разработан в DVG Group

Историческая справка

Географическое понятие Антарктика определяется Южной полярной областью, включающей материк Антарктида, окруженный Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Общая площадь указанного региона состав­ляет около 50 млн кв. км или 10 % площади планеты. Собственно Антарк­тида как материк, в два раза превышающий по площади Европу, занимает центральное приполюсное положение. Он на 99,7 % покрыт ледяным по­кровом. Климат Антарктиды характеризуется чрезвычайной суровостью. Здесь зарегистрирована самая низкая температура воздуха на планете – 89,2 °С (российская станция Восток). Растительность и животный мир Ан­тарктиды находятся на пределе возможности существования. Напротив, воды окружающих Антарктический континент морей чрезвычайно богаты и разнообразны биоресурсами. Последнее обстоятельство и обратило вни­мание человечества на этот суровый край.

В конце XIX и начале ХХ века сотни зверобойных и китобойных флоти­лий многих стран устремились в антарктические воды, варварски уничтожая различные виды морских млекопитающих. Стремление ограничить действия конкурентов, особенно из других стран, привело к потребности объявления прав на те или иные территории Антарктики. Первой права на свои владения в этом регионе в 1908 г. объявила Великобритания, которые были пересмот­рены в 1917 г., когда британские претензии были распространены на так на­зываемый Фолклендский сектор, простирающийся до Южного географичес­кого полюса. Затем аналогичные претензии были заявлены доминионами Ве­ликобритании – Новой Зеландией (1923 г. – сектор Росса) и Австралией (1933, 1954 гг.) – австралийские антарктические территории. Вслед за ними «свой» сектор заявила Франция (1938, 1955 гг.) – французские антарктические и южные владения. В январе 1939 г. образуется норвежский сектор (сектор Буве), 17 июля 1955 г. – чилийский (провинция Магеллан), в ноябре 1946 г. – арген­тинский (Национальная территория Терро-дель-Фуэто Антарктика). При этом секторы Великобритании, Аргентины и Чили перекрывались между собой. Обычно в литературе упоминаются территориальные претензии в Антарктике именно этих семи стран, однако в истории данного вопроса име­ются и другие свидетельства .


После своей экспедиции в 1911/12 г. на судне «Кайман» под руковод­ством Чоку Сирасе неясные претензии на антарктические территории высказывала Япония. В 1939г. данные территориальные притязания при­обрели официальный статус, когда «страна восходящего солнца» предъя­вила свои права на пространство, расположенное между сектором Росса и Фолклендским сектором. Согласно мирному договору 1951 г., Япония от­казалась от всех посягательств на какие-либо антарктические земли.

Серьезные планы в отношении Антарктики строило руководство Гер­мании еще до второй мировой войны. По Версальскому мирному догово­ру Германия была лишена любых прав на антарктические территории, от­крытые немецкой экспедицией Вильгельма Фильхнера в 1911–1912 гг. Однако политические интересы привлекали Германию к южному поляр­ному региону. Организованная в 1938 г. под патронажем Г.Геринга, экспе­диция на судне «Швабенланд» под руководством А.Ритшера провела об­ширные рекогносцировочные работы района Земли Королевы Мод. По возвращении экспедиции в Германию 12 августа 1939 г. был издан декрет о создании «немецкого антарктического сектора» между 4°50′ и 16°30′ в.д., т.е. в районе расположения норвежского сектора Буве. Формально прави­тельство Германии до сих пор не объявляло о своем отказе от прав на ан­тарктические территории.

В апреле 1958 г. министерство иностранных дел Бразилии намерева­лось заявить о своих правах на земли в Антарктике в секторе от 34°40′ до 53°20′ з.д. Не желали отставать от них правительства еще трех крупных южно-американских государств: Уругвая – сектор от 34°40′ до 56°40′ з.д., Перу – от 75°40′ до 81°21′ з.д., Эквадора – от меридиана Галапогосских островов до 81°21′ з.д. В дележе субантарктической области принял учас­тие и Южно-Африканский Союз, который по соглашению с британским правительством провозгласил свой суверенитет над о-вами Марион и Принс-Эдуард.

