разработан в DVG Group
Детство прошло в родовом имении Пилгузе. Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. С детства мечтал стать моряком, написав о себе: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». Десяти лет (в 1789 году) он был отдан в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Будучи гардемарином, Беллинсгаузен совершил плавание в Англию. Окончив корпус в 1797 году, произведен в мичманы (первый офицерский чин) и шесть лет отслужил на кораблях Ревельской эскадры в Балтийском море. Любовь к наукам была замечена командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим Беллинсгаузена Ивану Крузенштерну, под руководством которого в 1803-06 Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на корабле "Надежда", выполнив почти все карты, вошедшие в "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна".
Это плавание было отличной школой для молодого моряка. По возвращении на родину Беллинсгаузен продолжал служить на Балтийском флоте. В 1810 году его перевели на Черноморский флот, где он командовал фрегатом "Минерва", а затем - фрегатом "Флора". За время службы на Черном море Беллинсгаузен проделал большую работу по уточнению морских карт Кавказского побережья, провел ряд астрономических наблюдений, точно определил координаты главнейших пунктов побережья. Таким образом, к руководству экспедицией Беллинсгаузен пришел уже опытным ученым, моряком и исследователем
В июне 1819 капитана 2-го ранга Беллинсгаузена назначили командиром трехмачтового парусного шлюпа "Восток" и начальником экспедиции для поисков шестого континента, организованной с одобрения Александра I, «употребив все возможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к южному полюсу, отыскивая неизвестные земли и не оставив сего предприятия, иначе как при непреодолимых препятствиях» в Южный Ледовитый океан, которая должна была осмотреть те части Южного океана, в которых никто еще не бывал, обозреть острова, коих не видели прежние мореплаватели. Экспедиция состояла из шлюпов "Восток" и "Мирный". Капитаном шлюпа "Мирный" был определен молодой лейтенант Михаил Лазарев.
Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева. Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это немало способствовало успеху плавания. Экипаж "Востока" состоял из 117 человек. Экипаж "Мирного" - из 73 человек. "Все офицеры и чиновники... были русскими, - писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. - Некоторые носили немецкие имена, но, будучи, дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут назваться иностранцами".
Шлюпы "Восток" и "Мирный", на которых совершалось плавание, были построены на отечественных верфях почти одновременно.
Уже в Кронштадте перед самым уходом экспедиции русский корабельный мастер Амосов по мере возможности укрепил подводную часть корпуса "Востока" и обшил ее снаружи медью. Значительно лучшими качествами обладал шлюп "Мирный", переоборудованный из транспорта "Ладога". По настоянию М.П. Лазарева на "Мирном" сделали дополнительную обшивку, поставили добавочные крепления, заменили такелаж. Благодаря этому из кругосветного плавания "Мирный" возвратился в значительно лучшем состоянии, нежели "Восток". Единственно, в чем уступал он "Востоку", это в скорости. Основной целью экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева, согласно инструкциям Морского министерства, было "приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре" и "открытия в возможной близости Антарктического полюса".
Беллинсгаузену, как начальнику экспедиции, предписывалось во время пребывания "в иностранных владениях и у народов различных стран обходиться с ними ласково и сохранять всякую благопристойность и учтивость, внушая сие и всем подчиненным", с населением земель, которые посетят шлюпы, надлежало обращаться "сколь можно дружелюбнее".
По возвращении на родину участники экспедиции обязаны были представить отчеты обо всем увиденном.
"Вы пройдете, - говорилось в инструкции, полученной Беллинсгаузеном, - обширные моря, множество островов, различные земли; разнообразность природы в различных местах, натурально, обратит на себя любопытство ваше. Старайтесь записывать все, дабы сообщить сие будущим читателям путешествия вашего..."
Выйдя 4 июня 1819 г. из Кронштадта, 29 августа "Восток" и "Мирный" взяли курс в Атлантический океан. Сделав короткую остановку на острове Тенерифе, шлюпы направились к берегам Южной Америки. 18 октября в 10 часов утра пересекли экватор на 29°20" западной долготы и вступили в южное полушарие. 2 ноября "Восток" и "Мирный" бросили якорь на рейде Рио-де-Жанейро. За двадцать дней пребывания в Рио-де-Жанейро экипаж хорошо отдохнул, исправил повреждения в такелаже, принял на борт запасы свежей ревизии, пресной воды и дров. Симонов определил астрономические координаты и выверил корабельные хронометры.
