разработан в DVG Group

Текущие события

Очередной антарктический поход НЭС «Академик Федоров»

В ночь с 08 на 09 ноября 2014 г. от причала Морского торгового порта г. Санкт-Петербурга в свой очередной антарктический рейс уходит научно-экспедиционное судно «Академик Федоров»  Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. На этот раз, экипаж судна и участники экспедиции на его борту будут выполнять задачи 60-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна – капитан…

Наша страна уже многие годы активно сотрудничает с различными Консультативными сторонами Договора об Антарктике в области научных исследований и их логистического обеспечения. Результаты этих партнерских отношений позволили не только привлекать к выполнению отечественных исследований самые современные западные технологии, но и значительно сэкономить материальные ресурсы на их проведение. В конце XX – начале XXI веков к Договору об Антарктике присоединился ряд…

05.06.2014 в помещении Русского Географического общества состоялась церемония награждения правительственными наградами РФ сотрудников российских научно-исследовательских организаций принимавших участие в экологически чистом проникновении в подледниковое озеро Восток, которое произошло  05.02.2012 г. Среди награжденных участники российских антарктических экспедиций. Часть из награжденных, в настоящее время работает в Антарктиде в 59 РАЭ. Государственные награды будут вручены послевозвращения…

09 июня 2014 г. к причалу ПКТ  Морского торгового порта «Санкт-Петербург» прибывает научно-экспедиционное судно (НЭС) Арктического и антарктического НИИ Росгидромета «Академик Трешников». Капитан судна – капитан дальнего плавания Лукьянов Сергей Владимирович, начальник рейса – начальник 58 зимовочной Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Виктор Михайлович Вендерович. На борту судна находятся 88 человек, из них 61 человек – члены экипажа (в том числе 1 человек…

20 мая 2014 г. в адрес ААНИИ получена телеграмма Президента Российской Федерации Путина В.В. с поздравлением российских полярников с их профессиональным праздником, который ежегодно проводится 21 мая начиная с 2013 г. Текст поздравительного послания был доведен до всех участников экспедиций и членов экипажей научно-экспедиционных судов.

15-16 марта 2014 г. в срок предусмотренный рейсовым заданием НЭС «Академик Трешников» прошел внешний ледовый пояс дрейфующих льдов моря Лазарева и приблизился к месту, рекомендованному для входа в массив припайных льдов северо-западнее бухты Белая. Дистанция до береговой базы составляла 18 миль. Используя трещину, обнаруженную на спутниковом снимке высокого разрешения судно продолжило движение ударами поскольку толщина льда составляла до 2 м. со слоем смёрзшегося…

Германский порт Бремерхафен уже давно стал знаковым промежуточным пунктом для научно-экспедиционных судов Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) по пути их следования в Арктику и Антарктику. В этом городе расположены известные судостроительные и судоремонтные верфи, а также родственный ААНИИ германский Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера, который является главным научным центром по изучению полярных регионов планеты этой страны.…

10 мая научно-экспедиционное судно Арктического и антарктического НИИ Росгидромета «Академик Федоров» возвращается в родной Санкт-Петербургский порт после завершения рейса по программе 58-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна – капитан дальнего плавания, опытный полярный судоводитель Валерий Александрович Викторов, начальник 58-й сезонной РАЭ – известный полярник Владимир Александрович Кучин. На борту судна находятся 55 участников 57-й и…

В результате проникновения в подледниковое озеро Восток через глубокую ледяную скважину 5Г, которое состоялось 05 февраля 2012 г., поверхностная вода озера, находившаяся под более высоким давлением, чем заливочная жидкость в скважине, поднялась вверх по стволу скважины, поднимая над собой более легкую заливочную жидкость. Часть этой воды попала во внутренний объем бурового снаряда, а также примерзла к нижней поверхности буровой коронки и боковым наружным стенкам…

Как это и предполагалось разработанной в 2001 году отечественной технологией экологически чистого отбора проб из поверхностного слоя подледникового озера Восток, в сезоне 2012-13 гг. в глубокой скважине 5Г на станции Восток стали проводиться работы по бурению ледяного керна, образованного из «свежезамороженной» поверхностной воды подледникового озера, которая поднялась вверх по стволу скважины после контакта бурового снаряда с границей раздела ледник-вода. Это…

26 октября 2017г. от причала Морского торгового порта Санкт-Петербург в рейс по программе 63 РАЭ вышло НЭС "Академик Федоров" Росгидромета
Капитан судна -капитан дальнего плавания Калмыков Олег Георгиевич. Начальник сезоннай 63 РАЭ- Владимир Николаевич Чурун.

                                                                                     
                                                                            ВОЗВРАЩЕНИЕ К НЕВСКИМ БЕРЕГАМ ИЗ АНТАРКТИКИ.

      22 мая с. г. к причалу Морского торгового порта Санкт-Петербурга после рейса по программе 62 Российской антарктической экспедиции (РАЭ) возвращается научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров» Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. Капитан судна - капитан дальнего плавания Олег Георгиевич Калмыков, начальник рейса – заместитель начальника 62 РАЭ Виктор Михайлович Вендерович. На борту судна находится 70 членов экипажа и 66 участников 61 зимовочной и 62 сезонной РАЭ.
Рейс НЭС «Академик Федоров» продолжался 190 суток, за эти дни оно преодолело 32098 морских миль через акватории Атлантического, Индийского и Южного океанов, из них 6000 в айсберговых водах Антарктики и 800 в поясе дрейфующих и припайных льдов. Экипаж и участники РАЭ успешно справились с работами по материально-техническому снабжению и смене персонала круглогодично действующих российских антарктических станций Прогресс, Мирный, Новолазаревская и Беллинсгаузен, с организацией сезонных полевых исследований на базах Молодежная и Оазис Бангера, а также на вышеназванных станциях и на борту судна. Через снежно-ледовый аэродром станции Прогресс с помощью авиации была проведена смена зимовочного персонала, организованы и проведены сезонные исследования и работы на внутриконтинентальной станции Восток. Снабжение этой станции топливом, продовольствием, расходными и строительными материалами, запасными частями было обеспечено с помощью двух санно-гусеничных походов по трассе Прогресс – Восток - Прогресс в ноябре – декабре 2016 г. и январе - феврале 2017 г.
     Всего в работах 62 сезонной РАЭ (начальник А.Н. Скородумов) приняло участие 120 специалистов из 29 научно-исследовательских, научно-образовательных и научно- производственных организаций нашей страны, представляющих Росгидромет, Роснедра, Росреестр, Росрыболовство, Роскосмос, Росавиацию, Минобрнауки России, Минобороны России, НИЦ «Курчатовский институт» и Российскую Академию наук. Работы и исследования 62 РАЭ проводились по 57 проектам.
Геолого-геофизические исследования в Антарктике по программе 62 РАЭ выполнялись специалистами Полярной морской геологоразведочной экспедицией
(г. Ломоносов) в районе Оазиса Бангера (геологические изыскания), станции Мирный, (аэрогеофизические съемки с самолета АН-2) и на научно-исследовательском судне «Академик Александр Карпинский» (морская геофизика в море Содружества).
В результате выполненных полевых работ и исследований получен обширный научный материал о современных тенденциях изменчивости климата в Антарктике, характере солнечно-земных связей и их влияния на работу инженерных сетей и коммуникаций, а также биологических процессов, структуры водных масс и фронтальных зон Южного океана, биоразнообразии антарктических вод и прибрежных районов Антарктиды, структуры нижних слоев ледникового щита и его динамики на поверхности , геологического строения континентальных и морских районов Антарктики, экологического состояния районов деятельности РАЭ, подготовлены площадки для установки новых модулей наземного сегмента отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
По совместным программам в работах 62 РАЭ принимали участие специалисты исследовательских организаций Австралии, Белоруссии, Германии, Испании, КНР, США, Франции, Чили, Швейцарии.
       На шестом континенте в настоящее время продолжают работать сотрудники российских станций Мирный (начальник А.В. Панфилов), Восток (А.В. Туркеев), Прогресс (А.В. Миракин), Новолазаревская (А.С. Курило) и Беллинсгаузен (И.В. Идрисов).
Символично, что возвращение НЭС «Академик Федоров» практически совпало с празднованием Дня полярника, который ежегодно отмечается в нашей стране 21 мая. 16 мая с. г. Президент Российской Федерации направил в адрес российских полярников Арктики и Антарктики свою приветственную телеграмму и пожелания дальнейших успехов в их опасном и героическом деле исследования и освоения полярных регионов планеты.
Начальник РАЭ
В.В. Лукин.                                                                 