В США проблема антарктических территорий обсуждалась достаточ­но продолжительное время. 28 марта 1936 г. государственный секретарь США в официальном письме объявил, что Ричард Берд от имени США заявил притязания на всю территорию Антарктиды, которую он открыл и обследовал к востоку от 150° з.д. во время своих двух антарктических экс­педиций 1928–1930 и 1933–1935 гг. После окончания второй мировой вой­ны в Конгрессе США неоднократно обсуждались вопросы объявления аме­риканского суверенитета в Антарктике. В качестве таких территорий пред­лагался сектор от 90 до 150° з.д., одновременно высказывались претензии на п-ов Палмера и район американской базы Литл-Америка (78° ю.ш., 162° з.д.), однако предложенные законодательные акты не были приняты. США сочли более выгодным установить практический контроль над всей Ан­тарктикой, особенно над стратегически важными ее районами, чем до­вольствоваться каким-либо сектором.

Наша страна, Российская Федерация, выступающая правопреемни­ком Советского Союза, никогда не оставалась безразличной к территори­альным претензиям других стран в Антарктике. Еще 27 января 1939 г. На­родный комиссариат иностранных дел направил в адрес правительства Норвегии ноту о незаконности односторонних действий этого государ­ства в отношении антарктических территорий и о резервировании своей точки зрения по вопросу государственной принадлежности антарктичес­ких земель, открытых в ходе русской антарктической экспедиции Ф.Ф.Бел­линсгаузена и М.П.Лазарева (1819–1822 гг.). В последующие годы Совет­ское правительство неоднократно делало официальные заявления о сво­ей заинтересованности этим регионом планеты в экономическом и науч­ном плане и готовности принять участие в международном обсуждении данной проблемы.

Заявленные территориальные претензии в Антарктике не упростили, а, наоборот, осложнили вопросы деятельности международного сообщества в Южной полярной области. В особенно агрессивной форме противоречия между странами проявлялись в отношениях между Чили, Аргентиной и Ве­ликобританией, претендующих на одни и те же антарктические районы. Даже после окончания второй мировой войны вопросы юрисдикции опре­деленных регионов Антарктики приводили к вооруженным конфликтам с использованием сухопутных войск и боевых кораблей, особенно, в этом пла­не «преуспели» Аргентина и Великобритания. В связи с этим, международ­но-правовое урегулирование антарктической проблемы стало актуальной задачей осуществления мер по обеспечению мировой безопасности. Ее ус­пешное решение позволит исключить из антарктической практики собы­тия подобные Фолклендскому конфликту 1982 г.

Советский Союз и США – великие державы послевоенного периода, имеющие документальные доказательства прав на первооткрытие шестого континента экспедициями своих соотечественников (Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев и Н.Палмер), не могли оставаться в стороне от «дележа» сво­бодных территорий планеты. Ситуация усугублялась серьезными военно-по­литическими противоречиями между этими странами после окончания вто­рой мировой и в период эскалации «холодной» войны, которые определили новое отношение к военно-стратегическим планам использования Антарк­тики. Появление современных видов вооружений и средств их доставки по­зволили рассмотреть данный регион с принципиально других позиций. В 1957 г. на сессии Совета НАТО была принята доктрина «массированного возмездия», в соответствии с которой Антарктида могла быть использована, во-пер­вых, как «меч» – для размещения ракетных установок и нанесения стратеги­ческого удара с «ничейной территории», и во-вторых, как «щит» – для трени­ровок вооруженных сил различного назначения. Такая позиция не могла ос­таться без соответствующей реакции со стороны нашей страны.

Поворотным моментом в споре за Антарктику стало успешное прове­дение первого крупного научного проекта в Южной полярной области. Международный геофизический год (МГГ), который продолжался с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. и в котором Антарктике отводилась роль главно­го объекта исследований, убедительно продемонстрировал мировому сооб­ществу позитивную роль международного сотрудничества в этом регионе.

