разработан в DVG Group

Административные и организационные аспекты

Правила процедуры Консультативных совещаний и административ­ная практика их проведения сформировались в период действия Догово­ра об Антарктике, базируясь на его принципах. Время от времени это приводило к некоторым трудностям, в частности, в отношении своевремен­ного издания окончательного отчета Консультативных совещаний на всех официальных языках Договора (английском, французском, русском и ис­панском). В период проведения первых десяти Консультативных совеща­ний было принято назначать Редакционный комитет для работы на время совещания. Большинство документов этих совещаний имели форму Ре­комендаций, а заключительный отчет был относительно коротким. На­чиная с Двенадцатого Консультативного совещания, отчеты стали более развернутыми (отчет Первого Консультативного совещания составлял ме­нее 30 страниц, XХIII – более трехсот) и вследствие увеличения работы после проведения совещания практика назначения Редакционных коми­тетов во время совещания прекратилась. Отчеты первых совещаний Кон­сультативных сторон содержали согласованные тексты Рекомендаций а также перечень стран, участвующих в совещании. В дальнейшем содер­жание отчетов КСДА значительно расширилось: в них отражаются все об­суждавшиеся вопросы, а также вопросы, которые не подлежали решению посредством Рекомендаций, и вопросы, по которым не был достигнут консенсус. В то время как Договор осуществляет действия посредством принятия Рекомендаций, использование отчета не только для регистра­ции текстов Рекомендаций, но также и для рассмотрения всех предметов дискуссий другим, менее формальным способом вносит элемент манев­ренности в деятельность КСДА.

Все эти обстоятельства представляют сложную задачу для страны, проводящей Консультативное совещание. Возник вопрос о Секретариа­те. Впервые слово «Секретариат» было упомянуто на XII совещании. На ранней стадии споры возникали между теми, кто видел в отсутствии Сек­ретариата дополнительные возможности оказания политического давле­ния, и теми, кто видел практические неудобства от отсутствия Секретари­ата в Системе Договора, членство в котором возросло более, чем в три раза. Начиная с XVI Консультативного cовещания, споры велись уже не о том, нужен ли Секретариат, а о том, где он будет размещаться. XXIV КСДА в Санкт-Петербурге приняло решение о размещении Секретариата в Буэ­нос-Айресе.

Как собственно Договор об Антарктике, так и Правила процедуры, принятые на I КСДА, не разъясняли, какими правами, если таковые име­ются, обладают страны, которые присоединились к Договору, но не явля­ются Консультативными сторонами, в отношении присутствия на Кон­сультативных совещаниях. Договор также не разъяснял, какую роль име­ет статус наблюдателя от международных организаций на КСДА в разви­тии рабочих отношений по статье III Договора. Однако, начиная с XIV КСДА в Рио-де-Жанейро в 1987 г., Неконсультативные стороны и между­народные организации присутствовали на всех регулярных Консультатив­ных совещаниях. Правила Процедуры, принятые в 1987 г., отразили эти изменения в практике участия.

На XXI КСДА в Крайстчерче были внесены поправки в Правила про­цедуры проведения Консультативных совещаний. По сути дела пересмот­ренные Правила обобщили многочисленные поправки, сделанные пред­шествующими КСДА и заменили Правила, действовавшие до этого мо­мента. Полный текст пересмотренных Правил процедуры приведен в При­ложениях 8, 9.

На XII КСДА в Канберре в 1983 г. Консультативные стороны приняли Рекомендацию XII-6, связанную с рядом аспектов информационного по­тока в рамках системы Договора об Антарктике, а также между системой и другими международными сообществами. На следующем Консультативном совещании в Брюсселе в 1985 г. были приняты еще две Рекомендации: пер­вая – устанавливала национальные контактные точки, наделенные инфор­мационными функциями, вторая – ввела абсолютно новое положение о том, что должен осуществляться регулярный обзор операций Системы Догово­ра об Антарктике и для этой цели рекомендовала, чтобы другие компонен­ты Системы, включая СКАР и КОМНАП, представляли отчеты о своей де­ятельности на каждом Консультативном совещании. Таким образом, суще­ствует регулярный «аудит» Системы.

Документы КСДА в 60 и 70-х годах относились к категории «закры­тых» и были недоступны для общественности. Это соответствовало обыч­ной практике того времени. Однако с тех пор постепенно стало считаться, что документы межгосударственных совещаний должны быть более дос­тупны. И хотя правила, предусмотренные для документов КСДА, не дол­жны предоставляться общественности, ни одна делегация не воспользо­валась этим правом, и на практике после каждого совещания документы становятся доступными.