 

                                                                                   Через три океана к берегам шестого континента

                       
Вечером 12 ноября 2016 года от причала Петербуржского морского торгового порта в рейс по программе 62-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) планирует выйти научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров» Росгидромета. Капитан судна – капитан дальнего плавания Калмыков Олег Георгиевич, который неоднократно принимал участие в антарктических плаваниях этого судна, но в должности его капитана пойдет туда впервые. Начальник 62-й сезонной РАЭ А.Н.Скородумов.
               На борту судна находится 70 человек экипажа и 97 участников экспедиции, среди которых новая смена зимовочных составов станций Прогресс (начальник А.Миракин), Мирный (А.Панфилов) и Восток (А.Туркеев), а также участники сезонного состава 62-й РАЭ.
После выхода из Санкт-Петербурга НЭС «Академик Федоров» совершит два плановых захода в порты Бремерхафен, Германия (17.11.- 20.11.2016) и Кейптаун, ЮАР (14.12.-18.12.2016).
               Во втором порту к участникам рейса присоединятся 56 сотрудников экспедиции, прибывающих туда на рейсовых самолетах.
Далее судно начнет непосредственные работы в антарктических водах,  следуя по маршруту: полевая база Молодежная (25.12. – 27.12.2016), станция Прогресс (01.01 – 06.01.2017), станция Мирный (09.01 – 12.01.2017), полевая база Оазис Бангера (13.01 – 14.02.2017), станция Мирный (15.02 – 17.02.2017), станция Прогресс (21.02 – 22.02.2017). После завершения первого этапа антарктического рейса судно возвратится в порт Кейптаун (09.03-16.03.2017), откуда сотрудники 61-й зимовочной и 62-й сезонной РАЭ, выполнившие свои программы, вылетят рейсовыми самолетами на Родину, а на борт судна прибудет новая смена зимовочного состава станций Новолазаревская (начальник – В.Чурун) и Беллинсгаузен (И.Идрисов). После пополнения судовых запасов топлива и продовольствия НЭС «Академик Федоров» отправится во второй этап антарктического рейса по маршруту: станция Новолазаревская (24.03 – 01.04.2017) и станция Беллинсгаузен (10.04 – 14.04.2017). В ходе выполнения плавания сезонным составом РАЭ и научно-технической службой НЭС «Академик Федоров» будет проводиться большой объем попутных научных исследований по океанологии, гидробиологии, озонометрии, гидрографии, ледоведению и другим направлениям наук о Земле.
                В программу работ 62-й РАЭ включено 59 различных научных проектов, представленных специалистами 29 научно-исследовательских, научно-образовательных и научно-производственных организаций Росгидромета, Роснедр, Росреестра, Росрыболовства, Роскосмоса, Минобрнауки России, Минобороны России, ФАНО России, научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» и «Сколковский институт науки и технологий». Кроме того, участие в экспедиции примут ученые Австралии, Республики Беларусь, Бразилии, Германии, Испании, КНР, США, Швейцарии и Чили.
В целом программа 62-й РАЭ сохраняет преемственность направлений работ, сложившихся в прошлые годы, имея при этом ряд особенностей.
                     Так в декабре 2016 года планируется возобновление буровых операций на нижних горизонтах глубокой ледяной скважины на внутриконтинентальной станции Восток, а также подготовительные работы к установке нового оборудования наземного сегмента спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС на станциях Новолазаревская, Прогресс и Мирный.
19 ноября 2016 года из германского порта Бремерхафен начнет свое плавание по программе 62-й РАЭ НЭС «Академик Трешников» Росгидромета. Капитан судна – капитан дальнего плавания Карпенко Дмитрий Александрович. Судно будет выполнять работы по совместной российско-швейцарской программе изучения островов Субантарктики и Антарктики в ходе плавания вокруг Антарктиды в восточном направлении из портов Кейптаун (ЮАР), Хобарт (Австралия) и Ушуайя (Аргентина). Швейцарскую сторону представляет Институт полярных исследований Технического университета г. Лозанна. Свои научные проекты в этом рейсе будут выполнять ученые из Великобритании, США, Канады, Австралии, Швейцарии, Франции, ЮАР и России.
                 Однако операции 62-й РАЭ уже начались в Антарктиде 29 октября 2016 года, когда был выполнен первый в летнем сезоне 2016-2017 гг. рейс самолета ИЛ-76ТД-90ВД из Кейптауна на станцию Новолазаревская. 3 ноября был совершен второй, а 10 ноября – третий рейс по этому маршруту. Этими рейсами в Антарктиду доставлены 14 сотрудников 62-й РАЭ, 11 из которых 5 ноября прибыли на самолете БТ-67 «Турбобаслер» на станцию Прогресс. Это участники транспортного отряда, который планирует выйти со станции Прогресс 16 ноября по программе санно-гусеничного похода на внутриконтинентальную станцию Восток. В эти дни выполняется подготовка техники и грузов к походу.
                 Таким образом, участникам 62-й РАЭ на борту наших научно-экспедиционных судов предстоит пересечь акватории Атлантического, Индийского и Южного океанов для достижения конечной цели своего плавания – берегов антарктического континента.


Российская антарктическая экспедиция

 

                                                         НЭС «АКАДЕМИК ФЕДОРОВ» ВОЗВРАЩАЕТСЯ К РОДНЫМ БЕРЕГАМ

30 мая 2016 г

31 мая 2016 г. научно-экспедиционное судно Росгидромета Арктического и антарктического НИИ «Академик Федоров» возвращается в родной Санкт-Петербургский порт после завершения рейса по программе 61-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна – капитан дальнего плавания, опытный полярный судоводитель Стецун Игорь Юрьевич, начальник рейса – почётный полярник, посвятивший большую часть жизни работе в полярных районах Михаил Викторович Бугаёв. М.Б.Бугаёв руководит сезонными операциями на втором этапе антарктического рейса, с 9 марта 2016 г., на первом, более продолжительном этапе, руководство осуществлял начальник сезонной 61 РАЭ Владимир Васильевич Киселёв – опытный и авторитетный полярник.

На борту судна находятся участники 60-й и 61-й РАЭ. Рейс судна начался 29 октября 2015 года и продолжался 215 суток. За кормой судна осталось 37099 морских миль, из них в айсберговых водах 9200 миль, во льдах различной сплоченности 1950 миль. В задачи рейса входила доставка жизненно необходимых для продолжения работы станций продуктов и материалов, запасных частей для транспортной техники и энергетических установок, научного оборудования и систем защиты окружающей среды от загрязнения. Была проведена смена личного состава российских антарктических станций Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская и Беллинсгаузен, организованы и в плановом объёме выполнены летние сезонные научные исследования на российских антарктических станциях и сезонных полевых базах Молодежная и Дружная-4, а также проведены попутных морских исследований акватории Южного океана. Выполнено 162 океанографические станции, из них 134 станции с отбором проб на гидрохимические элементы (4707 определений).

На первом этапе рейса (с 27 декабря 2015 г. по 21 февраля 2016 г.) с помощью судна были организованы необходимые работы на станциях Прогресс и Мирный, а также на сезонных полевых базах Молодежная и Дружная-4, развёрнуты геолого-геофизические исследования на островах Рёуер залива Прюдс, а также аэрогеофизические исследования с борта самолёта Ан-2 на полигоне в глубине материка на удалении более 400 км от береговой линии. Одновременно на станцию Прогресс был доставлен персонал и материально-техническое снабжение станции Восток, которые затем были отправлены с помощью авиации и транспортных санно-гусеничных походов на станцию Восток. В этот же период специалисты научно-технической службы НЭС «Академик Федоров» и участники 61-й сезонной РАЭ выполнили программы океанографических наблюдений в заливе Прюдс и море Содружества.

