разработан в DVG Group

Флот

Доставка личного состава, грузов, топлива и продовольствия экспедиции в Антарктиду и возвращение на Родину
Личный состав Четырнадцатой советской антарктической экспедиции был доставлен в Антарктиду на судах «Обь» и «Профессор Зубов».
«Обь» (капитан Э. И. Купри) встала под погрузку в Ленинградском порту 16 октября 1968 г. и 22 октября вышла в свой четырнадцатый антарктический рейс, имея на борту 136 участников экспедиции, 68 членов экипажа и около 2500 т экспедиционного груза. В числе грузов — два самолета АН-2, тяжелые тягачи, вездеходы, рулонные резервуары для строительства нефтебазы в Мирном, различное оборудование, продовольствие и др.
По пути в Антарктику «Обь» посетила порт Лас-Пальмас на Канарских островах, где находилась со 2 по 4 ноября 1968 г. для пополнения запасов пресной воды и свежих продуктов. 10 ноября в конце суток «Обь» пересекла экватор, 22 ноября — 50° ю. ш., а 28 ноября, с трудом преодолев пояс сплоченных битых льдов, подошла к припаю в районе п-ова Тонг в 27 милях к северо-востоку от станции Молодежной.
29 ноября после выгрузки на лед и сборки начались регулярные полеты самолетов АН-2 от борта судна на станцию Молодежную. Полеты продолжались по 5 декабря; за это время произведена частичная смена личного состава станции Молодежной и выгружена часть необходимых грузов и продовольствия. На станцию доставлены все участники сезонных отрядов, которые по плану должны были работать в районе станций Молодежной и Новолазаревской, а также весь состав авиационного отряда. 3 декабря станция Молодежная была принята от Тринадцатой экспедиции, а 5 декабря д/э «Обь» покинул район станции и направился в Мирный.
13 декабря утром д/э «Обь» подошел к северной кромке припая в районе Мирного. Протяженность трассы до Мирного превышала 30 км; из-за отсутствия самолетов АН-2, которые остались на Молодежной, доставка личного состава с борта судна в Мирный производилась наземным транспортом. Выйдя из Мирного для встречи «Профессора Зубова», д/э «Обь» 26 декабря взял его под проводку через пояс битых льдов, и 1 января 1969 г. оба судна прибыли на рейд Мирного.
По окончании разгрузочных работ на рейде Мирного д/э «Обь» 19 января 1969 г. направился в австралийский порт Фримантл для пополнения запасов топлива, воды и продовольствия. После посещения порта Фримантл д/э «Обь» выполнил запланированные работы по океанологическому обследованию залива Прюдс и вновь прибыл в Мирный 27 февраля. В это время рейд Мирного полностью очистился от льда, и судно ошвартовалось у барьера в районе сопки Моренной. Выгрузка доставленных продуктов и остававшихся на судне 2000 бочек с различными маслами производилась по лееру, натянутому от мачты судна до безопасного места на барьере, где его конец был закреплен за специально приваренную конструкцию на кузове АТТ. С помощью этой «канатной дороги» с борта судна на берег и обратно было перегружено более 500 т различных грузов с максимальным весом одного места до 1 т.
05 марта на д/э «Обь» перешли 45 участников экспедиции, выполнявших в Мирном сезонные работы, а также члены советско-французского гляциологического отряда, доставленные в Мирный самолетом со станции Восток. В этот же день дизель-электроход покинул рейд Мирного и направился на станцию Молодежную, куда прибыл 10 марта.
Разгрузка «Оби» и прибывших на Молодежную т/х «Вытегралес» и танкера «Эльбрус» продолжалась до 16 марта. Ранее было решено, что «Обь» зайдет на станцию Молодежную еще раз, на обратном пути со станции Новолазаревской, поэтому посадка участников экспедиции не производилась. Таким образом, сезонные отряды и строители получили дополнительное время для выполнения своих планов. 16 марта «Обь» покинула станцию Молодежную и направилась к станции Новолазаревской. 20 марта судно ошвартовалось у мыса Острого в заливе Ленинградском. Это место впервые было выбрано для разгрузки «Оби», так как удобная высота барьера (около 6 м) позволяла в спокойной обстановке произвести разгрузку судна. 23 марта, когда разгрузка была закончена, три сотрудника станции Новолазаревской сошли на берег (остальные сотрудники доставлены на станцию самолетами), а участники Тринадцатой экспедиции приняты на борт судна. «Обь» покинула залив Ленинградский и направилась снова на станцию Молодежную, куда прибыла 26 марта. В этот же день, после того как участники сезонных отрядов перешли на борт судна для следования на Родину, «Обь» вышла из Молодежной и двинулась на север по 20° в. д. для выполнения океанологических работ. Обязанности начальника рейса были возложены на начальника станции Молодежной Тринадцатой экспедиции Н. А. Корнилова.
