разработан в DVG Group

Первая экспедиция и первые впечатления по пути на станцию Прогресс

Часть #1

 

График следования корабля

Мне представилась такая уникальная возможность побывать на самом холодном континенте нашей планеты. 

В сентябре, ушедшего года, в Санкт Петербурге, я подал заявление в НИИ Арктики и Антарктики на участие в работе Российской Антарктической экспедиции (РАЭ), потом пошёл проходить медкомиссию и специальные курсы начальной подготовки моряков.

 

памятник

 

Перед самым Новым годом, оформив все документы на работу в РАЭ, я с нетерпением стал ожидать посадки на корабль. В связи с пандемией, посадка на корабль отложилась почти на две недели. 

Но все уже позади… На конец то состоялось долгожданное событие, пройдя все таможенные мероприятия в порту, мы находимся у главного трапа огромного, красно – белого красавца НЭС «Академик Федоров». Поднимаясь в верх по трапу с приподнятым настроением, мимо ярко -красного борта судна, смешанные чувства наполняют тебя. Чувства волнения и тревоги, переживания и возбуждения, чувство ожидания чего-то не обыкновенного, не объяснимого и неизведанного. Осознаешь, что с этого момента начинается совершенно другая жизнь, полная новых впечатлений, новых встреч, знакомств, верных товарищей, других стран и континентов. Чувство того, что здесь надежды и мечты становятся реальностью.  

Из порта Санкт Петербурга «Ак. Федоров» вышел в запланированное время. Была тихая морозная ночь. Свет от портовых прожекторов отражался от белого снега и тонкого льда и освещал все вокруг. Было светло почти как днем. После пуска главного двигателя из труб стал доноситься грозный, завораживающий звук, наполненный силой и мощью. От которого шли мурашки по телу. Первые пройденные морские мили оставили незабываемые ощущения и впечатления. Восторг от всего происходящего, порой, думаешь, что это все происходит не с тобой. Восхищение от величия и силы корабля. Гордость за то, что ты стал частичкой этой огромной, трудной, увлекательной и интересной работы под названием РАЭ.

 

1

 

 2

«Ак. Федоров» величественно прошел по акватории порта, мимо судов, стоявших под загрузкой. Покинув сопровождение двух маленьких буксиров «Торнадо» и «Акмол» наш корабль вышел в Финский залив, весь покрытый белым ледяным безмолвием.  Ледокол уверенно набирал ход, оставляя позади себя угасающие огни города на горизонте и шлейф перемолотого льда…. Оторвавшись от завораживающего вида с верхней палубы, все пошли по своим уютным каютам. Было уже за полночь.  «Академик Федоров» монотонно шел своим намеченным курсом на Бремерхафен. В теплой уютной каюте каждый погрузился в свои размышления. Стало легко и спокойно. Лишь за иллюминатором раздавался шум, скребущего о борт, ломающегося с треском льда.

3

14

 

5

 

8

Пройти предстоит действительно «кругосветное путешествие». 13400 километров и это только до Кейптауна, а сколько еще до Антарктиды буду уточнять по прибытию. Начало пути наше судно берет с морского порта города Санкт Петербурга. Выйдя с Финского залива, пройдя Балтийское море, через Данию, по проливу Скагеррак, попадаем в Северное море. В порту Бремерхафен (Германия) стоим несколько дней для пополнения судовых запасов. С Северного моря через пролив Ла- Манш, следуя вдоль берегов между Францией и Великобританией, заходим в непредсказуемый Бискайский залив. После «Биская» нам открываются бескрайние просторы Атлантического океана. Проходя мимо Гибралтарского пролива, оставляя за бортом Канарские острова, вдоль всей Африки с севера на юг, пересекая жаркий экватор, держим курс на порт Кейптаун (ЮАР). Еще одна остановка, дозагрузка, дозаправка. Последний рывок! Через Индийский океан выходим в холодные суровые воды Южного океана. Впереди нас ждут только айсберги, холод и пингвины! Пробивая толщу льда, подходим к первой Антарктической станции «Мирный». Здесь заканчивается наше «кругосветное путешествие» и начинается наша основная работа, протяженностью в один год. НЭС «Академик Федоров» спроектирован специально для научно-экспедиционной работы в условиях Арктики и Антарктиды. Это универсальный корабль: Грузовое судно, перевозящее различные грузы для жизнеобеспечения Антарктических станций. Четыре подъемных крана способны разгружать грузы прямо на льдину. Танкер для перевозки огромного количества топлива для дизель-электростанций (ДЭС), тягачей, транспорта и самолетов. Пассажирский лайнер, с большим количеством комфортабельных кают для научных работников, для состава экспедиции и членов экипажа судна. Научная лаборатория с оборудованием для исследования морских глубин и океанических просторов. На борту корабля есть вертолетная площадка, огромный ангар для вертолета, совершающего основную работу по разгрузке судна в труднодоступных местах. В трюме может находится самолет Ан-2 для исследований Антарктиды с воздуха. Судно можно смело называть -вертолетоносец. Ну и основное назначение судна — это конечно же ледокол, который способен пробивать толщу льда на любом из полюсов.

