разработан в DVG Group

Общие задачи

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Четырнадцатая экспедиция выполняла исследования, направленные на решение тех же проблем, которые стояли и перед предшествующими экспедициями, а именно:
1. Влияние Антарктиды на общую циркуляцию атмосферы.
2. Водный баланс Южного океана и ледовые условия в антарктических водах.
3. Определение основных характеристик ледяного покрова Антарктиды.
4. Изучение строения земной коры и верхней мантии.
5. Изучение особенностей электромагнитных процессов в верхней атмосфере и их связей с солнечной активностью.
6. Изучение акклиматизации человека в условиях Антарктиды.
7. Картирование Антарктиды.
8. Создание регионального метеорологического центра на станции Молодежной.
Работы экспедиции подразделялись на стационарные (круглогодичные) и сезонные. Стационарные работы проводились в обсерватории Мирный, на внутриконтинентальной станции Восток и на прибрежных станциях Молодежная, Новолазаревская и Беллинсгаузен.
Программа работ Четырнадцатой экспедиции была гораздо шире, чем в предыдущие годы, и предусматривала те виды работ и наблюдений, которые предстояло впервые организовать в Антарктиде. Так, например, значительно увеличился объем метеорологической информации, которую экспедиции следовало собирать по южному полушарию, включая Южную Америку, для передачи в Москву и в эфир. На станции Молодежной создана станция ракетного зондирования атмосферы и начаты регулярные запуски метеорологических ракет. На станции Беллинсгаузен организовано аэрологическое зондирование радиозондами РКЗ, установлен 5-киловаттный радиопередатчик «Вяз» и отработана телетайпная связь с Мирным. На станции Молодежной оборудован пункт приема фотографий от метеорологических искусственных спутников Земли. В Мирном начаты работы по внедрению унифицированной автоматической гидрометеорологической станции (УАТ ГМС-4), а также по фотометрии полярных сияний и исследованию энергии свечения ночного неба. В районе станции Новолазаревской проведены опытно-методические работы по глубинному сейсмическому зондированию земной коры.
Как и в прошлые годы, экспедиция выполняла синоптическое обслуживание китобойных флотилий, судов и самолетов, находящихся в районе Антарктики, но в период китобойного промысла, в отличие от предыдущих лет, дополнительно составлялась синоптическая карта южного полушария за 6 ч гринвичского времени и передавалась по факсимильной радиосвязи в эфир.
Кроме производства научных наблюдений, Четырнадцатая экспедиция выполнила большой объем инженерно-технических, строительных и ремонтных работ. Так, в обсерватории Мирный на сопке Моренной были установлены два рулонных резервуара по 1000 м3 каждый для хранения дизельного топлива и авиационного бензина. На станции Молодежной закончено строительство станции ракетного зондирования атмосферы. На станции Беллинсгаузен закончено сооружение аэрологического комплекса. На станции Восток построен павильон для изучения земных приливов. Выполнена большая и трудоемкая работа по приему танкера и заполнению нефтебазы в Мирном и Молодежной многолетним запасом нефтепродуктов.
За период своей деятельности Четырнадцатая экспедиция организовала три больших санно-гусеничных похода, из которых два по маршруту Мирный — Восток — Мирный и один по маршруту Мирный — 255-й километр — Мирный. Первый поход, продолжавшийся с 19 января по 29 апреля 1969 г., имел целью обеспечить работы советско-французского гляциологического отряда и доставить на станцию Восток топливо, продукты и оборудование. Второй поход, в августе—сентябре 1969 г., был организован для доставки в Мирный транспортной техники, оставленной в апреле на 255-м километре от Мирного, и одновременно для создания топливной базы в районе 105-го километра от Мирного для очередного весеннего похода на станцию Восток. Перед третьим походом по маршруту Мирный — Восток — Мирный, продолжавшемся с 07 декабря 1969 г. по 23 февраля 1970 г., стояли задачи по обеспечению станции Восток топливом для работы Пятнадцатой экспедиции, а также по расстановке гляциологических вех и автоматических магнитно-вариационных станций длительной записи на маршруте от станции Восток до Мирного.
Силами строительного отряда на станции Молодежной было продолжено строительство будущей основной базы советской экспедиции на Антарктическом материке. Особое внимание уделялось строительству приемного и передающего радиоцентров и антенных полей.