С завершением сезонных работ в восточной Антарктике судно с 3 по 9 марта вновь посетило Кейптаун. Авиарейсами на родину были отправлены 120 участников экспедиции, одновременно на судно прибыли специалисты в области гидрографических исследований. 9 марта судно вышло в район острова Буве, где были выполнены работы по забору грунта и батиметрической съемке по заказу Норвежского Нефтяного Директората. Основная цель проведённых исследований - изучение подводного хребта Шака. С окончанием работ, проходивших в крайне неблагоприятных погодных условиях, судно вернулось в порт Кейптаун 31 марта 2016 года. После погрузки необходимого снабжения судно вновь направилось к берегам Антарктиды.

С 13 по 16 апреля 2016 года были выполнены плановые операции в районе береговой базы станции Новолазаревская. Для обеспечения полетов авиации по международной программе ДРОМЛАН в следующем летнем сезоне на барьерную базу было доставлено авиатопливо, на борт судна со станции было погружены отходы для вывоза из Антарктики. С помощью судовых вертолетов на станцию была доставлена новая смена зимовщиков Завершив все операции, судно отошло от барьера бухты Белая, взяв курс в район станции Беллинсгаузен.

С 23 по 25 апреля были выполнены плановые операции по материально-техническому снабжению и смене зимовочного состава станции Беллинсгаузен. Сменив зимовочный состав станции, судно вышло в пролив Брансфилд, где выполнило программу морских исследований, состоящую из двух океанографических разрезов с 23-мя станциями на глубинах от 96 до 2310 м и общей протяженностью 96 морских миль. Было отобрано 170 проб океанской воды для анализов на содержание кислорода и биогенов.

27 апреля судно взяло курс на порт Монтевидео. При непродолжительной стоянке на внешнем рейде 3 мая были пополнены запасы свежих продуктов. В порт Бремерхафен судно прибыло 23 мая. Отдых экипажа и экспедиции был совмещён с необходимыми ремонтными работами, с завершением которых вечером 26 мая судно отправилось в заключительный переход этого рейса до Санкт-Петербурга. Богатый материал, собранный экспедицией, будет направлен в различные научно-исследовательские организации России, а результаты его анализа будут обсуждаться на семинарах и конференциях, публиковаться в журналах и монографиях.

Заместитель начальника Российской антарктической экспедиции                                                              В.А. Кучин

18 мая 2016 г. в Сантьяго (Чили) начаты мероприятия очередного Консультативного Совещания по Договору об Антарктике (КСДА). В составе российской делегации в совещании принимают участие начальник РАЭ В.В. Лукин и сотрудник экспедиции С.Ю. Тарасенко.

Расширение российского сотрудничества в Антарктике

Наша страна уже многие годы активно сотрудничает с различными Консультативными сторонами Договора об Антарктике в области научных исследований и их логистического обеспечения. Результаты этих партнерских отношений позволили не только привлекать к выполнению отечественных исследований самые современные западные технологии, но и значительно сэкономить материальные ресурсы на их проведение. В конце XX – начале XXI веков к Договору об Антарктике присоединился ряд стран, чьи антарктические интересы, как правило, не рассматривались как имеющие реальные перспективы. К ним относятся: Республика Чехия (1993 г.), Республика Словакия (1993 г.), Республика Турция (1996 г.), Венесуэла (1999 г.), Республика Эстония (2001 г.), Республика Беларусь (2006 г.), Княжество Монако (2008 г.), Португалия (2010 г.), Малайзия (2011 г.), Пакистан (2012 г.). Если для некоторых из этих государств присоединение к Договору об Антарктике носило чисто политический смысл, то для другой группы Сторон этот акт имел глубокий практический смысл, т.к. за ним последовало создание национальных антарктических программ и начало практических научных исследований южного полярного региона. Это позволило Республике Чехия в 2013 г. стать Консультативной Стороной Договора, Республике Беларусь, Малайзии, Турции и Португалии приступить к выполнению натурных антарктических исследований с использованием инфраструктуры других активно действующих национальных антарктических программ.
В 2011 г. в Республике Турция был создан Антарктический полярный научно-исследовательский центр (ТАКВАМ), входящий в структуры Министерства внутренних дел. В настоящее время 13 турецких университетов выразили готовность проведения собственных антарктических исследований, которые планируются и координируются вышеупомянутым Центром. В летнем антарктическом сезоне 2013-2014 гг. два турецких ученых работали на болгарской антарктической станции Клемент Охридиски. По пути следования из Антарктики на родину турецкие специалисты в ожидании летных условий погоды, остановились на российской станции Беллинсгаузен. Так были начаты первые неофициальные деловые контакты между российскими и турецкими полярными исследователями. В период проведения 37 Консультативного совещания по Договору об Антарктике в апреле-мае 2014 г. в Бразилии переговоры по возможности расширения сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Турция в Антарктике были продолжены между руководителями национальных антарктических программ наших стран. Турецкие коллеги выразили большую заинтересованность в проведении своих исследований в сейсмологии, астрофизике, геологии, микробиологии и гидробиологии с использованием возможностей инфраструктуры Российской антарктической экспедиции (РАЭ). В качестве наиболее интересных пунктов выполнения таких исследований рассматривались российские антарктические станции Новолазаревская и Беллинсгаузен.
10 июля 2014 г. в Арктическом и антарктическом НИИ (г. Санкт-Петербург) (ААНИИ) состоялась встреча между руководством РАЭ и Антарктического полярного научно-исследовательского центра. ТАКВАМ представлял Председатель совета директоров Мехмет Али Тюркель. Встреча завершилась подписанием Меморандума о взаимопонимании относительно антарктического сотрудничества между ААНИИ (и. о. директора А.И. Данилов) и ТАКВАМ (Председатель совета директоров Мехмет Али Тюркель). Подчеркивая приверженность наших государств к основным принципам Договора об Антарктике и других актов международного права, образующих Систему Договора, ААНИИ и ТАКВАМ согласились с необходимостью проведения взаимных консультаций по различным аспектам деятельности в Антарктике, организации совместных научных исследований и их логистической поддержки, обмена персоналом и обучения экспедиционных кадров.
Достигнутые соглашения в значительной мере укрепляют российские позиции в современном международном антарктическом сообществе, обеспечивая укрепление международного престижа нашего государства в этой области знаний и практической деятельности.

Начальник РАЭ                                                                                                 В.В. Лукин 

*******************************************************************************************************************************************************************

05.06.2014 в помещении Русского Географического общества состоялась церемония награждения правительственными наградами РФ сотрудников российских научно-исследовательских организаций принимавших участие в экологически чистом проникновении в подледниковое озеро Восток, которое произошло  05.02.2012 г. Среди награжденных участники российских антарктических экспедиций. Часть из награжденных, в настоящее время работает в Антарктиде в 59 РАЭ. Государственные награды будут вручены послевозвращения на Родину в 2015 году. На фото Президент РФ Путин В.В. с сотрудниками РАЭ после вручения высоких наград.

