разработан в DVG Group
Еще во время дискуссий по обсуждению самого Договора об Антарктике в 1959 г. был поднят вопрос относительно того, должен ли Договор охватывать вопросы освоения и эксплуатации минеральных ресурсов. Пришли к выводу, что это было бы преждевременным. Только в 1970 г. Консультативные стороны впервые подошли к рассмотрению этого вопроса на Шестом Консультативном совещании. Непосредственной причиной послужило то, что некоторые из них получили запросы от морских геофизических разведывательных компаний о возможности проведения геолого-разведочных изысканий в морях Антарктики.
Дискуссия в 1970 г. не привела ни к чему, кроме общего понимания того, что вопрос о регулирования деятельности, связанной с минеральными ресурсами в Антарктике, должен быть рассмотрен более пристально. Однако лишь 11 лет спустя, Консультативные стороны решили рекомендовать (XI-I) проведение Специального Консультативного совещания по выработке режима, регулирующего разработку минеральных ресурсов Антарктики, если она когда-нибудь произойдет. Общим пониманием стало заключение о том, что нерегулируемая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, скорее всего, будет представлять более серьезную угрозу, нежели регулируемая.
Консультативные стороны признали, что знания об Антарктике, которыми они обладают, налагают на них обязательства рассмотреть возможные последствия воздействия от деятельности, связанной с минеральными ресурсами на окружающую среду Антарктики. В начале процесса обсуждения преобладало мнение о том, что ввиду того, что в Антарктике не существует известных минеральных запасов (т.е. залежей, по размерам и качеству, потенциально пригодных для разработки), что любые такие запасы, которые там могут быть, вряд ли будут коммерчески разрабатываться раньше следующего века, и что до сих пор не существует соответствующих технологий, применимых в условиях Антарктики, особенно, в открытом море, нет необходимости обсуждать режим на этой стадии. Эта точка зрения подробно рассматривалась Консультативными сторонами в течение 1977–1979 гг. и в конце концов получила новую трактовку, весьма отличную от первоначальной. Консультативные стороны пришли к выводу, что поскольку может возникнуть еще больше трудностей в обсуждении режима освоения минералов, если оно будет оставлено до того, как будут обнаружены залежи, подлежащие разработке, и появятся необходимые технологии, лучше будет принять базовый режим, который охватит все стадии разведки, разработки и освоения.
Потребовалось шесть лет (с 1982 по 1988 гг.) для того, чтобы Четвертое Специальное Консультативное совещание в ходе 12 сессий подготовило согласованный текст Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. Заключительная сессия Четвертого Специального Консультативного совещания по минеральным ресурсам Антарктики проходила в Веллингтоне со 2 мая по 2 июня 1988 г. В результате дискуссий Консультативные стороны приняли на четырех официальных языках Договора об Антарктике Конвенцию по регулированию освоения минеральных ресурсов в Антарктике, текст которой прилагается (Приложение 4), и решили, что она будет открыта для подписания в Веллингтоне 25 ноября 1988 г.
В Конвенции было особо отмечено, что минеральные ресурсы, согласно статье 1 пункт 6 Конвенции, не включают лед, и что если сбор льда, включая айсберги, станет в будущем возможным, это может вызвать вредное воздействие на окружающую среду Антарктики и на зависимые и связанные с ней экосистемы. Совещание также обратило внимание на то, что сбор льда с прибрежных регионов Антарктики, в частности, если потребуются наземные сооружения, может поднять некоторые природоохранные и другие проблемы, упомянутые в Конвенции. Совещание постановило, что вопрос о сборе антарктического льда должен быть в дальнейшем рассмотрен Консультативными сторонами Договора об Антарктике дополнительно.
Конвенция также определила, что район регулирования освоения минеральных ресурсов в Антарктике, установленный статьей 5 пункт 2, не распространяется ни на какой континентальный шельф, принадлежащий в соответствии с международным правом, островам, расположенным севернее 60° ю. ш. При этом Консультативные стороны также пришли к соглашению о том, что географические границы континентального шельфа, согласно статье 5 пункт 3 Конвенции будут определяться со ссылкой на все критерии и правила, изложенные в пунктах с 1 по 7 статьи 76 Конвенции ООН о морском праве.
Одновременно на заключительной сессии Четвертого Специального Консультативного совещания также было рассмотрен вопрос о продлении ограничений на освоение минеральных ресурсов в Антарктике, принятое в Рекомендации IX-1, для промежуточного периода, до ввода в действие Конвенции. Принимая во внимание Рекомендацию IX-1 и принятие Совещанием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов в Антарктике, в Веллингтоне было решено, что все страны, представленные на Совещании, будут убеждать свои и другие государства воздержаться от освоения минеральных ресурсов согласно Конвенции, до ее своевременного введения в действие.
Однако после открытия для ратификации Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов не нашла поддержки среди стран-участниц Договора об Антарктике и не была принята. Более того, после подписания Протокола по охране окружающей среды Антарктики любая деятельность, относящаяся к минеральным ресурсам, за исключением научных исследований была запрещена. Протокол запретил все виды работ по минеральным ресурсам, включая разведку их месторождений, и установил мораторий на эти работы на 50 лет.