23 апреля д/э «Обь» прибыл в порт Лас-Пальмас, а 24 апреля продолжил свой путь до порта Гавр, куда прибыл 30 апреля. В Гавре на берег сошли участники французской группы гляциологического отряда, и 1 мая д/э «Обь» вышел из Гавра на Родину. 14 мая 1969 г. судно прибыло в Ленинград.
Другое судно экспедиции — «Профессор Зубов» (капитан П. И. Таиров, начальник рейса Э. Т. Кренкель) —вышло из Ленинграда 14 ноября 1968 г., имея на борту 124 участника экспедиции. 19 ноября «Профессор Зубов» в порту Гавр принял на борт французскую группу гляциологического отряда и в тот же день взял курс на Канарские острова. В порт Лас-Пальмас судно прибыло 24 ноября и, пополнив запасы топлива, воды и продовольствия, 27 ноября вышло в Антарктику с попутными работами по 20° в. д. 26 декабря «Профессор Зубов» подошел к поясу битых льдов моря Дейвиса, встретился с д/э «Обь» и под его проводкой 1 января 1969 г. подошел к припаю на рейде Мирного. 12 января после смены личного состава экспедиций «Профессор Зубов» покинул рейд Мирного и направился в район станции Беллинсгаузен, куда прибыл 28 января, а 06 февраля направился для выполнения океанологических работ по 30° з. д. Совершив заход в порт Лас-Пальмас, судно прибыло в Ленинград 14 марта 1969 г.
Третье судно экспедиции — танкер «Эльбрус» (капитан В. В. Синельников)—вышел из Батуми 21 января 1969 г., имея на борту 10 участников экспедиции, и 01 марта прибыл в Мирный. После выгрузки нефтепродуктов в резервуары нефтебазы Мирного танкер 5 марта направился к станции Молодежной, куда прибыл 10 марта. Закончив работы на станции Молодежной, «Эльбрус» 14 марта вышел в обратный рейс. На его борту возвращались на Родину 10 человек из сезонного состава экспедиции, в том числе два представителя французской полярной экспедиции — заболевший Делеле-Делож и сопровождавший его руководитель группы Фолк, которые сошли в порту Кейптаун. Танкер прибыл в Новороссийск 18 апреля 1969 г.
Четвертое судно экспедиции — т/х «Вытегралес» (капитан Б. В. Печенов) —доставило на станцию Молодежную 10 участников экспедиции, строительные грузы и самолет ИЛ-14. Теплоход вышел из Ленинграда 8 февраля 1969 г., прибыл на станцию Молодежную 13 марта и после окончания выгрузки направился в обратный рейс 26 марта, приняв на борт 12 человек из сезонного состава экспедиции.
Таким образом, личный состав Четырнадцатой экспедиции был доставлен в Антарктиду на четырех судах.
Возвращение на Родину личного состава Четырнадцатой экспедиции осуществлялось на судах «Обь» и «Профессор Визе». Д/э «Обь» (капитан Э. И. Купри), преодолев тяжелые льды, подошел к припаю в районе станции Молодежной 07 декабря 1969 г. После передачи станции Пятнадцатой экспедиции большая часть сотрудников Четырнадцатой экспедиции перешла на борт д/э «Обь», и судно 12 декабря направилось в Мирный. На станции осталось несколько человек для работы в летний сезон в составе Пятнадцатой экспедиции.
«Профессор Визе» (капитан Э. Н. Троицкий) прибыл на рейд станции Беллинсгаузен 11 декабря 1969 г. Личный состав экспедиции, за исключением трех человек, оставленных для работы в летний сезон, погрузился на судно, которое 12 декабря вышло в Мирный.
26 декабря д/э «Обь» подошел к кромке припая в районе Мирного. Вместе с ним прибыл и «Профессор Визе». Забрав личный состав экспедиции, «Профессор Визе» 08 января 1970 г., самостоятельно форсируя пояс битых льдов, направился на Родину.
В соответствии с программой океанографических работ «Профессор Визе» на обратном пути из Мирного выполнил гидрологический разрез по 20° в. д. до берегов Африки. Затем судно зашло в Лас-Пальмас для пополнения запасов топлива и воды, а оттуда— в Гавр, где был оставлен груз французской группы гляциологического отряда. Далее судно направилось в Ленинград с попутным заходом в порт Висмар для высадки немецких специалистов и выгрузки их груза и в порт Гданьск для высадки польских специалистов. В Ленинград «Профессор Визе» прибыл 19 февраля 1970 г., доставив на Родину 124 участника Четырнадцатой экспедиции.
Вторая группа личного состава экспедиции осталась в Антарктике для сезонных работ, по окончании которых 12 апреля на борту д/э «Обь» направилась в обратный рейс. 20 мая 1970 г. д/э «Обь» прибыл в Ленинград.