В составе экспедиции участвовали представители иностранных государств — научные работники и корреспонденты. От французской полярной экспедиции пять специалистов: К. Фолк, Ж.-К- Прейер, И. Бенюс, Ж.-М. Беккер и К. Делеле-Делож — приняли участие в работе советско-французского гляциологического отряда в санно-гусеничном походе по маршруту Мирный — Восток. Представители ГДР Г. Дришер, К. Дидерих и Х.-В. Мессершмидт проводили работы в Мирном по изучению распространения сверхдлинных волн, энергии свечения ночного неба и получению данных от искусственных спутников Земли. Корреспонденты телевидения ГДР Г. Ниеманн и К. Нейгебауэр работали в пути на судне «Профессор Зубов», в обсерватории Мирный и на борту д/э «Обь». Ученый ГДР М. Шнайдер исследовал в течение года земные приливы на станции Восток. Там же работал по совместной научной программе СССР — США представитель антарктической экспедиции США геофизик М. Мэйш. На станции Молодежной проводили исследования биологи Польской Народной Республики С. Ракуса-Сущевски и К. Опалински. На борту «Профессора Зубова» и в обсерватории Мирный в летний сезон работали корреспонденты телевидения Венгерской Народной Республики П. Роккенбауэр и Т. Сабадаш.
В порядке обмена научными работниками один представитель Четырнадцатой экспедиции, метеоролог А. А. Васильев, работал в течение года на американской базе Мак-Мердо.

РАБОТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Электростанция
Обсерватория Мирный. На электростанции по-прежнему имелись три дизель-генератора мощностью по 200 кВт. В первую половину года дизель-электростанция (ДЭС) работала на одном дизель-генераторе. Однако из-за возросшего потребления электроэнергии (по сравнению с предыдущими экспедициями), вызванного большей загрузкой радиоцентра и установкой дополнительной аппаратуры, пришлось перейти на работу двух дизель-генераторов. Однако электрическая схема электростанции и система охлаждения дизелей не предусматривали одновременной работы двух агрегатов. Поэтому персонал электростанции выполнил большую работу при подготовке оборудования для такой работы. Нагрузка на каждый дизель-генератор составляла в среднем до 150 кВт, расход топлива 1500—1800 кг в сутки. Во избежание частых переходов с одного агрегата на другой для смены масла, что влекло за собой простои научной аппаратуры, в Четырнадцатой экспедиции вместо масла марки МС-20 начали применять масло марки МТ-16П. Опыт эксплуатации показал, что данное масло как нельзя лучше подходит для работы ДЭС в условиях Мирного. Сроки смены масла МТ-16П составляют 500—600 ч (вместо 100 ч при использовании масла МС-20), количество переходов с одного дизеля на другой за одинаковый промежуток времени сократилось с шести до одного.
Станция Восток. Электросиловое хозяйство станции принято от предыдущей экспедиции без всяких изменений. Работали шесть дизель-генераторов мощностью по 12 кВт и одна ЖЭС-30 мощностью 24 кВт. Низкое атмосферное давление очень отражается на работе дизелей. Центральным научно-исследовательским дизельным институтом в Ленинграде для ЖЭС-30 был изготовлен турбокомпрессор с водяным охлаждением. Работа ЖЭС-30 с турбокомпрессором показала отличные результаты.
Станция Молодежная. Энергохозяйство состояло из автоматизированной дизельной электростанции (АДЭС), старой ДЭС, передвижной ДЭС-100 и двух ДЭС-30, распределительного пункта (РП) в старой ДЭС и кабельной сети. АДЭС к началу работы Четырнадцатой экспедиции состояла из трех агрегатов мощностью по 320 кВт, причем могла осуществляться как одиночная, так и параллельная их работа. Электростанция была снабжена всеми необходимыми вспомогательными механизмами. Загрузка агрегатов АДЭС в зимние месяцы в среднем составляла 320—340 кВт, пиковая нагрузка — до 400 кВт. Установленная мощность потребителей станции на 01 декабря 1969 г. составляла 930 кВт.
Станция Новолазаревская. Электростанция располагала тремя дизель-генераторами мощностью по 24 кВт каждый. В качестве аварийной служила электростанция ПС-15 мощностью 12 кВт. Имелась также резервная электростанция ЖЭС-30.
Станция Беллинсгаузен. На электростанции имелись три дизель-генератора по 24 кВт и два аварийных дизель-генератора по 5 кВт. В качестве вспомогательного во время запуска радиозондов использовался дизель-генератор Д-40А. Переделана система охлаждения одного дизеля, произведен монтаж топливопровода в помещении электростанции, выполнено заземление генераторов. Проделана большая работа по восстановлению плотины и обеспечению водоснабжения станции.