*******************************************************************************************************************************************************************

                                                                             Завершение работ 59 Российской антарктической экспедиции

09 июня 2014 г. к причалу ПКТ  Морского торгового порта «Санкт-Петербург» прибывает научно-экспедиционное судно (НЭС) Арктического и антарктического НИИ Росгидромета «Академик Трешников». Капитан судна – капитан дальнего плавания Лукьянов Сергей Владимирович, начальник рейса – начальник 58 зимовочной Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Виктор Михайлович Вендерович. На борту судна находятся 88 человек, из них 61 человек – члены экипажа (в том числе 1 человек – представитель судоверфи) и 27 человек – члены экспедиции. С приходом этого судна будет завершен весь плановый цикл Программы наблюдений и работ 58 зимовочной и 59 сезонной РАЭ.
Несмотря на непродолжительный антарктический вояж НЭС «Академик Трешников», ему пришлось преодолеть сложные ледовые условия плавания в районе береговой базы российской антарктической станции Новолазаревская. В связи с этими условиями грузовые операции по снабжению станции Новолазаревская осуществлялись совмещенным вариантом с использованием вертолетов КА-32, базирующихся на судне и санно-тракторного транспорта, который работал через припайный лед в районе выгрузки судна. Данные ледовые условия плавания стали экстремальными для НЭС «Академик Трешников», что повлекло необходимость его докового ремонта в Германии по пути возвращения на родину. В то же время все задачи и программы 59 сезонной РАЭ были полностью выполнены.
За период плавания на борту выполнялись важные гидрографические исследования рельефа дна Южного океана с использованием одного из самых современных научно-технических комплексов этих работ, состоящих из многолучевого эхолота и профилографа донных отложений, установленных на борту нашего самого современного антарктического НЭС. Океанологи, геологи, гидробиологи и метеорологи, работавшие на борту судна, получили новые сведения о состоянии индоокеанского сектора Южного океана с использованием самых современных приборных средств наблюдений.
Безусловно, объем работ научных исследований по программе 59 сезонной РАЭ, проводимых на борту НЭС «Академик Трешников» был несоизмерим с исследованиями на борту НЭС «Академик Федоров» в силу географического расположения объектов исследований и глубины возможностей использования научной аппаратуры. В то же время, полученные новые данные в рейсе НЭС «Академик Трешников» серьезно обогатили отечественные знания о структуре природных сред Антарктики, их изменчивости и дали возможность по-новому оценить общеизвестные результаты, полученные с помощью средств измерений конца XX века.
После разгрузки судна и проведения межрейсового ремонта НЭС «Академик Трешников» планирует осуществить свой первый арктический научно-исследовательский рейс, связанный с обеспечением необходимыми научными данными отечественных работ по добыче углеводородного сырья с Арктического шельфа сибирских морей.

Зам. директора ААНИИ
Начальник РАЭ                                                                                                                                                                                                          В.В. Лукин

*******************************************************************************************************************************************************************

20 мая 2014 г. в адрес ААНИИ получена телеграмма Президента Российской Федерации Путина В.В. с поздравлением российских полярников с их профессиональным праздником, который ежегодно проводится 21 мая начиная с 2013 г. Текст поздравительного послания был доведен до всех участников экспедиций и членов экипажей научно-экспедиционных судов.

*******************************************************************************************************************************************************************

Операции у станции Новолазаревская по программе сезонной 59 РАЭ

15-16 марта 2014 г. в срок предусмотренный рейсовым заданием НЭС «Академик Трешников» прошел внешний ледовый пояс дрейфующих льдов моря Лазарева и приблизился к месту, рекомендованному для входа в массив припайных льдов северо-западнее бухты Белая. Дистанция до береговой базы составляла 18 миль. Используя трещину, обнаруженную на спутниковом снимке высокого разрешения судно продолжило движение ударами поскольку толщина льда составляла до 2 м. со слоем смёрзшегося м. За сутки продвижение составило 4 мили. Более чем на сутки движение было прекращено из-за штормовой погоды при ухудшении видимости, так что с мостика невозможно было разглядеть стрелы крана на главной палубе. К вечеру 19 марта расстояние до базы составляло около 10 миль. 
НЭС «Академик Фёдоров» 19 марта пройдя внешний пояс дрейфующих льдов, продолжило движение в канале пробитом судном «Академик Трешников». При первом же улучшении погоды была организована вертолётная выгрузкам снабжения доставленного для станции судами. Выполнялась и ледовая разведка. 
Из-за неустойчивой работы силовой установки НЭС «Академик Трёшников», с неоднократной потерей мощности, приходилось выполнять маневры судами: вместо НЭС «Ак. Трешников» в качестве лидера использовать НЭС «Ак. Федоров» на период выполнения необходимых ремонтных работ, а затем снова менять их местами. Общее время, в течение которого НЭС «Ак. Трешников имел временные потери мощности, составила 6 суток. На его борту работали специалисты фирмы ROСKWELL, производившие настройку преобразователей частоты в режиме контроля мощности в рамках сдаточной программы испытаний. Это также снижало эффективности работы судна во льдах. 
Движение осложнялось продолжительной штормовой погодой с метелью и полным отсутствием видимости. За период с 17 марта по 9 апреля здесь было отмечено 9 суток со штормовой погодой, когда при ураганной скорости ветра видимость снижалась практически до нуля, поэтому суда были вынуждены находиться в ожидании и перемещаться в канале для предотвращения вмерзания без продвижения к барьеру. 
Дальнейшее продвижение судов в припае было бесперспективно, поскольку заключительный участок остаточного однолетнего припая шириной около 3 миль на пути к береговой базе в вершине бухты Белая был сложен абсолютно непреодолимым прочным льдом толщиной 200-230 см. Это необычный местный лед, который обязан своей «ненормально» увеличенной толщиной специфичному внутриводному ледообразованию из-за подледникового стока в море пресных вод эпишельфовых озер оазиса Ширмахера.
Используя, кратковременные улучшения погоды к 25 марта завершили вертолётную доставку продуктов питания и смену личного состава станции. Также была предоставлена возможность выполнения сезонных программ на станции Новолазаревская. Вертолёты базировались на борту НЭС «Академик Трёшников». Дважды проводились подробные ледовые разведки, в том числе 30 марта с бурением льда по трассе возможной выгрузки по припаю поскольку был обнаружен пологий спуск с барьера на расстоянии около 3 км от базы. Была организована припайная выгрузка оставшегося снабжения, главным образом дизельного и авиационного топлива с использованием транспортной техники станции прибывшей походом на барьер. Были задействованы два топливовоза снегоболотохода ТС-1 «Уралочка», тяжёлый тягач ДТ-30, тягач РВ-300 (производства Германии). Общая длина трассы от борта судна до береговой базы составила около 8 км. 
Вновь вмешавшаяся непогода отдалила выгрузку по ледовой дороге до 03-06 апреля, когда на берег было перевезено все станционное дизельное топливо (433,6 т) и 70,3 т. иных грузов. Вертолетами доставлено 218 т авиакеросина, 677 бочек ГСМ и 39 т продуктов. Несмотря на экстраординарную ледовую ситуацию и крайне неблагоприятные погодные условия снабжение станции выполнено в полном объеме.
04-06 апреля НЭС «Академик Фёдоров» заблаговременно проложило новый канал генеральным курсом на север. В этот канал 08 апреля вошло судно «Академик Трёшников», и оба продолжили движения согласно рейсового задания - НЭС «Академик Фёдоров» в Кейптаун, а НЭС «Академик Трёшников» на станцию Прогресс. Суда должны прийти в пункты назначения 16 апреля.