Часть #2

Утром, проснувшись, меня насторожила полная тишина в каюте. Лишь, слегка качающиеся шторы на окнах, напоминали о том, что мы находимся в море. Выйдя ночью с Финского залива в хмурое Балтийское море, стало теплее и закончились льды. Корабль мягко шел по легкой волне, спокойно обгоняя на своем пути огромный танкер. Питерский снег постепенно таял на палубах и трапах. Легкий ветерок высушивал растаявший снег и горделиво развивал на корме трехцветный флаг Росси. Наступили монотонные, размеренные будни пассажира «круизного лайнера», совершающего «кругосветное путешествие» …. Отдых, четырехразовое питание, обеденный сон, просмотр фильмов и телепередач, прослушивание любимой музыки, шашки, шахматы, иногда дежурство на камбузе, накладывают свой отпечаток на здоровье. Что бы поддерживать свой организм в форме, нужны регулярные разминки и нагрузки. Корабль очень большой и для прогулок здесь места много. Иногда я прохожу по 12- 15 километров за день!!! 

Ранним прохладным утром, проходя у берегов Дании, на нашем пути из тумана вырос огромный мост, соединявший два невидимых берега. Мост величественно возвышался над бескрайними просторами моря. Вершины пилонов уходили в утреннюю дымку и там растворялись. Проход под мостом занял какие- то мгновения, а немного отойдя от моста, он так же внезапно исчез в тумане, как и появился. Просто невозможно поверить, что это сказочное творение-дело рук человека!

7

0

00

Уходя по курсу на запад, пересекая часовые пояса, нам приходиться каждые два дня переводить стрелки часов на один час назад. На судне все подчинено строгому расписанию по времени, постоянно имея на руке часы мне не приходится переживать, что я могу опоздать на завтрак, обед или ужин. А это для нас самая важная и ответственная работа на данный период времени. Северное море, на удивление, нас встретило своим спокойным и тихим нравом, солнечной погодой, голубым небом и легкими облаками. Неторопливым ходом мы приближаемся к берегам Германии. Впереди порт Бремерхафен! Слаженная работа двух портовых буксиров, проворно зарулила наше судно в шлюз. Спустя некоторое время палубная команда пришвартовала судно к причалу.

11

22

33

55

Погрузочные работы идут несколько дней. Здесь в Бремерхафене пополняем запасы топлива и   продовольствия для Антарктических станций. Ждем погрузки вертолетов и в путь. 

88

На судне по расписанию каждую неделю сауна, любимое мероприятие для участников рейса.Пополнив судовые запасы продовольствия и наполнив емкости топливом, ждем только погрузку вертолетов, которые с небольшим опозданием все же прибыли. Ну вот сегодня к вечеру запланирован отход судна!!!

Часть #3

Смеркалось. Холодный порывистый ветер с моря, напоминал о приближении циклона. Это был тот самый снежный, февральский циклон, парализовавший всё транспортное сообщение в большей части Европы. Получив штормовое предупреждение, с небольшой задержкой, мы вышли с порта Бремерхафен. Разноцветные гирлянды прожекторов на причалах, судах и портовых кранах провожали нас в ночную даль.

Северное море все же показало свой суровый нрав. Шести бальный шторм с порывами ветра, достигавшими 34 м/c., застал нас среди ночи и продолжался до полудня следующего дня. Чувство неустойчивой невесомости не покидает тебя до конца шторма. Шум работы системы бортовой стабилизации, достойно справляющейся со своей работой, свист и рев ветра, пронизывающего все палубы, грохот волн, разбивающихся о борт корабля, напоминали гул морского прибоя во время шторма. Полное ощущение того, что ты находишься на краю океана и огромные воны с силой обрушаются на берег, волоча за собой тонны морских камней…


Ночью, проходя Ла Манш, берег Британии освещался тонкой полоской света от мерцающих огней какого-то города. Впереди непредсказуемый Бискайский залив. Стрелки часов переводим еще на один час назад. Теперь время стоит по Гринвичу. Немного по-иному нас встретило дыхание Атлантики. Огромные курганы океанских волн, вырастали из сырого мокрого тумана. Белый туман, окутавший наш корабль плотным кольцом, при порыве ветра, превращался в капли дождя.  Неторопливо поднимаясь и вальяжно перевалившись через вершину кургана, корабль стремительно проваливается в морскую бездну, носом разбивая надвигающуюся следом волну. Это повторяется бесчисленное количество раз, давая полное ощущение бесконечного аттракциона Американских горок. Каждый по-своему переносит это состояние… Оставляя по левому борту Гибралтарский пролив, океан немного успокоился, выглянуло долгожданное солнце из-за облаков, стало тепло, океан окрасился в изумрудно синий цвет. До горизонта виднелась только океанская гладь и голубое небо с редкими, легкими облаками. Ребята, ну и я, конечно, вышли на палубу уже в шортах, майках и в солнцезащитных очках. Экватор еще далеко, но сезон загара уже открыт!!!


