разработан в DVG Group
Возрастание практического интереса к Антарктике и ее ресурсам привело к необходимости принятия дополнительных природоохранных документов. В этот период, практически ежегодно, на Консультативных совещаниях стран-участниц Договора об Антарктике принимались Рекомендации по охране природы Антарктики, послужившие исходным материалом для создания трех конвенций:
– Конвенция о сохранении антарктических тюленей;
– Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов;
– Конвенция по регулированию деятельности по антарктическим минеральным ресурсам.
Принятие первых двух Конвенций привело к выработке согласительных мер и созданию специальных комиссий по контролю промысловой деятельности в Южном океане. Третья конвенция разрабатывалась семь лет, однако была отвергнута Австралией и Францией, как не обеспечивающая охрану природной среды Антарктики. Взамен обе страны предложили документ, где они выступили с инициативой сохранения Антарктики как заповедника девственной природы.
В 1991 г. в Мадриде всеми странами-участницами Договора об Антарктике, в том числе и Россией, был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), который выдвинул в число наиболее ответственных обязательств стран-участниц Договора вопросы природоохранной деятельности (Приложение 5). Согласно Протоколу Антарктика объявлена «природным заповедником, предназначенным для мира и науки» и должна быть сохранена для будущих поколений. Любая деятельность всех антарктических экспедиций должна производиться под строгим национальным контролем исполнения положений Протокола.
Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), подписанный 4 октября 1991 г. на Консультативном совещании в Мадриде, сроком на 50 лет, является итоговым документом, выработанным на основе ранее принятых Конвенций и Рекомендаций.
Этот документ, по сути, стал экологической частью Договора об Антарктике. Текст Протокола и его Приложений был одобрен как со стороны общественных организаций, выступавших с предложением об объявлении Антарктики Всемирным парком, так и со стороны 26 стран-участниц Антарктического Договора . Российская сторона принимала активное участие в подготовке Протокола, как документа, отвечающего интересам ее национальной политики.
В политическом смысле Протокол выступает в роли очередного юридического барьера, препятствующего организации новой и расширению существующей деятельности антарктическими операторами, не обладающими научно обоснованными программами, а также экологически приемлемыми, следовательно, современными дорогостоящими технологиями.
Структура Протокола подразумевает его дополнение Приложениями, принимаемыми в соответствии с необходимостью по установленной Договором процедуре. В настоящее время Протокол имеет пять Приложений, определенных как неотъемлемые его части. Они и определяют те направления и масштабы работ, которые необходимо выполнить для соответствия нормам этого документа.
Приложение 1. Оценка воздействия на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду входит в число обязательных к выполнению требований Протокола и является необходимой процедурой для получения разрешения на проведение деятельности в Антарктике. Она включает предварительное описание состояния окружающей среды, неблагоприятных воздействий от планируемой деятельности (или изменения ее) и анализ возможного изменения ключевых параметров окружающей среды.
Проект оценки имеет цель прогнозировать нарушения в окружающих экосистемах и включает разделы по мониторингу и соответствующим природоохранным мероприятиям, минимизирующим воздействие.
Приложение 2. Сохранение антарктической фауны и флоры. Приложение накладывает жесткие требования на изъятие образцов или вмешательство в антарктическую флору и фауну, а также запрещает в районе действия Договора об Антарктике внедрение на суше, шельфовом леднике или в воде любых видов животных или растений, которые не являются местными для данного района.
Выполнение требований данного приложения включает широкий спектр мероприятий от использования экологически безопасных для местных видов животных технологий, до разработки нормативно-правового обеспечения по правилам поведения в Антарктике.