*******************************************************************************************************************************************************************
Заход по пути в Антарктику

Германский порт Бремерхафен уже давно стал знаковым промежуточным пунктом для научно-экспедиционных судов Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) по пути их следования в Арктику и Антарктику. В этом городе расположены известные судостроительные и судоремонтные верфи, а также родственный ААНИИ германский Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера, который является главным научным центром по изучению полярных регионов планеты этой страны. В связи с этим здесь, при активном участии российских специалистов часто проводятся различные международные научные конференции и совещания. 
С 06 по 09 ноября 2013 г. НЭС «Академик Федоров» ААНИИ Росгидромета совершил плановый заход в Бремерхафен, расположенный в устье реки Везер при ее впадении в Северное море. Выйдя вечером 01 ноября из Санкт-Петербурга, переход по Балтике судно выполнило в нормальных погодных условиях, и утром 06 ноября отшвартовалось у портового причала. В период кратковременной стоянки на судно было погружено 449 тонн судового топлива, технические масла, продукты питания для экипажа и 59 Российской антарктической экспедиции (РАЭ), включая продовольствие для станций Прогресс, Мирный, Восток, Беллинсгаузен, полевых баз Русская и Дружная-4. Кроме того, на судно прибыли четыре вертолета КА-32С авиапредприятия «Авиалифт Владивосток», предназначенные для обеспечения работ экспедиции, транспортер «ПистенБулли Полар-300», запасные части к однотипной транспортной технике, уже находящейся в Антарктиде, связное и навигационное оборудование, геодезические приборы и оборудование, предназначенные для выполнения совместных российско-германских исследований на акватории подледникового озера Восток, гляциологическое оборудование для обеспечения исследований на станции Восток. К личному составу экспедиции присоединились два российских специалиста РАЭ и руководитель Антарктической экспедиции Республики Беларусь. Остальные участники РАЭ, а также прикомандированные к ее составу иностранные специалисты, прибудут на борт НЭС «Академик Федоров» в порт Кейптаун, куда судно должно зайти 01 декабря 2013 г. Впереди у НЭС «Академик Федоров» штормовые воды Бискайского залива, тропики Атлантики и традиционное пресечение экватора. 
В эти же дни на российской антарктической станции Новолазаревская создалась напряженная ситуация с приемом первого технического рейса самолета ИЛ-76 из Кейптауна, который доложен был осуществиться в ночь с 04 на 05 ноября. В начале ноября в этот район Земли Королевы Мод пришел глубокий циклон, сопровождавшийся не только штормовым ветром, но и выпадением снега. По состоянию на 11-00 UTC 10 ноября метеорологические условия на ледовом аэродроме станции Новолазаревская были следующими: видимость 100-200 метров, ветер 120°, 7-10 м/с, снег, метель. В результате на взлетно-посадочной полосе предстоит дополнительная работа по ее очистке от снежных заносов, объем которой можно уточнить только после улучшения погодных условий. Это обстоятельство привело к задержке вылета самолета, а участники первого в этом летнем сезоне полета неожиданно получили дополнительное время для пребывания в весенней Южной Африке. 

Зам. директора ААНИИ
Начальник РАЭ                                                                                                                                                                                                                       В.В. Лукин 

*******************************************************************************************************************************************************************
НЭС «АКАДЕМИК ФЕДОРОВ» ВОЗВРАЩАЕТСЯ К НЕВСКИМ БЕРЕГАМ

10 мая научно-экспедиционное судно Арктического и антарктического НИИ Росгидромета «Академик Федоров» возвращается в родной Санкт-Петербургский порт после завершения рейса по программе 58-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна – капитан дальнего плавания, опытный полярный судоводитель Валерий Александрович Викторов, начальник 58-й сезонной РАЭ – известный полярник Владимир Александрович Кучин. На борту судна находятся 55 участников 57-й и 58-й РАЭ. В основном это специалисты станций Прогресс и Новолазаревская. Рейс судна начался 01 ноября 2012 г. и продолжался 190 суток. За это время судно дважды посетило германский порт Бремерхафен (с 06 по 10 ноября 2012 г. и с 30 апреля по 05 мая 2013 г.) и три раза в южно-африканский порт Кейптаун (с 01 по 05 декабря 2012 г., с 20 по 25 февраля 2013 г. и 10 по 14 апреля 2013 г.). Дистанция плавания судна составила 30691 морскую милю, из них 7600 морских миль в айсберговых и ледовитых водах Антарктики. В задачи рейса входило выполнение материально-технического снабжения российских антарктических станций Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская и смена их личного состава, организация летних сезонных научных исследований на российских антарктических станциях и сезонных полевых базах Молодежная и Дружная-4, а также проведение попутных морских исследований акватории Южного океана. На первом этапе рейса с помощью судна были организованы необходимые работы на станциях Прогресс и Мирный, а также на сезонных полевых базах Молодежная и Дружная-4. Одновременно, на станцию Прогресс был доставлен персонал и материально-техническое снабжение станции Восток, которые затем было отправлено с помощью авиации и транспортных санно-гусеничных походов на станцию Восток. В этот же период специалисты научно-технической службы НЭС «Академик Федоров» и участники 58-й сезонной РАЭ выполнили программы океанографических наблюдений в заливе Прюдс и море Содружества. После захода в порт Кейптаун в феврале 2013 г., НЭС «Академик Федоров» вновь отправилось к берегам Антарктиды, где завершило грузовые операции на станции Прогресс, программы научных исследований и работ на сезонных полевых базах Дружная-4 и Молодежная, а также выполнило плановые работы в районе ледового барьера, на котором расположена береговая база снабжения российской антарктической станции Новолазаревская. С помощью судовых вертолетов была проведена смена  зимовочного состава этой станции, которую возглавил начальник 58-й зимовочной РАЭ Виктор Михайлович Вендерович. Вернувшись в порт Кейптаун для пополнения судовых запасов и отправки на родину самолетом части экспедиционного состава НЭС «Академик Федоров», направился в родной порт, куда планирует прибыть 10 мая 2013 г. Выполнение всех рейсовых заданий было проведено с высоким качеством и без нарушения продолжительности плановых работ. Оценка качества результатов научных наблюдений, исполнители которых находятся на борту судна, будет проводиться специалистами института и других научных организаций страны по мере их получения в первые дни, после возвращения участников экспедиции на родину. В настоящее время Межведомственная комиссия по приемке результатов наблюдений и работ, выполненных по программам очередных РАЭ, завершила свою работу по оценке данных исследований на российских антарктических станциях Мирный, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен и части работ на станции Новолазаревская и полевых базах Молодежная и Дружная-4. Несмотря на отсутствие ряда необходимых документов, можно сделать предварительное заключение о выполнении всего комплекса намеченных наблюдений и работ по программам 57-й зимовочной и 58-й сезонной РАЭ при обеспечении высокого качества результатов. Из наиболее интересных результатов выполненных работ следует отметить: - получение ледяного керна из свежезамороженной воды из подледникового озера Восток, полученного в январе 2013 г. Этот ледяной керн доставлен в г. Санкт-Петербург в рефрижераторных камерах на борту НЭС «Академик Федоров» и будет передан для проведения дальнейших научных анализов в лаборатории Арктического и антарктического НИИ и Петербургского института ядерной физики; - геолого-геофизические исследования в горах Принца Чарльза, выполненные специалистами Полярной и морской геологоразведочной экспедиции (г. Ломоносов, Ленинградской обл.); - новые данные о характеристиках слоя вечной мерзлоты Антарктиды и наблюдаемых тенденциях климатических изменений в атмосфере, гидросфере и криосфере Антарктики; - продолжение исследований по изучению микробного биоразнообразия южного полярного региона. Окончательные результаты научных исследований будут получены в различных научно-исследовательских институтах России, что позволит завершить работы Третьего этапа подпрограммы «Изучение и исследование Антарктики» Федеральной целевой программы «Мировой океан», которая заканчивается в декабре 2013 г.

Зам. директора ФГБУ ААНИИ   
Начальник РАЭ                                                                         В.В. Лукин
*******************************************************************************************************************************************************************
НАХОДКА ИЗ ЗАТЕРЯННОГО МИРА