Наш «Ак. Федоров» шел полным ходом, изредка слегка переваливаясь с борта на борт. Морская зыбь еще некоторое время преследовала нас. В один из дней провели шлюпочную тревогу (учебную). Было весело и познавательно.


Подходя к Канарским островам, над нами, на очень низкой высоте пролетел несколько раз какой- то самолет. По-видимому, что-то выискивал или высматривал. Канарские острова наши парни заметили еще из далека. Я никак не мог разглядеть на горизонте в светлой дымке и легких облаках какую-то «шапку», как говорили ребята. К моему изумлению и удивлению оказалось, что смотреть надо было выше облаков, где под шапкой снега скрывалась вершина острова. Я, по не знанию, представить себе не мог, что такие высокие горы на Канарских островах, да еще и под снегом! Невероятно красивое зрелище открывается, на всеми нами любимые острова, с палубы судна! С каждым днем, приближаясь к экватору, становиться все жарче. Пришло время установить бассейн. Я принимаю самое непосредственное участие в сборке. Дружно подняли из трюма все комплектующие и к полудню в бассейне уже плескалась, светло-зеленого цвета, чистейшая вода Атлантического океана. Утро… После завтрака выхожу на палубу встречать рассвет. Солнце, едва выглянув, из-за бескрайнего синего горизонта, прикрытого легкими воздушными облаками и пеленой прозрачной дымки, тут же стремительно поднимается в высь, окрашивая в яркие краски голубое небо, гребешки волн и наш единственный корабль на всем горизонте. Как под гипнозом… Завораживает долго, без устали, наблюдать за ленивыми, вспенившимися волнами, недовольно расходящимися по обе стороны бортов нашего красного богатыря, оставляющего за собой шлейф бело-изумрудной пучины океана. Трех бальное волнение, судно проходит, как тяжелый, горячий утюг по складкам мокрой, шелковой скатерти, не колыхнув даже занавески на иллюминаторах.

Еще пять минут и уже невозможно становиться смотреть на ослепительно ярко- белый шар горячего Африканского солнца, поднявшегося над горизонтом. Пора надевать солнцезащитные очки, панаму и идти в бассейн получать наслаждение от водных процедур, где парни уже давно этим занимаются. Вода в бассейн набирается насосами прямо с океана, попадая под мощнейший поток воды, получаешь ощущения даже круче, чем в джакузи. Немного переваливаясь с борта на борт, корабль создает огромную волну, выплескивающуюся водопадами, воду и разливающуюся по обе стороны бассейна. У всех моряков, будь то военный корабль или гражданское судно, есть старая добрая традиция, посвящать новичков, которые первый раз пересекают экватор. Я как раз и отношусь к таким новичкам. Проводится праздник «День Нептуна». Наше судно не было исключением. Очень яркое, красочное, веселое, театрализованное представление состоялось прямо на экваторе. Сам Владыка морей и океанов прибыл к нам на судно со всей своей свитой, своими слугами- русалками, чертями морскими и пиратами, потребовал у капитана судна предоставить ему новичков для обряда посвящения. Каждому новичку, отловленному слугами владыки морского, была поставлена огромная печать на знаковое место. Под шум музыки и восторженные крики, нас бросают в океанскую воду, после чего дают испить добрую чарку горячительного напитка. Все участники рейса принимают участие в празднике. В конце праздника Нептун дает добро на движение судна по заданному курсу, а нам торжественно вручают дипломы о пересечении экватора и о его льготном прохождении в любое время.

Во время следования к Кейптауну, нас часто сопровождали небольшие стайки дельфинов, игриво выпрыгивая из воды вдоль борта. Пугливо, разлетались в разные стороны летающие рыбы. Однажды даже одна из них залетела к нам на палубу. Сделав несколько снимков, как в сказке отпустили её с богом в синее море. В Гвинейском заливе огромная черепаха, попав в бурлящую пучину круговорота воды из-под винта нашего судна, ещё долгое время не хотела останавливать свое вращение в ритме вальса. Наверное, ей понравилось. Рано утром «Ак. Федоров» стал на рейд у порта Кейптаун. Сильный ветер не давал возможности портовым лоцманам завести наше судно в порт. Солнечная погода и безоблачное небо открывали красивейшие виды на город и на визитную карточку Кейптауна- Столовую гору. Воспользовавшись небольшой паузой, любители рыбной ловли сразу высыпали с удочками на палубу. Морской котик, курсировавший вдоль борта, не давал возможности порыбачить. Зато с удовольствием позировал перед камерами. Ближе к полдню, ветер немного стих и наше судно уже пришвартовалось в порту, где уже поджидал нас приготовленный груз.

