разработан в DVG Group
К началу 15 в. европейцам было известно только северо-западное побережье Африки до мысов Нон и Бохадор, а также Канарские о-ва и о. Мадейра (о. Мэчина), однако, по ряду причин, они не пытались осваивать эти земли.
Основной в то время морской торговый путь проходил через Гибралтарский пролив и огибал Пиренейский полуостров. Развитие морской торговли в XIV—XV вв., способствовало повышению значения прибрежных португальских и испанских городов, однако экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неведомого Атлантического океана, потому что торговля по Средиземному морю уже ранее была захвачена могущественными морскими городами- республиками Италии, а торговля по Северному и Балтийскому морям — союзом немецких городов — Ганзой.
Этому же и благоприятствовало географическое положение Пиренейского полуострова, выдвинутого далеко на запад в Атлантический океан.
Первыми на океанические пути вышли португальцы.
ХV и ХVI веках Португалия была иберийским королевством, насчитывавшим миллион жителей, расположенным на берегу Атлантического океана и граничившим с королевским домом Кастилии, который был ей враждебен. Спустя годы после борьбы с арабскими захватчиками, португальцы направили все свое внимание и энергию в сторону моря и далеко за его пределы. Пока испанцы бороздили моря на западе в поисках пути на восток, португальцы выбрали для себя так называемый "южный маршрут" вдоль африканского побережья.
После завоевания португальскими войсками в 1415 г. марокканского порта Сеуты — крепости мавританских пиратов, расположенной на южном берегу Гибралтарского пролива, началось продвижение португальцев на юг, вдоль западного побережья Африки к Западному Судану.
В 1418-1420 они высадились на Мадейре (Х.Г.Зарко и Т.Ваш),
в 1431 г. открыли Азорские о-ва (Г.Кабрал),
в 1434 обогнули м. Бохадор (Ж. Эанниш),
в 1435 достигли залива Рио-де-Оро и земель за пределами мусульманского мира (А. Балдая),
в 1441 доплыли до м. Бланко (Н.Тристан),
в 1442 впервые получили золото непосредственно от обитателей гвинейского берега (А. Гонсалвеш),
в 1443 достигли м. Арген (Н.Тристан),
в 1445 открыли м. Тимирис (Н.Тристан), устье р. Сенегал и м. Верде (Зеленый мыс) (Д. Диаш),
в 1446 добрались до р. Гамбия,
в 1448 основали на м. Арген свой первый опорный пункт в Западной Африке — форт Энрике,
в 1455-1456 достигли Золотого берега и открыли о-ва Зеленого мыса (Л.Кадамосто).
В 1455 римский папа Николай V объявил владением Португалии все земли к югу от Канарских о-вов.
В 1461-1462 они подошли к берегам Сьерра-Леоне (П. де Синтра),
в 1471 пересекли экватор (М.Фернандеш и А.Эстевиш),
в 1475 достигли м. Св. Екатерины,
в 1480-1482 закрепились на Золотом берегу, основав форт Ла Мина (Д.де Азамбуга),
в 1484-1485 открыли устье Конго и спустились на юг до бухты Уолфиш в Намибии (Д.Кан).
В 1486-1487 Б. Диаш достиг р. Оранжевая, обогнул южную оконечность Африки (м. Доброй Надежды) и вышел в Индийский океан; тем самым было доказано, что Африка — отдельный континент и что из Атлантического океана можно попасть в Индийский. Одновременно П. Ковельяно, посетивший Мозамбик и крупнейший индийский порт Каликут, установил возможность плавания от берегов Восточной Африки до малабарского берега Индии.
Эти успешные плавания португальских мореходов подготовили почву для будущих плаваний и открытий представителям других народов.
Возможно, в то время возник вопрос: верна ли карта мира Птолемея? (см. рис.)
На этой карте Африка простиралась до Южного полюса, отделяя Атлантический океан от Индийского. Но португальские мореплаватели установили: чем южнее, тем берег Африки больше отклоняется к востоку. Может быть, материк где-то кончается и с юга омывается морем? Тогда оказалось бы возможным обойти сушу, попасть в Индийский океан, а по нему дойти на кораблях до Индии и Китая.
Тордесильясский договор (1494) определил границы новых владений между Испанией и Португалией. (см. рис.)
Речь шла о том, что по договору, территории к востоку от Гринвичского меридиана до 370 лиг (лига — единица расстояния, равная 5 555 м.) к западу от Островов Зеленого Мыса отходили Португалии, а земли, находящиеся к западу от него - Испании.
Для завершения поисков морского пути в Индию португальский король Маноэль отправил экспедицию во главе с одним из своих придворных, Васко да Гамой.