В результате проникновения в подледниковое озеро Восток через глубокую ледяную скважину 5Г, которое состоялось 05 февраля 2012 г., поверхностная вода озера, находившаяся под более высоким давлением, чем заливочная жидкость в скважине, поднялась вверх по стволу скважины, поднимая над собой более легкую заливочную жидкость. Часть этой воды попала во внутренний объем бурового снаряда, а также примерзла к нижней поверхности буровой коронки и боковым наружным стенкам снаряда. Таким образом, исследователи получили первые образцы воды из поверхностного слоя озера, которые представляли собой не специально отобранные пробы, а результат технологического процесса проникновения в озеро. При подъеме бурового снаряда замерзшая вода озера постоянно контактировала с заливочной жидкостью ледяной скважины, состоящей из смеси авиа-керосина и фреона. Данные технологические образцы были сильно перемешаны с авиационным керосином, который составляет наибольший объем заливочной жидкости, применяемой при бурении льда в глубоких ледяных скважинах. В качестве утяжелителя керосина применяется фреон f-141b, позволяющий выровнять плотность заливочной жидкости и окружающего ее льда для ликвидации действия эффекта «горного давления». Образец воды из поверхностного слоя озера Восток оказался очень грязным, содержащим воду озера и мутную (с хлопьями) буровую жидкость (в основном авиационный керосин) в отношении 1:1. 
Известно, что в соответствии с разработанной методикой экологически чистого отбора проб воды из поверхностного слоя подледникового озера, предполагалось отобрать керн «свежезамороженного» льда, образовавшегося из воды озера, поднявшейся вверх по стволу скважины. Напомним, что диаметр скважины составляет 135 мм, а температура ледника в нижней 500-метровой его части изменяется от минус 30С на границе лед-вода до минус 12°С на глубине около 3300 метров. Время замерзания воды при таких внешних условиях занимает от нескольких единиц до первых десятков часов. Многолетние исследования ледяного керна из скважины на станции Восток позволили создать прекрасную технологию деконтаминации образцов ледяного керна от загрязняющего влияния заливочной жидкости и человеческого воздействия и использовать эти образцы для высокоточных анализов методами классической и молекулярной биологии для изучения биоразнообразия замерзшей воды озера. Эта же технология будет применяться и для изучения образцов «свежезамороженного» льда из поверхностной воды озера, поднявшейся вверх по стволу скважины после проникновения 05 февраля 2012 г. Как известно, в сезоне 2012 - 2013 г.г. запланированные буровые операции были выполнены, что позволило исследователям получить ледяной керн общей длиной 54 метра в интервале глубин 3406-3460 м, включающий образцы «свежезамороженной» воды. 
В то же время, отечественные ученые не намеревались томиться в ожидании получения этих образцов «свежезамороженного» льда и, поэтому, предприняли огромные усилия для изучения технологических образцов воды, поднятой на поверхность буровым снарядом в феврале 2012 г. и доставленным в Санкт-Петербург в конце мая 2012 г. Для исследований методами молекулярной биологии был выделен образец льда общим объемом около 395 мл, который после отделения воды от керосина составил около 150 мл воды, пригодной для дальнейших анализов. Эти работы выполнялись в Лаборатории КриоАстробиологии ФГБУ «Петербургский Институт Ядерной Физики» Национального исследовательского центра Курчатовский институт (г. Гатчина, Ленинградская область) под руководством ее заведующего С.А. Булата. Следует отметить, что технология применения современных исследований методами молекулярной биологии предполагает очень сложный кропотливый процесс, связанный не только с чисто лабораторными, высокоточными анализами, но и с подробным сопоставлением полученных результатов с известными мировыми банками данных ДНК-последовательностей микроорганизмов. Несмотря на ограниченность исходного материала, полученного для исследований и его повышенную загрязненность, гатчинские ученые предприняли все возможные попытки для установления признаков живых микроорганизмов, обитающих в поверхностных водах озера Восток. 
Созданная с 1999 г. по февраль 2013 г. Библиотека Контаминантов (загрязнителей), позволила определить 235 ДНК последовательностей (видов) бактерий, представляющих естественные и искусственные загрязнители изучаемых образцов льда. Было решено провести сложную работу по амплификации (процесс образования дополнительных копий участков хромосомной ДНК, содержащих определенные гены) генов рибосомной ДНК бактерий и определению их последовательности с целью идентификации микроорганизмов и возможного выделения истинных биологических находок (из озера) от контаминантов. Работа заключалась в конструировании нескольких генных библиотек на разные области гена рибДНК и филогенетическом анализе полученных клонов. Первые предварительные результаты (первая генная библиотека) были доложены в октябре 2012 г. в Стокгольме, Швеция на 12-м Европейском Совещании по Астробиологии (EANA 2012, 15-17 October 2012; http://www.astrobiologia.pl/eana/index.cfm_files/eana_annual_report_2012.pdf). В представленном на этой конференции С.А. Булатом докладе было заявлено, что наиболее верхний водный слой озера Восток, по-видимому, лишен какой-либо жизни, ибо были обнаружены только контаминанты, бактерии, происходящие из буровой жидкости и ассоциированные с человеком. Этот вывод позволил некоторым прозападно- ориентированным средствам массовой информации приступить к обсуждению забытой в последнее время теме «Старая песня о главном», в которой на все лады стала критиковаться «грязная российская технология проникновения в озеро». Следует отметить, что справедливость российского подхода по организации экологически чистого отбора проб из поверхностного слоя подледникового озера Восток не раз обсуждалась международным сообществом и получила официальное одобрение согласно всем условиям и требованиям Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Выступление в Стокгольме не содержало никакого характера информационной или научной сенсации, а отражало результаты научных исследований,  полученных на тот момент времени. Плановые исследования продолжались, т.к. они предусматривали выполнение всех многочисленных процедур сравнения с известными библиотеками данных ДНК-последовательностей.
В результате в конце февраля - начале марта 2013 г. были получены новые данные, всесторонний анализ которых позволил выявить одну группу бактерий – один филотип или вид (7 клонов, 3 аллельных варианта), которая прошла все контроли на контаминацию. Используя мировые базы данных типа GenBank, данный филотип не удалось не только идентифицировать на уровне вида-рода-семейства (сходство по ДНК последовательности с известными таксонами оказалось менее 86%), но и классифицировать путем филогенетического анализа на уровне филума (крупного раздела Царства Бактерии). Данный результат был доложен 06 марта 2013 г. на международном совещании «Организация космического полета с посадкой на один из спутников Юпитера - Ганимед», которое проходило в Институте космических исследований Российской академии наук (г. Москва), в период с 04 по 08 марта 2013 г. (International Colloquium and Workshop “Ganymede Lander: scientific goals and experiments” Space Research Institute (IKI), Moscow, Russia 04-08 March 2013; http://glcw2013.cosmos.ru/). 
Таким образом, находка осталась по настоящее время не идентифицированной и не классифицированной и может представлять один живой микроорганизм в водном (поверхностном) слое озера Восток. В настоящее время без применения методов классической микробиологии (культивирование образцов на питательных средах и изучение микроорганизмов под микроскопом) или, на крайний случай, полного секвенирования (определение аминокислотной или нуклеотидной последовательности) генома ничего нельзя сказать о физиологии и биохимии данного вида бактерий (например, способы извлечения энергии и синтеза органического вещества – хемолитоавтотрофия, устойчивость к холоду или высокому содержанию кислорода), как и описать (дать название) данному виду. Существует предположение, что данный вид бактерий относится к разделу некультивируемых бактерий типа Candidate Division OD1 или OP11. Однако, филогенетические построения не подтверждают родство как с данными, так и другими известными разделами типа Proteobacteria, Cyanobacteria, Firmicutes etc.  
           Более сложные анализы типа создания метагеномных библиотек с полным секвенированием присутствующих геномов на данном образце воды оказались невозможны по причине малой биомассы (167 клеток/мл) и ограниченного материала, а, главное, по причине большого присутствия контаминантов. Более чистые образцы воды озера Восток, замершей в скважине и разбуренной в сезоне 2012/2013 г.г. с доставкой в Санкт-Петербург в мае 2013 г. на борту НЭС «Академик Федоров», позволят подтвердить данную находку и, возможно, выявить другие неизвестные формы микроорганизмов, приспособленные к экстремальным условиям озера Восток, которое является единственным в своем роде земным аналогом подледных океанов на ледовых спутниках Юпитера (Европа, Ганимед, Калисто) или Сатурна (Энцелад). 
           Обнаруженная находка неизвестного на Земле до настоящего времени типа бактерий открывает широкие перспективы перед отечественными исследователями и свидетельствует об уникальности самого большого на планете подледникового водоема – озера Восток. Вероятно, российским исследователям придется столкнуться с изучением абсолютно неизвестных живых организмов и понять с их помощью процессы образования и эволюции жизни на различных объектах Солнечной системы. Открытие петербургских микробиологов только приоткрыло небольшую щель в неизведанном мире. Поэтому вся научная общественность с нетерпением ждет продолжения этих исследований, теперь уже с образцами «свежезамороженного» ледяного керна из поверхностной воды подледникового озера Восток.  