Механическая мастерская
Обсерватория Мирный. Механическая мастерская выполнила исключительно большой объем самых разнообразных работ. В течение года мастерская систематически ремонтировала научную аппаратуру, часовые механизмы, счетные машины, транспортную технику, выполняла плотницкие и столярные, кузнечно-сварочные и слесарно-механические работы, изготовляла специальные антенны и различную аппаратуру, постоянно выполняла заказы хозяйственных подразделений. Начиная с октября 1969 г. механическая мастерская в основном работала по подготовке санно-гусеничного поезда на станцию Восток. Чрезвычайно трудоемким оказался ремонт саней с цистернами, так как у большинства саней были порваны водила, вырваны форкопы, нарушена герметичность цистерн и т. п.

Радиосвязь
Обсерватория Мирный. Радиостанция держала регулярную связь с судами и китобойными флотилиями, находившимися в водах Антарктики. Одной из серьезных задач радиостанции была организация связи с санно-гусеничными поездами. В течение года из Мирного в разное время выходило пять санно-гусеничных поездов. Связь с самолетами осуществлялась в основном с пеленгатора, где были установлены приемники и проведена линия манипуляции на передающую станцию. В течение года выполнена большая работа по установке и монтажу новых средств связи, ремонту и профилактике антенных полей и кабельных линий. Проведена модернизация оборудования в телетайпном зале, установлено специальное приемное устройство (КМПУ), оборудован стол для работы со станцией Беллинсгаузен на телетайпе Т-51 и выполнено много других специальных заданий. Особенно трудным оказалось восстановление поврежденного во время транспортировки передатчика «Снежинка», у которого пришлось реставрировать многие узлы и детали. Основной задачей радиостанции был сбор метеорологической информации всего южного полушария и распространение ее в соответствии с указаниями Гидрометслужбы СССР и рекомендациями Всемирной метеорологической организации. Для выполнения этой задачи радиостанция Мирный держала связь, кроме советских станций, со всеми основными иностранными станциями в Антарктике и Субантарктике, а также с метеорологическими центрами Южной Америки, Австралии, Африки и Новой Зеландии. Обмен информацией со всеми иностранными станциями осуществлялся с помощью телетайпов.
Станция Восток. Основное назначение радиостанции — регулярная связь с обсерваторией Мирный, куда передавались все синоптические и аэрологические сводки. Для обмена служебной и частной корреспонденцией, а также для проведения радиопереговоров был установлен ежедневный срок с 8 ч 06 мин до 9 ч.
Для обеспечения надежной связи обсерватории Мирный со станцией Беллинсгаузен были введены дополнительные сроки 5 ч 06 мин, 9 ч 45 мин и 21 ч 15 мин. В эти сроки, в случае плохого прохождения радиоволн на трассе Беллинсгаузен—Мирный, оказывалась помощь в передаче научной и служебной корреспонденции. В дни большой загрузки радиостанции Мирный для приема корреспонденции использовался магнитофон. Наиболее благоприятной для связи между Мирным и станцией Восток в летнее время является частота 8330 кГц, а в зимнее — 8330 и 7435 кГц. Во время полетов самолетов и нахождения в пути санно-гусеничного поезда на трассе Мирный—Восток радиостанция обеспечивала их радиосвязью и сведениями о погоде.
Станция Молодежная. Радиостанция оснащена следующим оборудованием:
1. Радиопередающая аппаратура: а) радиопередатчик Р-641-Д; мощность в антенне — до 1 кВт; передатчик хорошо настраивается на симметричную антенну и «наклонный луч»; б) радиопередатчик Р-642-БД; мощность в антенне — до 1 кВт; передатчик работает на антенну ВГДШ; в) радиопередатчик Р-643; мощность в антенне — до 1 кВт. Эксплуатируется только во время навигации для связи (и привода) с судами и самолетами.
2. Радиоприемная аппаратура: радиоприемники Р-250-М, Р-670, «Волна-К».
3. Приемный фототелеграфный аппарат типа ФТА-КП.
На станции имеются следующие антенно-мачтовые сооружения:
1. Передающие антенны: а) антенна ВГДШ — направлена на Москву; б) антенна ВГДШ — направлена на Мирный; в) антенна «наклонный луч» — трехпроводное полотно на кольцах; г) антенна «наклонный луч» — однопроводная.
2. Приемные антенны: а) антенна ВГД — направлена на Москву; б) антенна ВГД -—аправлена на Мирный; в) антенна РГ — направлена на Москву; г) антенна АБВ — длиной 300 м. Антенны типа ВГДШ, ВГД и «наклонные лучи» подвешены на трех мачтах типа «Унжа» высотой 30 м. Антенна типа РГ подвешена на четырех дюралюминиевых мачтах высотой 18 м. Антенна АБВ подвешена на деревянных опорах высотой по 4 м.
