разработан в DVG Group

Научный комитет по изучению Антарктики

Международный совет научных союзов (МСНС) был инициатором и организатором проведения в 1957/58 г. Международного геофизического года (МГГ). Для координации антарктических исследований при Коми­тете по проведению МГГ была создана специальная рабочая группа, ко­торая в ноябре 1957 г. была преобразована в Специальный Комитет по Антарктическим исследованиям. В его состав были включено по одному представителю от стран, ведущих работы по изучению Антарктики и пред­ставители некоторых международных научных союзов. Первое заседание этого Комитета состоялось в феврале 1958 г. в Гааге, Нидерланды. На Пя­том заседании в октябре 1961 г. (Веллингтон, Новая Зеландия) было при­нято решение о переименовании Комитета. С этого времени он называет­ся – Научный комитет по изучению Антарктики (СКАР).

На СКАР возложена обязанность учреждения, содействия и коорди­нации научной деятельности в Антарктике, с целью выработки и анализа научных программ приполярного масштаба и важности. Когда СКАР по­лучает запрос на научную консультацию, он ее быстро формулирует, опе­ративно передавая вопрос одной из Рабочих групп СКАР, а затем консуль­тация должна быстро передаваться обратно через Национальные комите­ты и правительства стран-участниц Договора на Консультативное сове­щание для рассмотрения. Хотя Протокол предусматривает участие Пре­зидента СКАР в Комитете по охране окружающей среды, но имеют место только формальные взаимоотношения между правительствами стран До­говора, с одной стороны, и СКАР, с другой . Эта система позво­ляет правительствам стран-участниц иметь неформальный доступ к ши­рокому спектру независимых научных консультаций. Время от времени ученые в СКАР могут по собственной инициативе сообщать правитель­ствам стран Договора о тех проблемах, которые, по их мнению, следует поднять на межправительственном уровне в рамках консультативного ап­парата Договора. В этом случае используются те же каналы.

 

Страна
Дата принятия в ассоциированные члены
Дата принятия в полноправные члены
ПОЛНОПРАВНЫЕ ЧЛЕНЫ
Аргентина
Австралия
Бельгия
Чили
Франция
Япония
Навая Зеландия
Норвегия
Южная Африка
Россия (ранее СССР)
Великобритания
США
Германия (включая ГДР)
Польша
Индия
Бразилия
Китай
Швеция
Италия
Уругвай
Испания
Нидерланды
Республика Корея
Финляндия
Эквадор
Канада
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(24 марта 1984 г.)
(19 мая 1987г.)
( 29июля 1987 г.)
(15 января 1987г.)
(20 мая 1987 г.)
(18 декабря 1987 г.)
(1 июля 1988 г.)
(12 сентября 1988 г.)
(5 сентября 1994 г.)
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
3 февраля 1958 г.
22 мая 1978 г.
22 мая 1978 г.
1 октября 1984 г.
1 октября 1984 г.
23 июня 1986 г.
12 сентября 1988 г.
12 сентября 1988 г.
12 сентября 1988 г.
23 июля 1990 г.
23 июля 1990 г.
23 июля 1990 г.
23 июля 1990 г.
15 июня 1992 г.
27 июня 1999 г.

АССОЦИИРОВАННЫЕ ЧЛЕНЫ

Перу
Швейцария
Эстония
Пакистан
Украина
Болгария
 
14 апреля 1987 г.
 
16 июня 1987 г.
 
15 июня 1992 г.
 
15 июня 1992 г.
 
5 сентября 1994 г.
 
5 марта 1995 г.
 
ЧЛЕНЫ СОЮЗА МСНС
МГС        Международный географический союз
МСБС    Международный союз биологических наук
МСГГ      Международный союз геодезии и геофизики
МСГН     Международный союз геологических наук
МСФПХ  Международный союз теоретической и прикладной химии
МСФН     Международный союз физиологических наук
МНРС     Международный научный радиотехнический союз

 

В 2000 г. в СКАР состояли представители 32 стран, согласно ниже приве­денному списку (табл. 6) . Полными членами СКАР являются национальные организации, присоединившиеся к МСНС, представляющие научные сооб­щества стран с активными и продолжающимися независимыми программами исследований в Антарктике и образующие Национальные комитеты для связи со СКАР. Ассоциированными членами СКАР являются национальные орга­низации, присоединившиеся к МСНС или назначенные национальными орга­низациями в МСНС, которые желают участвовать в СКАР по научным причи­нам, но которые не имеют права на полное членство.

В соответствии со статусом членства в СКАР назначаются нацио­нальные делегаты. Полные члены СКАР имеют одного постоянного, го­лосующего делегата и одного альтернативного, неголосующего делегата, оба из которых представляют Национальный комитет, связанный со СКАР. Ассоциированные члены имеют одного не голосующего делегата, кото­рый представляет национальную организацию, присоединившуюся к МСНС или являющуюся его кандидатом. В состав голосующих делегатов СКАР входят также Союзные члены от организаций МСНС.

СКАР выбирает Исполнительный комитет из делегатов полных членов, который состоит из президента, последнего предшествующего президента, двух вице-президентов и секретаря, избираемых на четыре года. Один вице-президент избирается на срок, совпадающий со сроком президента. Другой вице-президент и секретарь избираются на срок, который начинается на со­вещании СКАР, на котором президент не избирается. Президенты и вице-президенты назначаются только на четырехлетний срок, а секретарь может переизбираться еще на один срок. Исполнительный комитет отвечает перед МСНС за координацию научных программ, принятых СКАР. СКАР или его Исполнительный комитет могут назначать специальные группы для изуче­ния конкретных вопросов. Рабочим языком СКАР является английский язык.

СКАР может давать научные и технические советы Консультативным совещаниям по Договору об Антарктике и другим международным органи­зациям (как государственным, так и негосударственным). При формулиро­вании своих научных программ СКАР обращает внимание на их возмож­ный вклад в глобальные программы органов и других научных организаций МСНС и устанавливает связь и сотрудничество с другими международны­ми организациями, имеющими научные интересы в Антарктике. При этом в положении о СКАР указано, что эта организация должна воздерживаться от вмешательства в политические и юридические дела, включая выработку мер по управлению ресурсами, пригодными для разработки, за исключением тех случаев, когда СКАР принимает приглашение по конкретному вопросу. Однако, вырабатывая свои конкретные программы, СКАР должен принимать во внимание необходимость сбора научных данных, нужных для целесообразного управления ресурсами региона.