Часть #4

Для многих участников экспедиции, впервые прибывших на землю Южно- Африканской республики в порт, всем известного города Кейптаун, карантин в связи с пандемией, принёс горькое разочарование и сожаление. Проделать такой огромный путь с северного полушария в южное, провести больше месяца на корабле, пережить циклоны и штормы и теперь, быть в шаговой доступности к знаменитой набережной «Виктории и Альфредо» и не прогуляться по ней хотя бы часок. Не получится полюбоваться прекраснейшим видом с "визитной карточки города" - Столовой горы, которая отвесной стеной, стоит прямо перед глазами. А как хотелось побывать на маяке и на мысе "Доброй надежды". Добраться до мыса «Игольчатый» и увидеть своими глазами то место, где соединяются два великих океана - Индийский и Атлантический. Я не буду перечислять все достопримечательности этого чудесного города. Мы их и так прекрасно знаем. Просто до глубины души обидно не реализовать такую уникальную возможность. Одним словом для меня Кейптаун останется - городом нереализованных желаний и мечты!!!

 Хотелось бы, что бы  мыс «Доброй надежды» оправдал своё название и на обратном пути из Антарктиды, мы все же прошлись по этим удивительным местам! В первый день стоянки в порту была пополнена основная часть судовых запасов. Началась погрузка бочек с топливом.

Для жизнеобеспечения станции в Антарктиде на ряду с топливом на первом месте стоит питание полярников. Поэтому на станциях работают только лучшие повара и требования у них к качеству и ассортименту продуктов максимальное. Есть всё!!! От свежих овощей, включая зеленую петрушку и до шоколада с кока-колой. Не говоря уже о мясных и молочных продуктах. Это всё надо доставить к столу полярника в хорошем качестве и в срок. Поэтому в основном загрузка продуктов проходит в Кейптауне. Хорошее качество за приемлемую стоимость.

На корабле несколько трюмов с разной температурой для каждого вида продуктов.  На вертолётной площадке авиатехники проводят пробные запуски двигателей вертолетов. На характерный шум лопастей вертолётного двигателя пришли посмотреть даже местные рабочие порта. По судовому радио звучит оповещение - "Свободные от вахты участники РАЭ приглашаются на перекатку вертолетов". Это значит надо идти помогать выкатывать один вертолет из ангара, а другой туда закатывать. Работа не тяжёлая, веселая и дружная.

За все время стоянки в порту, погода дарила нам яркие, теплые, летние, солнечные дни, которые мы с удовольствием использовали для съёмок окружающей нас красоты с пеленгаторной судна.  

 

В день выхода из порта со столовой горы на город начал сползать тяжелый туман. К вечеру туман висел на крышах высотных домов, освещённых множеством разноцветных, уличных фонарей. Невероятно красивый вид. Ещё через мгновение город и порт утонули в сильном густом тумане. Это не помешало нам выйти в назначенное время из порта в сопровождении лоцмана и буксира. Красный и зелёный свет двух ярких, входных портовых фонарей, пробиваясь сквозь туман, прощались с нашим уходящим судном. По традиции бросаем за борт монетку на удачу и скорейшее возвращение в этот удивительный город.

Часть #5

Ровно два дня погода баловала нас теплом и солнцем. Очень быстро всё изменилось. Сегодня ночью вошли в "суровые сороковые". В три часа ночи нас так качнуло, что полетели с полок все наши банки с кофе, пачки чая, кружки и ложки. Хотя мы их, казалось, надёжно, уложили. Проснулись....Я так до утра и не смог уснуть. Идём прямо на циклон с надеждой пока дойдем до него он сдвинется в сторону. Погода сегодня с утра солнечная, но сильный, холодный ветер. Очень красиво и сурово- романтично. Огромные сине- зелёные волны, то скрывают из вида корабль на своём дне, то приподнимают его над линией горизонта. "Ак. Федоров", упорно преодолевая стихию, с каждой волной, удаляясь от своих берегов и родного дома, уверенно приближает нас к белому континенту. Стоя на палубе, всматриваешься  в перед, в надежде увидеть очертания берегов Антарктиды. Но тщетно, ещё очень далеко.... Сильный ветер срывает белые гребешки волн, превращая их в туман брызг, свежими, мокрыми, солеными струйками, стекающими вниз по лицу. Сразу не разберешь, толи это соленые брызги океана, толи это слезы восторга и грусти делают твое лицо мокрым. Ранним утром 8 марта тяжёлые, свинцовые облака нависли шапкой над бескрайними просторами владений Нептуна. Этим утром на горизонте я заметил белую медведицу и её маленького медвежонка - Умку, заблудившихся в водах Индийского океана... - Да!!! Это был айсберг!!! Первый в моей жизни, айсберг!!! Я ещё долго  провожал его взглядом.