Булат С.А., ФГБУ «ПИЯФ»
Лукин В.В., ФГБУ «ААНИИ»

*******************************************************************************************************************************************************************

 Продолжение исследований подледникового озера Восток

Как это и предполагалось разработанной в 2001 году отечественной технологией экологически чистого отбора проб из поверхностного слоя подледникового озера Восток, в сезоне 2012-13 гг. в глубокой скважине 5Г на станции Восток стали проводиться работы по бурению ледяного керна, образованного из «свежезамороженной» поверхностной воды подледникового озера, которая поднялась вверх по стволу скважины после контакта бурового снаряда с границей раздела ледник-вода. Это событие произошло 5 февраля 2012 г. и широко освещалось в отечественных и зарубежных средствах массовой информации. После необходимых технологических операций по расширению диаметра скважины непосредственное бурение вновь образованного льда началось с отметки 3383 м. До глубины 3406 м ледяной керн представлял собой сильно деформированные обломки, из которых для лабораторных исследований было пригодно только 2,5 м ледяного керна, неравномерно расположенного по глубине отдельными образцами. Цвет этого льда резко отличался от цвета боковых стенок скважины. Начиная с отметки 3406 м, буровые специалисты стали получать нормальный керн, в центре которого стал выделяться своеобразный «сердечник» белого цвета, который в последующем исчез. Бурение было вынуждено приостановлено 13 января 2013 г. с связи с лимитом длины грузонесущего кабеля буровой лебедки. Данное обстоятельство было связано с необходимостью ликвидации верхних 350-ти метров кабеля, где из-за повышенных нагрузок в период проникновения в озеро в феврале 2012 г. оборвались две токонесущие жилы. Новый грузонесущий кабель длиной 4000 м был доставлен на станцию Восток санно-гусеничным походом 21 января 2013 г. После его намотки на барабан буровой лебедки бурение в скважине было возобновлено в 07-00 МСК 23 января 2013 г. К этому моменту сравнение ледяных кернов на отметках глубин 3406 и 3431,8 метров показывало на смещение границы оси ледяного керна, образованного из воды подледникового озера на 20 мм, что свидетельствовало о наличии отклонения нового ствола скважины от оригинальной скважины 5Г. На 30 января 2013 г. глубина скважины достигла отметки 3505 м. Проходка за один буровой рейс составляет 2,2 – 2,5 метров. Средняя механическая скорость бурения - 7 м/час. Начиная с глубины 346 м по керну, новый и старый стволы скважины полностью разошлись. Таким образом, длина ледяного керна из «свежезамороженной» воды подледникового озера Восток составила 54 метра в интервале глубин 3406-3460 м. В настоящее время образован новый ствол скважины, получивший наименование 5Г-3. Буровые операции продолжатся до 05 февраля 2013 г. На зимовку на станции Восток останутся два буровых специалиста, которые будут осуществлять мониторинг за состоянием скважины. Одновременно с отечественными буровыми работами на станции Восток, наши американские коллеги проводили свои операции в подледном водном потоке Виланс по проекту «Виссард». Данный поледниковый водный объект по своему происхождению, характеристикам и методам исследований значительно отличается от подледникового озера Восток. Водоем расположен на юго-западной границе шельфового ледника Росса и представляет собой один из элементов обширной подледниковой гидрологической  системы, направленной в море Росса. Один раз в 10 лет вода в этом водоеме полностью обновляется. Его объем составляет всего 0,5 км3, в то время как объем озера Восток 6100 км3. Толщина ледника над водоемом составляет 801 метр, а на станции Восток 3769,3 м. Наши американские коллеги использовали для проникновения в водоем метод бурения льда горячей водой с температурой около +90°С. Напомним, что российские буровики бурят лед над озером Восток с помощью электромеханического бурового снаряда и заполняют скважину незамерзающей буровой жидкостью, состоящей из смеси керосина и фреона. Технология экологически чистого проникновения в подледниковое озеро Восток основана на создании искусственной разницы давления ледника и, соответственно, поверхностного слоя воды озера с давлением буровой жидкости в скважине. Плотность заливочной жидкости равняется плотности льда (0,91 г/см3), что меньше, чем плотность воды (1,00 г/см3). В любом случае, заливочная жидкость, являясь гидрофобной по своим свойствам, всегда будет легче воды и, при любых условиях будет находиться над водным слоем озера, не проникая в него и не смешиваясь с ним. За счет указанной разницы давления, вода из поверхностного слоя озера поднялась вверх по стволу скважины, вытесняя над собой более легкую заливочную жидкость и в течение 10-11 месяцев от проникновения в озеро превратилась в лед за счет низких температур на боковых стенках скважины. На первый взгляд, американская технология более эффективна и экологически более чиста, чем российская, однако, она абсолютно не пригодна для использования при бурении на станции Восток. Дело в том, что бурение горячей водой требует обеспечения вертикального перемешивания по всему стволу скважины. На поверхности ледника, где расположена станция Восток, наблюдается постоянная температура минус 55°С, поэтому для обеспечения вертикальной циркуляции в стволе длиной более 3700 м потребуются колоссальные затраты электроэнергии, что предполагает огромные финансовые затраты и чрезвычайно повышенную нагрузку на окружающую среду (использование дизельного топлива для получения электроэнергии). Кроме того, не ясно тепловое загрязнение подледникового водоема – влияние теплового потока от горячей воды в скважине на реликтовые воды подледникового водоема. Несмотря на повышенные меры экологической безопасности, обеспеченные многоуровенной фильтрацией воды, применяемой для бурения, тепловое воздействие авторами проекта практически не оценивается. В связи с этим велика вероятность того, что проблема изучения микроорганизмов в подледниковом водоеме при использовании бурения методом горячей воды, превратится в проблему изучения микробиологического разнообразия «супа», сваренного из этих микроорганизмов. Несмотря на это, российские коллеги сердечно поздравляют американских полярников и ученых с огромным достижением в деле исследования шестого континента.

Зам. директора ФГБУ ААНИИ
Начальник РАЭ                                                                                                                                                                                                                    В.В. Лукин

Очередной антарктический поход НЭС «Академик Федоров»