В дни плохого прохождения радиоволн радиостанция Молодежная постоянно оказывала помощь станциям Восток, Новолазаревской и Беллинсгаузен в передаче синоптических сводок, аэрологических данных и служебной корреспонденции на радиоцентр Мирного. Во время полетов на станцию Новолазаревскую и в Мирный связь осуществлялась на частотах 6244, 8330 и 12 258 кГц. Другие разрешенные частоты давались по требованию самолета. Минут через 50 после вылета самолета со станции связь с ним прерывалась, примерно через час снова восстанавливалась и оставалась устойчивой до конца полета.
Четырнадцатой экспедицией осуществлен научный поход радиофизического отряда в глубь Антарктического материка. В санно-гусеничном поезде была установлена радиостанция типа РСБ-70 с приемником УС-9. Поезд выходил на связь один раз в сутки в 9 ч, а при необходимости мог вызвать радиостанцию Молодежной в любой срок ее связи с Мирным. Радиостанция Молодежной обменивалась метеорологическими данными с японской станцией Сева  в  17 ч 10 мин московского времени.
Аппаратура для приема информации от искусственных спутников Земли и фотолаборатория для обработки материалов размещалась в домике, установленном на металлических санях, площадью 6,5 на 3,4 м. Приемная антенная система высотой 5 м находилась в непосредственной близости от домика. С 14 октября был начат пробный прием спутниковой информации. Получены фотографии удовлетворительного качества с изображением облачности и контура материка. Как правило, с одного витка получали два снимка. Прием производился на приемник УКВ с антенной круговой поляризации без антенного усилителя. Работу выполнял Б. Г. Казадаев.
Станция Новолазаревская. Радиостанция обеспечивала регулярную связь с Мирным, принимала участие в приеме и передаче сигналов компарирования. Были установлены два срока в сутки для обмена метеорологической информацией со станцией САНАЭ. Оснащение радиостанции осталось прежним. Антенно-мачтовое хозяйство состояло из пяти антенн («несимметричные горизонтальные вибраторы»), подвешенных на дюралевых мачтах.
Сигналы для компарирования подавались с помощью автоматического датчика пеленга. Прием сигналов осуществлялся на слух с оценкой слышимости по пятибалльной шкале.
Станция Беллинсгаузен. В 1969 г. следовало ввести в строй радиопередатчик мощностью 5 кВт (ВЯЗ), построить новые антенные поля, установить приемную аппаратуру магистральных связей и радиотелеграфную аппаратуру Т-51, увеличить объем принимаемой метеорологической информации (за счет прилегающих к Антарктиде районов и Латинской Америки) и передавать ее в Мирный. С вводом в строй аэрологического комплекса надлежало регулярно сообщать данные радиозондирования в Мирный. Станция располагала следующим оборудованием: 1) радиопередатчиком ВЯЗ-2М мощностью 5 кВт; 2) радиоприемной аппаратурой магистральных связей КМПУ-М; 3) аппаратурой промежуточных преобразований ТУВ-РБ; 4) телеграфными аппаратами Т-51 и трансмиттером Т-53/3; 5) антенным усилителем ШАУ-51Н. На антенном поле имелось восемь стальных и две дюралевых радиомачты высотой от 22 до 25 м, одна мачта высотой 14 м была установлена на возвышенности. На них были подвешены следующие антенны: 1) передающие ромб, азимут 145° (направление на Молодежную); 2) два приемных ромба, азимут 145° (направление на Молодежную) и 25° (направление на Рио-Де-Жанейро); 3) передающая уголковая антенна, азимут 165° (направление на Мирный). После установки радиопередатчика ВЯЗ-2М, переделки ТУВ-РБ и отладки радиотелеграфной аппаратуры был начат пробный прием телетайпных передач радиостанций Порт Стэнли и Оркадас, а в начале июня — пробная телетайпная связь с Мирным. Прием информации из Латинской Америки производился в зимнее время от Буэнос-Айреса, а с наступлением весны — от Рио-Де-Жанейро. Связь с Мирным осуществлялась на частотах: зимой — 8330, 10 830 и 12 258 кГц; осенью, весной и летом — 15 830, 16 788 и 18 490 кГц. В периоды непрохождения радиоволн значительную помощь оказывала радиостанция Молодежная. В 1969 г. прохождение радиоволн на трассе Беллинсгаузен — Мирный было весьма неустойчивым, особенно в зимние месяцы. Наблюдались случаи одностороннего прохождения, когда передатчики Мирного и Молодежной прослушивались с удовлетворительной громкостью, а сигналы станции Беллинсгаузен не обнаруживались, и наоборот. При нарушении прохождения на частотах 8330, 10 830 и 16 708 кГц запасными были частоты 6244, 12 258, 15 830 и 18 490 кГц; в зимний период использовалась также частота 4614 кГц.