 За кораблем постоянно следуют буревестники, с любопытством смотрят в твои глаза. Гордо и величественно над кораблём кружили альбатросы, редко взмахивая своими крыльями с их трёхметровым размахом. Впечатляющее зрелище.

 Ночью выпал первый снег... Значительно похолодало....Все чаще мимо стали проходить айсберги. Их причудливые формы отличались разнообразием твоей фантазии и напоминали то острый трёх угольный плавник акулы, проплывающий вдоль борта, то фюзеляж самолёта с высоко поднятым килем, то современную яхту с обратно выгнутым носом или скорее больше похож на подводную лодку. Огромная глыба льда напомнила мне "Медведь гору" в Крыму, грустно и одиноко, склонив свою голову в океан. Вот ещё один айсберг похож на старинный замок или крепость с  башнями и куполами.

Проснувшись ночью от грохота ударов о борт, я услышал знакомый уже мне звук скрежета и хруста, ломающегося льда. Мы вошли в ледяное кольцо Антарктиды. За иллюминатором расстилались, подсвеченные светом от корабля, белые торосы и вода, перемешанная со снегом и льдом. Утро.... С чистого, голубого, безоблачного неба светит пронзительно яркое, ослепительное солнце. Свежий, холодный ветерок и прозрачный воздух наполняют взволнованную грудь.

Мы достигли нашей заветной цели. Наш богатырь "Академик Федоров" стоит в нескольких сотнях метров от берега Антарктиды!!! На скалистом склоне стоит станция "Мирный".

Часть #6

Вдалеке со снежного купола континента сползает лёгкий, белый туман, расстилаясь по сине - черному океану, обволакивая прозрачной дымкой в близи лежащие острова и айсберги. -Антарктида парует!?,- подумал я. Нет! Оптический обман. Сильный ветер сдувает с белого континента снег и несёт его в океан. Тут же совсем рядом находится остров Буромсконго. Остров кладбище наших полярников, навечно оставшихся на белом континенте. С самого утра начинается работа пилотов наших КА-32С. Один за другим взлетают в небо контейнера с грузами для станции Мирный. Идет смена зимовочного состава. В трехдневный срок все воздушные операции были завершены.

Рано утром "Ак. Федоров" берет курс на Прогресс. Предстоит пройти 650 непростых миль. Немного пройдя по чистой воде, снова попадем во льды, которые не отпускают нас уже до конечной остановки. Весь день солнце заливало своим ослепительным светом белые ледяные просторы. Повсюду неподвижно стоят вмерзшие в лед огромные айсберги, между которыми приходиться маневрировать нашему судну. Некоторые настолько большие, что из далека напоминают целые городские микрорайоны. С появлением пингвинов и котиков на льду, ощущаешь близость континента.

С пеленгаторной отчетливо заметна замерзшая колея предыдущего судна НЭС "Академика Трёшникова" значит мы уже совсем близко к берегу. И уже невозможно не заметить среди снега, айсбергов и льдов высоко поднимающегося над голубым горизонтом, белого купола Антарктиды. Проходим последние ледяные стражи и впереди мы отчетливо видим Землю... Землю неприкрытую ни снегом, ни льдом. Это оазис в Антарктиде и их совсем немного. «Ак. Фёдоров» замедляет ход и "стоп машина". Мы в бухте Талая. Конечная... для нашей зимовки. Подойти к Прогрессу с обычной стороны в этом году не дали айсберги, заблокировав подход со стороны моря. Солнце уже садится за холм. На пеленгаторной судна все подоставали свои мобильные телефоны и стали звонить своим близким на номера МТС. Да! Это не шутка! На станции Прогресс стоит вышка МТС.

С утра, после завтрака, началась подготовка к отлету с корабля. Свои вещи перенесли на вертолетную площадку. Часть вещей полетит с контейнером. Навели порядок в каюте.

Последние минуты на судне... Трогательные обнимания, крепкие рукопожатия, напутственные слова и пожелания... Обязательный автограф в журнале полетов и посадка в вертолет! Расположившись в тесноватом салоне вертолета, с нетерпением и волнением стали ожидать взлета. Пилоты провели свои предполетные процедуры. И вот уже с нарастающим шумом, винты начали набирать обороты. Вместе с ними нарастало напряжение и учащался пульс. -Что это? Беспокойство? Страх? Адреналин зашкаливает?! Возможно... Но лицо сохраняет спокойствие и выражает уверенность. И так мой первый полет на вертолете! Новые впечатления, новые ощущения, любопытство берут верх над беспокойством и тревогой! И вот набрав полные обороты двигателя, неведомая сила с лёгкостью сорвала тяжёлую машину и подняла её в верх. Оторвавшись от взлетной палубы, вертолет набирая высоту, начал стремительно удаляться от "Федорова" унося с собой самые теплые воспоминания о времени, проведенном на нём.

