руководитель В. А. Шамонтьев) заключалась в установке новых навигационных вех на трассе Мирный — 105-й километр для обеспечения безопасности движения санно-гусеничных поездов при переходе через опасную зону краевой части ледника и для выполнения снегомерных наблюдений.
Поезд прибыл на 105-й километр 10 февраля, где находился до 14 февраля в ожидании санно-гусеничного поезда Двенадцатой экспедиции, возвращавшегося со станции Восток. Оба поезда возвратились в Мирный 15 февраля. В результате этого похода трасса Мирный — 105-й километр вновь была обставлена хорошо различимыми вехами с интервалами между ними около 0,5 км.
С 11 по 16 ноября 1968 г. был выполнен второй санно-гусеничный поход по маршруту Мирный — 105-й километр — Мирный для доставки на 105-й километр резерва дизельного топлива, необходимого для последующего похода на Восток. Поезд состоял из тягача «Харьковчанка», восьми тягачей АТТ, пяти загруженных саней — цистерн и транспортера ГАЗ-47. В походе участвовало 14 человек, руководителем был В. А. Шамонтьев. В этом походе выполнялись снегомерные и метеорологические наблюдения, определялась температура снега и льда в скважине, пробуренной на 26-м километре, устанавливались новые вехи взамен засыпанных снегом. На основании данных, полученных во время этих двух походов, была составлена новая схема навигационной обстановки на трассе Мирный — 105-й километр.
22—23 августа был организован поход в составе двух тягачей АТТ, трактора С-100, транспортера ГАЗ-47 и трех саней с буровой установкой, жилым балком и походной электростанцией. Этот поход (руководитель В. А. Немченко) проводился для организации бурения скважины на выносной точке на 26-м километре трассы Мирный — Восток и доставки туда группы термобурения (руководитель В. А. Морев).
01 сентября шесть человек под руководством В. А. Шамонтьева отправились на двух вездеходах ГАЗ-47 из Мирного на 26-й километр для оказания технической помощи группе термобурения.
17 сентября санно-гусеничный поезд (начальник В. А. Немченко) в составе двух тягачей, трактора и транспортера ГАЗ-47 доставил в Мирный группу термобурения, закончившую работы.
СТАНЦИЯ МОЛОДЕЖНАЯ
Транспортный парк станции Молодежной состоял из двух транспортеров ГАЗ-47, трех тракторов С-100, одного бульдозера, трех автомашин (одна — ГАЗ-63 и две — ЗИЛ-157) и одного транспортера-путеукладчика БАТ-М, созданного на базе тягача АТТ.
06 октября 1968 г. из Молодежной в направлении оазиса Терешковой Н. А. Корнилов и Г. В. Коновалов провели рекогносцировочную поездку на транспортере ГАЗ-47 за 30 км от станции для обследования состояния припая. Это позволило 09 октября организовать поход по припайному льду в оазис Терешковой на двух транспортерах. Цель этого похода (руководитель Н. А. Корнилов) заключалась в доставке на оазис для выполнения физико-географических исследований группы в составе пяти человек под руководством Г. В. Коновалова. На другой день Н. А. Корнилов и А. П. Кутузов на транспортерах возвратились на Молодежную.
18 октября после окончания работ в оазисе Терешковой полевая партия вернулась на вездеходах на станцию.
В период с 17 августа по 23 сентября со станции Молодежной проводились неоднократные поездки по припайному льду в восточном направлении и далее вдоль п-ова Танг с целью выполнить геодезические работы, определить координаты выходов коренных пород, а также провести гидрологические наблюдения. Поездки совершались под руководством Н. А. Корнилова на транспортере ГАЗ-47 с гидрологическим балком на буксире.
СТАНЦИЯ ВОСТОК
Транспортный парк станции Восток состоял из трех тягачей и одного бульдозера. В течение зимовки транспортная техника работала 8 месяцев — с января по апрель и с сентября до конца года. В середине зимы, с мая по август, когда наблюдаются самые низкие температуры воздуха, транспорт не использовался.
На станции неоднократно проводились бульдозерные работы. Так, пристройка дополнительного помещения между радиостанцией и метеорологическим кабинетом в конце летнего периода оказалась возможной только после уборки снега бульдозером.
СТАНЦИЯ НОВОЛАЗАРЕВСКАЯ
Транспортные средства включали тягач «Харьковчанка», три АТТ, один из которых был установлен на широких гусеницах, трактор и бульдозер. Объем транспортных перевозок на станции был весьма велик. В течение года было выполнено пять санно-гусеничных походов для доставки грузов из района разгрузки д/э «Обь» на Новолазаревскую. Поддержание транспортного парка в исправном состоянии, подготовка машин к походам требовали частых ремонтов и профилактических осмотров.
Осенью и весной в районе станции было выполнено пять санно-гусеничных походов к месту выгрузки д/э «Обь», в район станции Лазарев (мыс Опорный и мыс Ураганный). Протяженность трассы каждого из этих походов достигала 195 км.
Первый поход проводился от Новолазаревской к мысу Опорному с 18 марта по 07 апреля 1968 г. на двух тягачах АТТ и вездеходе «Харьковчанка». В походе участвовали сотрудники Двенадцатой (О. К. Седов, П. В. Бундзен, Н. Д. Еремеев, Н. И. Мелехин, Г. А. Хлопушин и В. И. Шлапунов) и Тринадцатой экспедиций (В. А. Самушкин, Ю. А. Афанасьев и А. Л. Матусов). Этот поход был организован для доставки со станции на д/э «Обь» части старой смены зимовщиков, выгрузки судна и транспортировки основных грузов на станцию. 27 марта во время разгрузки судна из-за внезапного взлома припая один тягач провалился под лед и утонул.
Второй поход из Новолазаревской в район станции Лазарев проходил 16 – 29 апреля на тягаче с санями (руководитель В. А. Самушкин). В результате этого похода на станцию был доставлен весь основной груз, необходимый для зимовки, а на трассе было установлено и измерено 95 снегомерных вех с интервалом в 1 км.
В третий раз санно-гусеничный поезд в составе вездехода «Харьковчанка», тягача и трех саней вышел к станции Лазарев 04 октября. В этом походе участвовали В. А. Самушкин (руководитель похода), Т. Д. Ярошенко, Н. Г. Косёнко, Б. А. Викторов и К. В. Грищенко. 07 октября на 118-м километре от Новолазаревской «Харьковчанка» вышла из строя. Через неделю В. М. Ушаков и П. П. Варзаев доставили со станции необходимые для ремонта части на другом тягаче. Однако отремонтировать на месте «Харьковчанку» не удалось, и, оставив ее на 118-м километре, все участники похода 21 октября на тягаче возвратились на станцию.
С 03 по 24 ноября был проведен четвертый поход, в котором на двух тягачах участвовали шесть человек под руководством В. А. Самушкина. В этом походе сначала была отремонтирована «Харьковчанка», а затем доставлены на Новолазаревскую грузы, необходимые для предстоящих сезонных работ Четырнадцатой экспедиции.
И, наконец, пятый поход к месту разгрузки д/э «Обь» проходил с 05 по 10 декабря. Поезд состоял из «Харьковчанки», двух тракторов-болотоходов и двух саней. В походе участвовали Ю. А. Афанасьев (руководитель похода), В. В. Планин, Б. А. Викторов и И. М. Черепанов. В результате этого похода была завершена доставка на станцию грузов, а также выполнена очередная снегомерная съемка.
СТАНЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕН
Наземный транспорт включал транспортер ГАЗ-47, трактор С-100М на широких гусеницах, бульдозер и автокран.