22 ноября 1819 года шлюпы "Восток" и "Мирный" вышли в океан.
8 декабря они пересекли 45-ю параллель. Утром 15 декабря показались остроконечные вершины острова Южная Георгия и соседнего с ним небольшого островка Уиллиса (Виллиса), открытых Куком в 1775 году. В течение двух дней русские моряки нанесли на карту юго-западный берег Южной Георгии, увязав его с картой Кука, прошедшего вдоль северо-восточного берега острова. Именно в эти дни, 15-17 декабря 1819 года, на карте южного полушария впервые появились русские названия, данные в честь офицеров - участников экспедиции: мысы Порядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского и остров Анненкова - первый остров, открытый экспедицией.
От Южной Георгии шлюпы взяли курс на юго-восток, к Земле Сандвича. На четвертые сутки плавания от Южной Георгии встретился первый айсберг. А утром 22 декабря в тридцати милях к северу от шлюпов показался неизвестный высокий остров с заснеженной вершиной. "Восток" и "Мирный" повернули к нему. Днем 29 декабря на юго-юго-западе открылся высокий, покрытый снегом и окруженный тяжелыми льдами берег острова Сандерса. Назвав этот клочок суши островом, Кук не был твердо уверен в том, что перед ним действительно остров. Русские моряки подтвердили его предположение. Они определили координаты острова; Михайлов зарисовал в свой альбом очертания его берегов.
15 января "Восток" и "Мирный" впервые пересекли Южный полярный круг. В полдень 16 января на 69°21’28" южной широты и 2°14\'50" западной долготы моряки заметили блестящую полосу высоких льдов. Вначале они приняли льды за облака. Шлюпы продолжали идти на юго-восток. Временами снег прекращался, и тогда мореплаватели видели полосу сплошных бугристых льдов, простиравшуюся с востока на запад...
16(28) января 1820 года корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному ледяному массиву, приблизившись к нему в точке 69°21\' ю.ш. и 2°14\' з.д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена).
Этим днем датируется открытие Антарктиды.
В течение четырех суток шлюпы плыли вдоль выступавшего к северу ледяного барьера, а затем снова повернули на юг. К исходу января "Восток" и "Мирный" выбрались на чистую воду, а уже 2 февраля Беллинсгаузен вновь отдал распоряжение изменить курс.
Вечером следующего дня шлюпы в третий раз пересекли Южный полярный круг.
5 и 6 (17 и 18) февраля экспедиция подошла почти вплотную к Антарктиде у Берега Принцессы Астрид, но из-за снежной погоды не смогли его хорошо рассмотреть. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву сделать вывод, что перед ними находится «льдинный материк».
В своем предварительном донесении, посланном позже из Австралии, Беллинсгаузен сообщал на родину: "Здесь за льдяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрении, возвышаясь к югу подобно берегу. Плоские льдяные острова, близь сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломка сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность подобную материку".
Упершись в непроходимые льды, шлюпы должны были вернуться в меньшие широты для дальнейшего движения на восток и новых попыток пробиться далее к югу. Продолжая эти попытки, шлюпы продвигались все далее на восток в широтах около 60° и, наконец, 5 марта, около 90° восточной долготы, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, разошлись для дальнейшего отдельного плавания и обозрения большого неисследованного пространства по пути в порт Джексон (ныне — Сидней) (Австралия), где было назначено рандеву. Несмотря на очевидную опасность раздельного плавания кораблей (в случае гибели одного корабля второй не мог бы прийти на помощь его экипажу), Беллинсгаузен и Лазарев все же решились на это, чтобы осмотреть возможно большее пространство океана. Шлюпы взяли курсы, параллельные курсам, которыми некогда шли корабли Кука "Резольюшен" и "Эдвенчер". "Мирный" пошел на 5-3° южнее пути "Эдвенчера", Лазареву надлежало разрешить одну географическую загадку: попытаться отыскать остров Компании, якобы виденный испанскими мореплавателями.
30 марта 1820 года на 132-е сутки после выхода из Рио-де-Жанейро "Восток" бросил якорь в Порт-Джексоне. Через семь суток сюда же благополучно прибыл и "Мирный", экипаж которого удостоверился в том, что остров Компании существовал лишь в воображении его "открывателей".