А впереди мы с нетерпением ждем встречи с самой неизведанной, загадочной и таинственной "планетой" Антарктида. Полёт длится всего несколько минут... Пролетев над белой гладью замерзшей бухты "Талая", в иллюминаторе показалась ничем не прикрытая, голая, скалистая поверхность материка. Это всего лишь маленький, крохотный ничтожный островок неприкрытой суши, который видимо ушёл из-под контроля владыки Антарктиды, плотно укрытым четырёх километровым слоем льда и снега. Вот она Антарктида всего в нескольких метрах под ногами. Вокруг же царило ослепительно белое, с голубым оттенком айсбергов, ледяное царство самой «Снежной королевы». Летели мы достаточно низко, и я с удовольствием наблюдал в окно за «марсианской» поверхностью, а иначе никак её не назовешь –эту красновато-коричневатую, каменистую твердь, изредка прикрытую перемётами, искрившегося на солнце снега, где и намека даже нет на присутствие земли в нашем понимании. Огромные валуны, небольшие камни, вулканическая крошка это все, что покрывает этот оазис жизни человека во враждебной ему среде обитания. Буквально через мгновение на непреступных скалах стали появляться следы обитания человека. Натянутые антенны, огромные белые шары, выкрашенные вагончики и кабельные трассы, соединяющие все вокруг, как паутина. Вертолет легонько качнуло, вздрогнув, я оторвался от фантастического пейзажа за окном. Наш КА-32С компании «AVIALIFT» совершил мягкую посадку на вертолетную площадку в аэропорту станции «Прогресс»!!! Под шум винтов и шквал ветра, я сделал свой первый шаг по Антарктиде!!! Это незабываемо, волнительно, тревожно, восхитительно и самое главное –  по-настоящему!!! Почти год подготовки, переживаний, волнений, тревог, терпения, ожидания - всё позади!!! Под ногами у меня Антарктида!!!

Часть #7

 

Дорога на антарктическую станцию Прогресс, длинною в 23000 км подошла к концу. Вот уже и прошёл ровно один месяц моего пребывания в Антарктиде на станции Прогресс. Наступили обычные трудовые будни. Сделан большой объём работы, прошли различные события и мероприятия. Заселение, разгрузка грузов и продуктов, дежурства на камбузе, дни рождения, день станции, Крымская весна, начало зимовки, первый выход за пределы станции, первая поездка на купол, на аэродром, первая рыбалка! Первое знакомство и первое впечатление о станции, где всем нам предстоит дружно прожить большой отрезок жизни, вызвало у меня хорошие положительные эмоции. Просторные, длинные коридоры, холлы и лестничные переходы с обеих сторон увешаны картинами, любезно предоставленные самими авторами. Впечатление, как будто ты находишься в картинной галерее или выставке произведений искусств. Мне очень нравиться наша станция. Здесь чувствуешь себя очень комфортно и уютно. Особенно бросается в глаза армейская чистота и порядок во всем. Душевное состояние как в хорошем санатории. Станция Прогресс — это четырёхэтажный монолитный блок, в котором находиться практически все: жилые комнаты, камбуз, спортивный зал, кают компания, большая библиотека, хорошая видеотека, биллиардный стол, медицинский центр, оснащенный всевозможным оборудованием. Можно сделать рентген, узи, кардиограмму, физпроцедуры, а при необходимости провести операцию. В штате станции обязательно есть врач и анестезиолог. Научные кабинеты, душ, прачечная, сауна, санузлы, компьютерный зал с интернетом, склады и столярная мастерская.

Коридор 2-го этажа

 

Компьютерная комната (интернет) для связи с родными 

 

Подъем (спуск) со второго этажа на 1-й

Место для небольшого перерыва (нарды, Прыг-скос)

Основные органы, обеспечивающие жизнедеятельность людей на станции находиться в соседнем здании. Там и мое основное место работы. Это так называемый ЗЭМ. Сердце станции-ДЭС, даёт электричество и тепло, без которого невозможно нахождение в этих суровых местах. Парни по графику круглосуточно дежурят на ДЭС; следят за показаниями приборов и производят ткущие ТО и ремонт.


Справа большое здание ЗЭМ -  это ДЭС и гараж

Водоопреснительная станция очищает и фильтрует воду из озера и делает её пригодной в употреблении. Станция переработки отходов жизнедеятельности человека незаметно для всех выполняет роль эколога, без которого так же невозможно длительное пребывание человека в Антарктиде. Для ремонта техники, узлов и агрегатов имеется ремонтная мастерская и гараж. Недалеко от станции расположено знаковое место -вертолетная взлётно-посадочная площадка. С неё и был сделан мой первый шаг на Антарктический континент. И с этого же места убывают полярники домой к своим близким после длительной разлуки.