Приложение 3. Удаление и управление ликвидацией отходов. Хранение, удаление и вывоз отходов из района действия Договора об Антарктике, а также их переработка и сокращение источников должны являться одним из основных факторов, принимаемых во внимание при планировании и осуществлении деятельности в вышеуказанном районе. Наиболее строгие требования предъявляются к следующим отходам (статья 2 пункт 1 Приложения 3 Протокола): – радиоактивные вещества;
– электрические батареи;
– топливо как жидкое, так и твердое;
– отходы, содержащие опасные количества тяжелых металлов или остро токсичных или вредных устойчивых соединений;
– поливинилхлорид (ПВХ), пенополиуретан, пенополистирол, резина и смазочные масла, пропитанная древесина и другие продукты, содержащие добавки, которые могут привести к вредным выбросам в случае их сжигания;
– все другие пластмассовые отходы, за исключением полиэтиленовых контейнеров с низкой плотностью;
– топливные бочки и другие твердые, не сжигаемые отходы.
Жидкие отходы, а также сточные воды и жидкие бытовые отходы в максимально возможной степени вывозятся из района действия Договора об Антарктике производителем таких отходов, однако для ряда случаев имеются допущения. Так, сточные воды и жидкие бытовые отходы могут непосредственно сбрасываться в море с учетом ассимиляционных возможностей принимающей морской среды, при условиях определенных в статье 5 пункт 1 Приложения 3 Протокола. Сброс сточных вод должен производиться, по мере возможности, в тех местах, где есть условия для первоначального разбавления и быстрого рассеивания. Бытовые отходы станций с персоналом более 30 человек должны обрабатываться, по крайней мере, путем мацерации. Это Приложение также наложило запрет на любое открытое сжигание отходов, начиная с конца сезона 1998/99 г.
Отходы, производимые на станциях, расположенных в глубине шель-фовых ледников или на береговых ледниковых покровах, могут быть удалены в глубокие ледниковые шахты, где такое удаление является единственно возможным (статья 4 пункт 2 Приложения 3 Протокола). Большое внимание уделено безопасному хранению отходов. Все отходы, подлежащие вывозу из района действия Договора об Антарктике или удалению каким-либо иным путем, хранятся таким образом, чтобы избежать их рассеивания в окружающей среде (статья 6 Приложения 3 Протокола).
Приложение 4. Предотвращение загрязнения морской среды. Случайные разливы нефтепродуктов являются основным источником загрязнения в Антарктике, особенно это касается операций по снабжению антарктических станций топливом. В Приложении содержатся требования по профилактике и организации быстрой локализации и ликвидации возможного разлива.
Любой сброс нефти или нефтесодержащей смеси запрещен за исключением случаев, предусмотренных Приложением 1 к МАРПОЛ 73/78 (статья 3 пункт 1 Приложения 4 Протокола). Разрешается сброс в море пищевых отходов, пропущенных через измельчитель, при условии, чтобы такой сброс, за исключением случаев, предусмотренных в Приложении 5 к МАРПОЛ 73/78, производится не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или шельфового ледника (статья 5 пункт 3 Приложения 3 Протокола).
Ограничения не применяются в чрезвычайных ситуациях, связанных с безопасностью судна и находящихся на его борту людей, или спасением человеческих жизней на море (статья 7 пункт 1 Приложения 3 Протокола).
Приложение 5. Охрана и управление районами. В соответствии с положениями Приложения 5 любой район может быть определен как Антарктический Особо охраняемый район или Антарктический Особо управляемый район. Деятельность в этих районах запрещается, ограничивается или управляется в соответствии с планами управления, принимаемыми в соответствии с положениями настоящего Приложения.
Статус Антарктического Особо охраняемого района может получить любой район в целях охраны исключительно важных экологических, научных, исторических, эстетических или первозданных природных ценностей. Доступ в Антарктический Особо охраняемый район разрешается в соответствии с разрешением, выданным национальными органами власти.
Антарктическим Особо управляемым районом может быть определен любой район в целях координации деятельности, сотрудничества и сведения к минимуму воздействия на окружающую среду. Разрешения для доступа в такие районы не требуется.
Приложение 6. О материальной ответственности. Данное приложение еще готовится к выпуску. Оно вызывает особое внимание и озабоченность у большинства стран-участниц Договора, поскольку должно служить главным инструментом воздействия на страны антарктического сообщества. В настоящее время идет обсуждение механизма материальной ответственности за нарушения Протокола. Устанавливается процедура международного контроля, предусматривающая постоянно действующие инспекции; и специальные формы воздействия на нарушителей Протокола, вплоть до рассмотрения вопроса о компенсации ущерба окружающей среде в международном арбитраже.