В ночь с 08 на 09 ноября 2014 г. от причала Морского торгового порта г. Санкт-Петербурга в свой очередной антарктический рейс уходит научно-экспедиционное судно «Академик Федоров»  Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. На этот раз, экипаж судна и участники экспедиции на его борту будут выполнять задачи 60-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна – капитан дальнего плавания Карпенко Дмитрий Александрович, начальник 60-й сезонной РАЭ – Кучин Владимир Александрович. Меньше двух недель НЭС «Академик Федоров» находилось в родной гавани, т.к. только утром 28 октября оно вернулось из арктического региона, где выполнялись работы по уточнению положения внешней границы континентального арктического шельфа нашей страны.
В соответствии с законами природы, направляясь в Антарктику, участники рейса продлевают свой летний сезон, т.к. антарктическое лето приходится на период декабря – февраля, когда в северном полушарии наступит зима. После выхода из Санкт-Петербурга судно с 12 по 14 ноября зайдет в германский порт Бремерхафен, где на его борт прибудут два вертолета КА-32, и будут получены некоторые материалы технического снабжения. Далее судно проследует в южно-африканский Кейптаун, куда планирует прибыть 04 декабря 2014 г. В этом порту на борт судна сядут 56 участников экспедиции, улетающих из России в ЮАР на рейсовых самолетах. Кроме того будут пополнены запасы судна топливом и пресной водой до полного судового бункера. После короткой стоянки в ЮАР НЭС «Академик Федоров» 07 декабря направится на отечественную антарктическую полевую базу Молодежная, где будут проведены работы по ее расконсервации. В задачи личного состава базы будут входить работы по поддержанию снежной взлетно-посадочной полосы, природоохранные работы, а также научные наблюдения по метеорологии и геодезии. Вместе с российским коллективом здесь будут работать белорусские ученые, выполняющие исследования по гидробиологии, озонометрии и гляциологии. Стоянка судна на полевой базе Молодежная будет проходить с 15 по 17 декабря, после чего судно проследует на рейд российской станции Прогресс, расположенной на побережье залива Прюдс. В период с 22 по 30 декабря здесь запланированы работы по материально-техническому снабжению станции и частичной смене ее персонала, организации работ по геолого-геофизической программе экспедиции на полевой базе Дружная-4 и аэродромном лагере станции Прогресс, а также начало полетов на внутриконтинентальную станцию Восток с помощью арендованного самолета DC-3 БТ-67 Турбобаслер с целью материально-технического снабжения станции и доставки на нее сезонного и нового зимовочного личного состава, а также вывоз специалистов, завершивших свою работу в течение прошедшего года. С 03 по 06 января 2015 г. судно зайдет на рейд станции Мирный, где будут выполнены работы по смене личного состава и материально-техническому снабжению станции. В период с 07 по 12 января 2015 г. судно проследует в район ледяного Купола Завадовского, на котором планируется открытие сезонного полевого лагеря «Дружба» для обеспечения работ летающей геофизической лаборатории, размещенной на борту самолета Ан-2. С 13 по 15 января судно будет находиться в районе подходов к Оазису Бангера, где будут выполнены работы по техническому обслуживанию автоматической метеостанции и снятию результатов наблюдений в годичном цикле с приборов, установленных на различных глубинах в скважине, пробуренной в вечной мерзлоте. 16-17 января судно вновь зайдет на рейд станции Мирный для того, чтобы забрать специалистов-ремонтников, выполнявших плановые работы по обслуживанию станционного оборудования. Завершив этот заход, судно будет выполнять океанографические исследования в море Содружества и заливе Прюдс и 25 января снова зайдет на станцию Прогресс. После завершения сезонных операций и работ на станции Восток, когда весь состав ученых и других специалистов вернется самолетом на станцию Прогресс, судно, 08 февраля отправится в Кейптаун, куда планирует прибыть 20 февраля. Здесь, рейсовыми самолетами сотрудники 59-й зимовочной и 60-й сезонной РАЭ, завершившие свои плановые работы, вылетят на Родину, а судно пополнит свои запасы топлива, пресной воды и продовольствия. Кроме того, на борт судна рейсовыми самолетами из Санкт-Петербурга прибудут участники зимовочного состава 60-й РАЭ со станций Прогресс и Новолазаревская. 24 февраля судно выходит из порта Кейптаун и следует в район станции Прогресс, где в период с 08 по 11 марта будут завершены все плановые сезонные научные исследования и законсервирована полевая база Дружная-4. Все участники экспедиции, завершившие свою работу в Антарктике, прибудут на борт судна для следования в Санкт-Петербург. После завершения этих операций НЭС «Академик Федоров» проследует на полевую базу Молодежная, где в период с 16 по 19 марта будут проведены работы по консервации полевой базы и посадке на борт судна ее личного состава. В период с 23 по 31 марта судно планирует осуществить работы у ледяного барьера в бухте Белая, где расположена береговая база станции Новолазаревская, которая находится на удалении в 100 км от побережья. За это время планируется организовать смену личного состава станции, вывезти на родину участников аэродромного отряда, а также произвести материально-техническое снабжение станции. С 08 по 10 апреля судно будет находиться в порту Кейптаун, где после пополнения судовых запасов оно проследует в германский порт Бремерхафен, где планирует находиться с 30 апреля по 03 мая. В г. Санкт-Петербург НЭС «Академик Федоров» должен вернуться 07 мая 2015 г. Общая продолжительность антарктического рейса составит 180 суток. По независящим от администрации ААНИИ причинам, этот рейс может быть продлен на две недели, если судну придется выполнить операции по снабжению и смене личного состава станции Беллинсгаузен. Это решение может быть принято после Нового года. На переходах от порта Кейптаун и между российскими антарктическими станциями будут выполняться попутные научные исследования по метеорологии, озонометрии, гидробиологии, гидрографии и изучению морских льдов. 29 октября 2014 г. Коллегия Росгидромета рассмотрела и одобрила Программу научных наблюдений и работ 60-й РАЭ в 2014 – 2016 гг. Кроме рейса НЭС «Академик Федоров», научные и логистические задачи экспедиции будут проводиться с помощью НЭС «Академик Трешников» и НИС «Академик Александр Карпинский» Полярной и морской геологоразведочной экспедиции  Федерального агентства по недра-пользованию. Кроме того, запланировано выполнение 10межконтинентальных полетов их Кейптауна на ледовый аэродром станции Новолазаревская с помощью самолета Ил-76ТД в рамках международной авиационной программы ДРОМЛАН. Внутриконтинентальные полеты между российскими станциями Новолазаревская – Прогресс – Восток будут выполняться на самолете DC-3 БТ-67 ТурбоБаслер на лыжно-колесном шасси. Снабжение внутриконтинентальной станции Восток будет проводиться с помощью двух санно-гусеничных походов со станции Прогресс. Всего в программе 60-й РАЭ будут выполняться работы и исследования по 70-ти научным и логистическим проектам, которые были заявлены 34-мя научно-исследовательскими, научно-производственными и научно-образовательными организациями 11-ти федеральных органов исполнительных власти. Работы 60-й РАЭ будут проводиться на пяти российских круглогодично действующих антарктических станциях Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен, на сезонных полевых базах Дружная-4 и Молодежная и на бортах трех вышеназванных судов. Выполнение программы 60-й РАЭ тесно связано с широким международным сотрудничеством. Так, на экспедиционной инфраструктуре РАЭ будут работать ученые из США, Германии, Белоруссии, Таджикистана, Аргентины. Группа российских исследователей вечной мерзлоты будет осуществлять совместные исследования со своими коллегами из Новой Зеландии в оазисе Сухие Долины, расположенном в районе американской антарктической станции Мак-Мердо. По предположению специалистов, именно здесь находятся самые древние мерзлотные породы нашей планеты. К наиболее интересным проектам 60-й РАЭ относятся работы по новому проникновению в подледниковое озеро Восток. В конце прошлого сезона 59-й РАЭ от забоя глубокой ледовой скважины до границы лед-вода оставалось 45 метров льда. Кроме того, на береговых станциях РАЭ запланирована установка новой аппаратуры различных предприятий Роскосмоса для наземного обеспечения деятельности спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.

                                                                        Начальник РАЭ                                                                    В.В. Лукин

                            Вручение наград полярникам

15 июля 2015 г. в Москве на заседании Коллегии Росгидромета состоялось вручение государственных наград сотрудникам Российской антарктической экспедиции, принявших участие в работах по экологически чистому проникновению в антарктическое подледниковое озеро Восток 6 февраля 2012 г. Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. №1176 Орденом «За морские заслуги» награжден начальник станции Восток 56-й РАЭ Туркеев А.В., Орденом Почета – ведущий метеоролог станции Восток 56-й РАЭ Заровчатский В.Н., ведущий инженер по транспорту станции Прогресс 56-й РАЭ Зыков С.Ю. и инженер-буровик станции Восток 57-й РАЭ Шпанский И.О., медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – врач-хирург станции Прогресс 57-й РАЭ Григорьев С.В. и начальник ДЭС станции Восток 57-й РАЭ Кушеверский  С.А. Вручение наград полярникам в 2015 году было связано с их очередным участием в работах РАЭ, когда они находились в Антарктиде и не смогли участвовать в торжественной церемонии в июне 2014 г. Государственные награды от имени Президента Российской Федерации вручил руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды А.В. Фролов, который, также поздравил награжденных от имени Коллегии Росгидромета. В адрес полярников были зачитаны приветственные поздравительные телеграммы, поступившие из Антарктиды от их коллег – полярников 60-й РАЭ, работающих в настоящее время на станциях Восток, Прогресс и Новолазаревская.

                                        Зам. директора ААНИИ  -  начальник РАЭ                                                                               В.В. Лукин

______________________________________________________________________________________________________________