Чуть дальше на озере стоит домик- насосная станция, подающая воду на опреснительную станцию. В пределах видимость стоят цистерны с топливом. Наш стратегический запас жизни в этой части света!

Годовой запас топлива на станции

Вокруг станции находятся контрольно измерительные приборы для научных исследований Антарктиды. Вот вкратце вся наша инфраструктура. Да ещё на самой вершине горы, возле станции, поставили вышку МТС. Можно общаться с большой землёй.

 

Мобильная связь, как звонки из СПБ

Немного о быте. Жилые комнаты очень большие (где-то по 15 м) светлые, уютные, теплые с напольным ковролином. Мне повезло-досталась комната с видом на океан, покрытый льдом и айсбергами, а главное солнечная сторона. Отопление водяное с резервным электро- радиатором. Даже в сильные морозы включать электрообогреватель не было необходимости. Мебель добротная - есть все. Хороший, вместительный шкаф, компьютерный и журнальный стол, книжный шкафчик, довольно большая кровать с тумбочкой, раздвижной диванчик, стулья и тумбочка с зеркалом. Настольные лампы, локальная сеть для просмотра ТВ программ. Условия проживания на очень высоком уровне. Связь с домом поддерживается круглосуточно по средствам связи интернета.

Одно из самых важных и помещений для полярника- это конечно же камбуз!!!  Главные хозяева камбуза- наши повара, от которых зависит хорошее настроение и рабочее состояние практически всей зимовки. Нам очень повезло! У нас работают два повара ресторанного уровня!!! Постоянно удивляешься, приходя на обед разнообразием приготовленных ими вкуснейших блюд.   Работу поваров я оцениваю на отлично с плюсом. Для облегчения работы поваров, камбуз оснащен самыми последними кухонными электроприборами для приготовления пищи. Только в этом сезоне завезли и заменили хлебопечь, бойлер, установили духовку, конвертор, овощерезку и многое другое. Каждый день по графику на камбузе дежурит один полярник. За ним закреплена чистота посуды, уборка помещения камбуза и чистка овощей. Парни с удовольствием ходят на дежурство.

Праздничный торт на День Рождения

Рядом со станцией стоит традиционная мачта -"роза ветров". Каждый может установить указатель на свой родной город. Я не стал исключением и решил

 посчитать общее, фактическое, пройденное мною расстояние от дома (мой город- Луганск) до станции Прогресс (69°22" Ю. Ш - 76°23" В. Д).

Луганск -  Санкт-Петербург 944.384 миль -- 1749 км.

СПб - Бремерхафен 1171 миль -- 2168, 692 км.

Бремерхафен - Кейптаун 6368 миль --11793,536 км.

Кейптаун - ст. Мирный 3720 миль -- 6889, 44 км.

Ст. Мирный - Прогресс 350 миль -- 648. 2 км.

И на вертолете ещё 13 км. прежде чем я ступил на землю Южного континента.    

Проведем несложный подсчет - это плюс минус пару миль. 23261. 868 км. или 12560.4039 морских миль.

 

Так Я и пропишу на своем указателе.

Роза Ветров

Готовый указатель

Сегодня у меня состоялась первая рыбалка в Антарктиде. Как по заказу установилась безветренная и не морозная погода. Вышли после завтрака полностью экипированные по законам этого климата. Шли по скользкому льду и по глубоким снежным переметам. После первого километра пути мы поняли, что немного переусердствовали с одеждой. Жарковато стало. Деваться некуда только вперёд!

Одно из самых важных и помещений для полярника- это конечно же камбуз!!!  Главные хозяева камбуза- наши повара, от которых зависит хорошее настроение и рабочее состояние практически всей зимовки. Нам очень повезло! У нас работают два повара ресторанного уровня!!! Постоянно удивляешься, приходя на обед разнообразием приготовленных ими вкуснейших блюд.   Работу поваров я оцениваю на отлично с плюсом.

Для облегчения работы поваров, камбуз оснащен самыми последними кухонными электроприборами для приготовления пищи. Только в этом сезоне завезли и заменили хлебопечь, бойлер, установили духовку, конвертор, овощерезку и многое другое. Каждый день по графику на камбузе дежурит один полярник. За ним закреплена чистота посуды, уборка помещения камбуза и чистка овощей. Парни с удовольствием ходят на дежурство.

 

Вот уже и встречаются первые рыбачки среди айсбергов. Все наши. Станционные. У каждого уже есть улов. Немного пообщавшись, получили полезную информацию о ловле ледяночки, взяли льдобур и пошли искать самую лучшую трещину во льду океана! Она оказалась в живописном месте среди зелено- голубых искрящихся на солнце айсбергов.


