разработан в DVG Group
Первыми морскими живыми ресурсами в Антарктике, которые стали добывать в начале XIX века, были котики и морские слоны. Южноатлантическая популяция котиков практически полностью исчезла к середине 1820-х годов. Затем стали добывать больших китов. Добыча началась в XX веке и достигла своего пика к 1930 г., после которого шло неуклонное снижение. Скорее всего, было неизбежным то, что внимание должно было обратиться к антарктической плавниковой рыбе, и к самому распространенному в природе созданию – крилю, подобному креветке, ракообразному, который является стабильным источником питания для большинства антарктических китов, тюленей и птиц.
Возможность добычи криля стала предметом экспериментального рыбного промысла в середине 1960-х годов. Отметим, что добыча криля все еще находится на экспериментальной стадии, так как ни технические проблемы промысла и переработки, ни экономические проблемы большого расстояния от нестабильного рынка и сезонности до сих пор не решены. Рыбный же промысел в Антарктике активно начался в 1969 г.
Принятие Конвенции о сохранении антарктических тюленей в 1972 г., предметом которой были и ресурсы открытого моря, открыло путь к рассмотрению вопросов, которые может поставить крупномасштабная добыча криля. В 1975 г. на VIII КСДА Консультативные стороны приняли Рекомендацию VIII-10, в которой отмечалась необходимость «следовать в рамках Договора об Антарктике целям охраны, научного изучения и рационального использования антарктических морских живых ресурсов». Рекомендация обращала особое внимание на научные исследования, как необходимую базу для защиты и рационального использования, а также передавала несколько вопросов на рассмотрение СКАР.
Результатом этого обращения в СКАР было совещание ученых в 1976 г., которое выработало научную программу по Биологическому исследованию морских антарктических систем и запасов (биомассы) с сокращенным названием BIOMASS. Программа BIOMASS и три доклада, своевременно подготовленные в 1977 г. Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, подчеркивали важность криля в морской экосистеме Антарктики, а также то, что нерациональная крупномасштабная добыча криля может иметь тяжелейшие последствия для птиц, тюленей и китов Антарктики, пищей которых является криль.
Появление морозильных траулеров дальнего плавания (1960-е годы), а также развитие концепции расширенной юрисдикции береговых государств по рыболовству способствовали рассмотрению вопроса по живым ресурсам, стоящего на повестке дня IX КСДА в 1977 г. С одной стороны, существовали рыбопромысловые возможности для переработки на высоком уровне величайших в мире запасов морских живых ресурсов, а с другой стороны, последствия неумеренной добычи того, что составляет пищу антарктических птиц, тюленей и китов могли бы быть печальными.
Следом за принятием Рекомендации IX-2, призывающей к созыву Специального Консультативного совещания для выработки режима сохранения морских живых ресурсов Антарктики, в феврале 1978 г. в Канберре началось обсуждение Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, которая и была там принята в мае 1980 г. Конвенция вступила в действие 7 апреля 1982 г.
Северной границей антарктической морской экосистемы является Антарктическая конвергенция, основная биогеографическая граница вокруг Антарктики, где холодные, двигающиеся к северу воды находятся под теплыми, субтропическими, двигающимися к югу. К югу от Антарктической конвергенции и в пределах антарктической морской экосистемы криль является доминирующей составляющей трофических отношений. Не имело бы смысла ограничивать район применения Конвенции зоной действия Договора об Антарктике, позволяя нерегулируемую добычу криля за ее пределами, которая могла бы иметь тяжелые последствия южнее 60° ю.ш. Поэтому было решено, что северная граница района применения Конвенции должна совпадать с Антарктической конвергенцией, согласно определенным координатам по широте и долготе (рис. 5).
Второе направление заключалось, во-первых, в том, что Конвенция была принята до того, как добыча криля вышла за пределы экспериментальной стадии, во-вторых, в применении экосистемного подхода к его сохранению. Этот подход требует, чтобы при принятии решения относительно объемов использования заданных видов, принимались во внимание трофически зависимые от него виды. Недостаточно рассматривать только эффект от добычи заданного вида. Вопросы с точки зрения науки и организации рыболовства, поставленные этим подходом весьма сложны, но если криль когда-либо станет экономически ценным ресурсом, эко-системный подход к сохранению морских живых ресурсов, принятый в этой Конвенции, будет необходимым для сохранения морской экосистемы Антарктики в целом. Штаб-квартира АНТКОМ находится в Хобарте (Австралия).
МОРСКИХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ АНТАРКТИКИ (АНТКОМ)
Договаривающиеся стороны |
Дата
|
|||
подписания
|
депонирования ратификационной грамоты, документа о присоединении, принятии или правопреемстве |
вступления в силу
|
членства в Комиссии
|
|
Аргентина*
Австралия*
Бельгия*
Чили*
Германия*
Новая Зеландия*
Норвегия*
Польша
Южная Африка*
Российская федерация*
Великобритания*
США*
Япония*
Франция*
ЕЭС
Испания*
Швеция*
Уругвай*
Индия*
Республика Корея*
Бразилия*
Греция
Канада
Италия*
Перу
Финляндия
Нидерланды
Болгария
Украина*
|
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
11.09.80
12.09.80
16.09.80
|
28.05.82
06.05.81
22.02.84
22.07.81
23.04.82
08.03.82
06.12.83
28.03.84
23.07.81
26.05.81
31.08.81
18.02.82
26.05.81
16.09.82
21.04.82
09.04.84
06.06.84
22.03.85
17.06.85
29.03.85
28.01.86
12.02.87
01.07.88
29.03.89
23.06.89
06.09.89
23.02.90
01.09.92
22.04.94
|
27.06.82
07.04.82
23.03.84
07.04.82
23.05.82
07.04.82
05.01.84
27.04.84
07.04.82
07.04.82
07.04.82
07.04.82
07.04.82
16.10.82
21.05.82
09.05.84
06.07.84
22.04.85
17.07.85
28.04.85
27.02.86
14.03.87
31.07.88
28.04.89
23.07.89
06.10.89
25.03.90
30.09.92
22.05.94
|
27.06.82 07.04.82 23.03.84 07.04.82 23.05.82 07.04.82 05.01.84 27.04.84 07.04.82 07.04.82 07.04.82 07.04.82 07.04.82 16.10.82 21.05.82 21.10.82 30.12.89 29.06.86 19.11.85 08.09.86 30.06.90 |
Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, Приложение 3) явилась прорывом в нескольких направлениях. Первое: хотя она была разработана под эгидой Договора об Антарктике, область ее применения была шире, чем его зона действия.