Отдохнув и исправив имевшиеся повреждения, экспедиция 8 мая вышла снова в Тихий океан. Здесь были ею открыты острова Контр-адмирала Моллера, Графа Аракчеева, Князя Волконского, Фельдмаршала Князя Барклая-де-Толли, Генерал-лейтенанта Ермолова, Князя Голенищева-Кутузова-Смоленского, Генерала Раевского, Генерала графа Остен-Сакена, Адмирала Чичагова, Графа Милорадовича, Графа Витгенштейна, Вице-адмирала Грейга, а вся эта группа с тремя открытыми еще Куком островами Пализера, описанными Коцебу, названа островами Россиян.
31 октября 1820 г. шлюпы, окончив все работы по приготовлению к полярному плаванию, вышли из порта Джексон и отправились вторично к большим южным широтам, в южно-полярные моря. От острова Макари под 54° южной широты, к югу от Новой Зеландии, экспедиция отправилась прямо к югу, затем к востоку и 3 раза пересекала полярный круг. После многократных попыток пробиться через лед, 10 января 1821 г. шлюпы достигли 69°53\' южной широты и 92° западной долготы. В тот же день в широте 69° экспедицией был открыт остров, названный островом Петра Великого, а 17 января того же года – был открыт берег, названный в честь виновника посылки экспедиции берегом Императора Александра I; затем, в меньших уже широтах, острова Бородино, Малый Ярославец, Генерал-майора Тейля, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо, Камень Елены, Три Брата (три острова), Контр-адмирала Рожнова, Адмирала Мордвинова, Капитан-командора Михайлова и Вице-адмирала Шишкова.
30 января, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 24 июля 1821 прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание. Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, из них 224 были проведены на якоре и 527 под парусами, прошли более 92 тыс. км. Экспедиция 7 раз пересекала южный полярный круг, достигнув наибольшей южной широты 69° 53\'. Было открыто 29 островов и 1 коралловый риф. В южном полушарии корабли находились 535 дней, причем 122 дня - южнее 60-й параллели и 100 дней - во льдах.
Экспедиция Беллинсгаузена по справедливости считается одной из самых важных и трудных, когда-либо совершенных.
Знаменитый Кук, в 70 годах XVIII ст., первый достиг южно-полярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лед, объявил, что далее его невозможно проникнуть на юг. Ему поверили, и 45 лет не было южно-полярных экспедиций.
Беллинсгаузен доказал неверность этого мнения и сделал чрезвычайно много для исследования южно-полярных стран, посреди постоянных трудов и опасностей, на двух небольших парусных судах, не приспособленных для плавания во льдах. Его книга: "Двукратные изыскания в южно-полярном океане и плавание вокруг света" (СПб., 1881) и до сих пор не потеряла интереса и давно стала редкой.
По возвращении из плавания, Беллинсгаузен был произведен в капитан-командоры, награжден орденами св. Владимира 3-й степени и св. Георгия 4-го класса с арендой в Курляндии и пенсией в 1.200 рублей.
Далее два года командовал 15-м флотским экипажем, затем занимал должности дежурного генерала и генерал-цейхмейстера (инспектора морской артиллерии), а в 1826 возглавил флотилию в Средиземном море, С началом турецкой войны 1828-29 гг. Беллинсгаузен, уже в чине контр-адмирала, был отправлен с командуемым им гвардейским экипажем, в составе гвардейского корпуса в Тульчин. Принимал участие в осаде и штурме Варны, По возвращении с Черного моря Беллинсгаузен уже в чине вице-адмирала был назначен командиром 2-й флотской дивизии, которой командовал до 1839 года, то есть до момента назначения на пост главного командира Кронштадтского порта и Кронштадтского военного гарнизона. В 1831 г. во время польского восстания Беллинсгаузен со своей дивизией держал блокаду берегов Курляндии от Либавы до Полангена.
В 1839 г., Беллинсгаузен был назначен главным командиром Кронштадтского порта, а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтфлотом. В этой должности Беллинсгаузен проявил всю свою энергию в деле оборудования Кронштадта, как главной базы флота, укрепления его, постройки фортов, свайного заграждения на северном и южном фарватерах и благоустройства города. Многое сделал и для благоустройства Кронштадта; по-отечески заботился о подчиненных, добиваясь улучшения питания матросов; основал морскую библиотеку.
В 1843 получил звание адмирала и орден Владимира I ст.
Биографы Беллинсгаузена отмечали его доброжелательность и хладнокровие: присутствие духа он сохранял как под неприятельским огнем, так и в борьбе со стихией. Беллинсгаузен был женат и имел четырех дочерей. Умер в Кронштадте, где в 1869 ему был поставлен памятник.