разработан в DVG Group
Правила процедуры Консультативных совещаний и административная практика их проведения сформировались в период действия Договора об Антарктике, базируясь на его принципах. Время от времени это приводило к некоторым трудностям, в частности, в отношении своевременного издания окончательного отчета Консультативных совещаний на всех официальных языках Договора (английском, французском, русском и испанском). В период проведения первых десяти Консультативных совещаний было принято назначать Редакционный комитет для работы на время совещания. Большинство документов этих совещаний имели форму Рекомендаций, а заключительный отчет был относительно коротким. Начиная с Двенадцатого Консультативного совещания, отчеты стали более развернутыми (отчет Первого Консультативного совещания составлял менее 30 страниц, XХIII – более трехсот) и вследствие увеличения работы после проведения совещания практика назначения Редакционных комитетов во время совещания прекратилась. Отчеты первых совещаний Консультативных сторон содержали согласованные тексты Рекомендаций а также перечень стран, участвующих в совещании. В дальнейшем содержание отчетов КСДА значительно расширилось: в них отражаются все обсуждавшиеся вопросы, а также вопросы, которые не подлежали решению посредством Рекомендаций, и вопросы, по которым не был достигнут консенсус. В то время как Договор осуществляет действия посредством принятия Рекомендаций, использование отчета не только для регистрации текстов Рекомендаций, но также и для рассмотрения всех предметов дискуссий другим, менее формальным способом вносит элемент маневренности в деятельность КСДА.
Все эти обстоятельства представляют сложную задачу для страны, проводящей Консультативное совещание. Возник вопрос о Секретариате. Впервые слово «Секретариат» было упомянуто на XII совещании. На ранней стадии споры возникали между теми, кто видел в отсутствии Секретариата дополнительные возможности оказания политического давления, и теми, кто видел практические неудобства от отсутствия Секретариата в Системе Договора, членство в котором возросло более, чем в три раза. Начиная с XVI Консультативного cовещания, споры велись уже не о том, нужен ли Секретариат, а о том, где он будет размещаться. XXIV КСДА в Санкт-Петербурге приняло решение о размещении Секретариата в Буэнос-Айресе.
Как собственно Договор об Антарктике, так и Правила процедуры, принятые на I КСДА, не разъясняли, какими правами, если таковые имеются, обладают страны, которые присоединились к Договору, но не являются Консультативными сторонами, в отношении присутствия на Консультативных совещаниях. Договор также не разъяснял, какую роль имеет статус наблюдателя от международных организаций на КСДА в развитии рабочих отношений по статье III Договора. Однако, начиная с XIV КСДА в Рио-де-Жанейро в 1987 г., Неконсультативные стороны и международные организации присутствовали на всех регулярных Консультативных совещаниях. Правила Процедуры, принятые в 1987 г., отразили эти изменения в практике участия.
На XXI КСДА в Крайстчерче были внесены поправки в Правила процедуры проведения Консультативных совещаний. По сути дела пересмотренные Правила обобщили многочисленные поправки, сделанные предшествующими КСДА и заменили Правила, действовавшие до этого момента. Полный текст пересмотренных Правил процедуры приведен в Приложениях 8, 9.
На XII КСДА в Канберре в 1983 г. Консультативные стороны приняли Рекомендацию XII-6, связанную с рядом аспектов информационного потока в рамках системы Договора об Антарктике, а также между системой и другими международными сообществами. На следующем Консультативном совещании в Брюсселе в 1985 г. были приняты еще две Рекомендации: первая – устанавливала национальные контактные точки, наделенные информационными функциями, вторая – ввела абсолютно новое положение о том, что должен осуществляться регулярный обзор операций Системы Договора об Антарктике и для этой цели рекомендовала, чтобы другие компоненты Системы, включая СКАР и КОМНАП, представляли отчеты о своей деятельности на каждом Консультативном совещании. Таким образом, существует регулярный «аудит» Системы.
Документы КСДА в 60 и 70-х годах относились к категории «закрытых» и были недоступны для общественности. Это соответствовало обычной практике того времени. Однако с тех пор постепенно стало считаться, что документы межгосударственных совещаний должны быть более доступны. И хотя правила, предусмотренные для документов КСДА, не должны предоставляться общественности, ни одна делегация не воспользовалась этим правом, и на практике после каждого совещания документы становятся доступными.