 

В общим то занятие не хитрое и результат не заставил себя долго ждать. Но сколько радости и восторга принесла мне первая рыбка, вытащенная из свеже-пробуренной лунки, слегка припорошенной, замерзающими на глазах льдинками. Потом вторая, третья... Удовольствие и полное погружение в другой мир, на время забываешь, что ты находишься на самом крае нашей планеты. Вокруг тишина и низкое солнце ярко слепит из-за величественно возвышающихся холодных монолитов айсбергов, переливающихся разными оттенками красок. Спасают очки от яркого света и солнечных лучей повсюду отражающихся и искрящихся маленькими искорками

от белоснежного снега и малахито - голубоватого льда!!!

 

Нарыбачившись в волю, с большим удовольствием выпив горячего ароматного чая среди холодных айсбергов, выдвинулись обратно на станцию где нас уже поджидал горячий, аппетитный обед!!! 

Часть #8

 


Вышло солнышко вокруг стало ярче, красочнее и жить стало веселее

 

Пришло время для исследования около станционных территорий. В один из выходных, вооружившись всеми возможными средствами связи(рацией), фото -видео аппаратурой, в моем случае это фотоаппарат Nikon. Вышли на экскурсию к айсбергам. 

Прогноз погоды хороший! Лёгкий ветерок и мороз чуть больше -20° дают полное ощущение всех 30° ниже нуля!  Солнце, пробивающееся сквозь тучи, делают пейзаж мягкими и спокойным.

Спустившись с материка на торосы океанского льда, охватывает чувство восхищение красотой и вместе с тем чувство волнения и тревоги. С каждым шагом тебя подстерегает невидимая опасность... Глубокие расщелины, занесённые снегом, могут провалиться под твоими ногами. А отшлифованный ветром до блеска лед, очень скользкий и идти по нему надо с величайшей осторожностью. Но все это окупает прекрасные виды и девственная красота Антарктиды.

Фотоаппарат, который я взял с собой, как основной для фотографии, через пол часа работы на морозе, отказался работать. Это и не удивительно. Под куртку спрятать такой большой фотоаппарат не возможно. Холодный ветер обжигал пальцы рук при съёмке.

В свободное время я занимаюсь в спорт зале на тренажерах.

Часть #9

 

Барбекю среди айсбергов

Вот и подошла к концу наша зимовка на Антарктической станции. Впереди весна! Приход кораблей с грузами, прилëт самолётов с сезонными рабочими. Впереди огромный фронт работы. Подготовка к санно- гусеничному походу на станцию " Восток". По традиции мы отмечаем окончание зимовки совместно с полярниками с зимовочных станций Индии и Китая. В один прекрасный солнечный день все съехались на прощальное барбекю среди айсбергов. Дело в том , что с прилëтом первых людей с большой земли, все станции закрываются на карантин. Облюбовав хорошее место, расположившись у подножья огромного белоснежного айсберга, повара каждой станции занялись приготовлением своих традиционных национальных блюд.

С голубого безоблачного неба светит безжалостное антарктическое солнце. Яркие лучи, отражаясь от белого снега и синеватого льда айсбергов, заливают всë вокруг ослепительным светом. Без солнцезащитных очков не обойтись! Ветра нет, очень тихо.

Из колонки громко играет музыка, дымятся мангалы. Запах дыма горящих  дров  и жаренного мяса просто сводит с ума. Вокруг улыбки, смех  и разговоры на разных языках. И все друг друга понимают! Многие полярники сдружились за время зимовки. Все очень торжественно, красиво, ярко , шумно и весело. Не покидает чувство праздника. Настоящая международная ярмарка в Антарктиде!

 

 Рядом "обосновались любители подлëдной рыбалки. Свежепойманную рыбу, повара тут же  готовят на мангалах. Отдельное спасибо поварам со всех станций! Потрудились на славу! Не каждый ресторан может похвастаться разнообразием блюд сразу трëх кухонь- индусской, китайской и русской!

В ассортименте шашлыки со свинины и баранины, запечëная говядина. Куры гриль в разных маринадах. Огромные креветки , рыба и морепродукты.... Огромный выбор и разнообразие блюд на любой вкус ,всего невозможно было даже попробовать. Целое море напитков : кола, спрайт, большое разнообразие соков, пиво . Я не говорю уже о более крепких напитках! Немного подкрепившись, можно и в футбол поиграть на ледовом поле. Нашлись смельчаки прокатиться с вершины айсберга, как на русских горках! Склон айсберга хоть и пологий, зато отшлифованный ветрами. Обязательное общее фото на память. При том что у каждого есть и телефон и фотоаппарат, нас ещё снимали и с квадрокоптера!!! Обменявшись своими контактами, с лёгкой грустью и крепкими рукопожатиями, расставались в надежде увидеться ещё раз! Мне очень понравился праздник окончания зимовки. Думаю  нам всем надолго запомниться барбекю среди айсбергов Антарктиды!