8 июля 1497 флотилия снялась с якоря в предместье Лиссабона — Риштеллу. Эскадра состояла из четырех кораблей средней величины, примерно в сто — сто двадцать тонн водоизмещения под общим экипажем в сто шестьдесят восемь человек. Построены они были под наблюдением Бартоломеу Диаша, который предложил заменить косые латинские паруса четырехугольными и для удобства маневрирования в мелких водах придать судам меньшую осадку. В расчете на трехгодичное плавание было обращено особое внимание на прочность и оснастку кораблей, снабженных тронной переменой парусов и канатов. Все бочки, предназначенные для запасов воды, вина, масла и уксуса, были промазаны глиной и скреплены железными обручами. Трюмы были превращены в склады продовольствия и боевых припасов; кладовые были заполнены дешевыми вещами для обмена с дикарями. Вооружение каждого корабля состояло из двенадцати пушек (бомбард). Сам Васко командовал флагманским судном "Сан-Габриэл", его брат Паулу вторым крупным кораблем — "Сан-Рафаэл". 20 ноября обогнув Африку, прошли вдоль её восточного побережья до Малинди, богатого арабского города, непосредственно торговавшего с Индией. Португальцы заключили «союз» с султаном этого города, позволившим им взять с собой в качестве лоцмана знаменитого Ахмеда ибн Маджида, под руководством которого они и завершили своё плавание.
20 мая 1498 г. корабли Васко да Гамы бросили якорь у индийского города Каликут, а 5 октября 1498 отправился в обратный путь и в сентябре 1499 г. экспедиция вернулась в Лиссабон. К концу двухлетнего трудного плавания уцелело менее половины команды (55 человек).
8 марта 1500 г. была снаряжена очередная экспедиция, командование которой было поручено Педру Алварис Кабралу.
В состав эскадры вошли одномачтовые парусные корабли, каравеллы и одно транспортное судно, к которым присоединились еще два торговых корабля. Всего было тринадцать судов. В походе участвовали лоцманы и опытные моряки, принимавшие участие в плавании Васко да Гамы. В составе экспедиции на всех кораблях насчитывалось более тысячи человек «отборного и хорошо вооруженного люда», снабженных всеми необходимыми съестными и боевыми припасами на полтора года. Начальнику экспедиции были даны подробные инструкции, записанные в специальном руководстве. Помимо этого, он получил в устной форме от самого короля и наиболее авторитетных королевских советников множество конфиденциальных указаний, а также советов относительно случайностей, могущих произойти во время экспедиции.
В середине апреля эскадра находилась приблизительно на широте 17°, примерно в трехстах милях от Африки, после чего был взят курс на запад, словно в поисках какого-то известного уже пункта. Поиски эти носили все более уверенный характер, и вскоре начали появляться признаки близости земли. 21 апреля число этих признаков стало увеличиваться.
На следующий день, 22 апреля перед глазами мореплавателей открылась линия земли, простиравшейся с севера на юг. Вскоре из темной береговой полосы показались очертания горы, которой дали имя Паскуал. Корабли бросили якоря и провели здесь ночь.
Впервые в этих краях, рождавшихся для истории, раздались пушечные залпы: от имени своего повелителя Кабрал официально вступил во владение землей, дав ей название «Остров Вера-Крус»(Бразилия). Было это 1 мая 1500 года.
Для обследования открытой земли, а также поиска прохода на юг была организована экспедиция под командованием Гонзало Коэлью, состоявшая из трех судов. Среди руководителей плавания был А. Веспуччи.
Она отплыла из Лиссабона 13 мая 1501 и 7 августа экспедиция высадилась на северном побережье Бразилии. Продвигаясь оттуда на юго-запад вдоль восточного побережья Южной Америки, португальцы 15 февраля 1502 года дошли якобы до 32° южной широты, после чего, по уверению Веспуччи, он взял на себя руководство всей экспедицией и повел корабли еще дальше на юго-восток, пока не достиг какой-то неизвестной земли под 52° южной широты. Зимние холода заставили моряков повернуть к северу; уже через 33 дня они увидели Гвинейский берег Африки и в сентябре 1502 года благополучно прибыли в Португалию. Если допустить, что Веспуччи действительно достиг 52° южной широты, то это было первое плавание европейцев в антарктических водах.
В 1506 португальцы открывают о. Мадагаскар (Ф. Суареш).
В 1511 г. была завоевана Малакка, богатый торговый город в Малаккском проливе, запирающий вход в Индийский океан с востока. С взятием Малакки португальцы вышли в Тихий океан.
В 1526 г. они открывают о. Новая Гвинея (Ж. Минезия).
Осуществляя эту экспансию на Восток, португальские мореплаватели пользовались приёмами судовождения мореходов Востока, арабскими и яванскими картами стран и морей Южной Азии. На одной карте яванского кормчего, попавшей в руки португальцев в 1512 г., были изображены мыс Доброй Надежды, португальские владения, Красное море, Молуккские острова, морские пути китайцев с прямыми дорогами, где проходят корабли, и с внутренними частями страны. По этой карте и двигались португальские корабли через моря Малайского архипелага к Молуккским островам, Капитанам португальских судов инструкциями предписывалось привлекать в качестве лоцманов цейлонских и яванских кормчих. Таким образом, был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и в Восточную Азию.
Это было важнейшее в истории человечества географическое открытие связавшее Европу с Азией. С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х годах XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и происходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.