В статье 10 Протокола говорится о деятельности Консультативных совещаний по Договору об Антарктике, которые, руководствуясь имеющимися научными и техническими рекомендациями, определяют в соответствии с положениями настоящего Протокола общую политику по всеобъемлющей охране окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем и принимают меры, в соответствии со статьей IX Договора об Антарктике для осуществления настоящего Протокола.
СТАТУС
ПРОТОКОЛА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
К ДОГОВОРУ ОБ АНТАРКТИКЕ
Государство
|
Дата
|
|||
подписания
|
депонирования ратификационной грамоты, принятия или одобрения |
вступления в силу |
принятие Приложения 5** |
|
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СТОРОНЫ |
||||
Аргентина 3
Австралия
Бельгия
Болгария
Бразилия
Чили
Китай
Эквадор
Финляндия
Франция
Германия
Индия
Италия
Япония
Республика Корея
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Перу
Польша
Российская Федерация
Южная Африка
Испания
Швеция
Великобритания
США
Уругвай
|
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
02.07.92
04.10.91
29.09.92
02.07.92
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
|
28.10.93
06.04.94
26.04.96
21.04.98
15.08.95
11.01.95
0208.94
0401.93
01.11.96
0502.93
25.11.94
26.04.96
31.03.95
15.12.97
02.01.96
14.04.94
22.12.94
16.06.93
08.03.93
01.11.95
06.08.97
03.08.95
01.07.92
30.03.94
25.04.95
17.04.97
11.01.95
|
14.01.98
14.01.98
14.01.98
21.05.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
|
06.04.94 (A)
07.06.95 (B)
26.04.96 (A)
05.05.99 (AB)
20.05.98 (B)
25.03.98 (B)
26.01.95 (AB)
01.11.96 (AB)
26.04.95 (B)
25.11.94 (A)
01.09.98 (B)
31.05.95 (A)
11.02.98 (B)
15.12.97 (AB)
05.06.96 (B)
18.03.98 (B)
21.10.92 (B)
13.10.93 (B)
08.03.93 (A)
17.03.99 (B)
14.06.95 (B)
08.12.93 (A)
30.03.94 (A)
07.04.94 (B)
21.05.96 (B)
17.04.97 (A)
06.05.98 (B)
15.05.95 (B)
|
НЕКОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СТОРОНЫ |
||||
Австрия
Канада
Колумбия
Куба
Чешская Республика 1,2
Дания
Греция
Гватемала
Венгрия
КНДР
Папуа-Новая-Гвинея
Румыния
Республика Словакия 1,2
Швейцария
Турция
Украина
|
04.10.91
04.10.91
04.10.91
01.01.93
02.07.92
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
01.01.93
04.10.91
|
23.05.95
|
14.01.98
|
|
П р и м е ч а н и я: представленные даты относятся к Приложению 5 или к Рекомендации XVI-10** (А – принятие Приложения 5, В – одобрение Рекомендации XVI-10).
* Подписан 4 октября 1991 г. в Мадриде, после чего был открыт для подписания в Вашингтоне до 3 октября 1992 г. Настоящий Протокол вступил в силу на 13-й день после сдачи на хранение ратификационных грамот, документов о принятии, одобрении или присоединении всеми государствами, являвшимися Консультативными сторонами Договора об Антарктике на дату одобрения настоящего Протокола (статья 23).
** Принято в Бонне 17 октября 1991 г. XVI Консультативным совещанием.
1 Подписан от имени Чешской и Словацкой Федеративной Республики 2 октября 1992 г. – в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Чехословакия признает юрисдикцию Международного суда ООН и Арбитражного трибунала в отношении разрешения споров. 31 декабря 1992 г. в полночь Чехословакия прекратила существование и ее права перешли к двум отдельным и независимым государствам: Чешской Республике и Республике Словакия.
2 Дата правопреемства в отношении подписания Чехословакией Протокола, подлежащего ратификации Чешской Республикой и Республикой Словакией, сопровождалась специальным заявлением.