Указанные предпосылки стали основой для подготовки специальной международной конференции по Антарктике, идея созыва которой воз­никла у правительства США в 1948 г. Предполагалось, что все страны, за­явившие ранее территориальные притязания в этом регионе, откажутся от них и Антарктика будет находиться под контролем ООН. Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, США, Франция и Чили организуют международный управляющий орган. Ограничение планируемых участников конференции и игнорирование интересов СССР вызвало решительный протест, как в нашей стране, так и со стороны зару­бежной научной общественности.

В 1956 г. премьер-министр Новой Зеландии предложил передать фун­кции по контролю и управлению Антарктики ООН. С аналогичными пред­ложениями в 1956 и 1958 гг. выступала Индия, добиваясь включения воп­роса об использовании Антарктики на благо всего человечества в повест­ку дня Генеральной Ассамблеи ООН. Однако данные предложения не на­шли поддержки. Во многом негативная позиция ООН была связана с не­желанием принять к рассмотрению конфликтную тему об уже заявлен­ных территориальных претензиях. Устав ООН не исчерпывает всех форм защиты мира и не отрицает поисков дополнительных средств для заклю­чения региональных или иных соглашений, относящихся к поддержанию мира и безопасности.

2 мая 1958 г. США обратились к правительствам тех стран, которые принимали наиболее активное участие в проведении МГГ (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония), с предложением об организации международной антарктической конференции с целью урегулирования правового режима данного региона. К участникам кон­ференции желала присоединиться Польская Народная Республика, но ей было отказано в этом.

СТАТУС ДОГОВОРА ОБ АНТАРКТИКЕ

подписан в Вашингтоне 1 декабря 1959 г.

Аргентиной, Австралией, Бельгией, Чили, Францией, Японией,

Новой Зеландией, Норвегией, Южно-Африканским Союзом,
Союзом Советских Социалистических Республик,

Великобританией и Соединенными Штатами Америки

 
 
Государство
Дата депонирования ратификационной грамоты
Дата
депонирования документа о

Дата вступления в силу

Консультативный статус
 
Дата получения консультативного статуса
Аргентина
23.06.61
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
Австралия
23.06.61
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
Австрия
 
25.08.87
25.08.87
ПГ
 
Бельгия
26.07.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
Бразилия
 
16.05.75
16.05.75
ПГ/КС
12.09.83
Болгария
 
11.09.78
11.09.78
ПГ
 
Канада
 
04.05.88
04.05.88
ПГ
 
Чили
23.06.61
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
Китай
 
08.06.83
08.06.83
ПГ/КС
07.10.85
Колумбия
 
31.01.89
31.01.89
ПГ
 
Куба
 
16.08.84
16.08.84
ПГ
 

Чешская Республика 7

 
01.01.93
01.01.93
ПГ
 
Дания
 
20.05.65
20.05.65
ПГ
 
Эквадор
 
15.09.87
15.09.87
ПГ/КС
19.11.90
Финляндия
 
15.05.84
15.05.84
ПГ/КС
09.10.89
Франция
16.09.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
Германия 1
 
05.02.79
05.02.79
ПГ/КС
03.03.8!
Греция
 
08.01.87
08.01.87
ПГ
 
Гватемала
 
31.07.91
31.07.91
ПГ
 
Венгрия
 
27.01.84
27.01.84
ПГ
 
Индия
 
19.08.83
19.08.83
ПГ/КС
12.09.83
Италия
 
18.03.81
18.03.81
ПГ/КС
05.10.87
Япония
04.08.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
КНДР
 
21.01.87
21.01.87
ПГ
 
Республика Корея
 
28.11.86
28.11.86
ПГ/КС
09.10.89
Нидерланды
 
30.03.672
30.03.67
ПГ/КС
19.11.90
Новая Зеландия
01.11.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
Норвегия
24.08.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61

Папуа - Новая Гвинея

 
16.03.815
16.09.756
ПГ
 
Перу
 
10.04.81
10.04.81
ПГ/КС
09.10.89
Польша
 
08.06.61
23.06.61
ПГ/КС
29.07.77
Румыния
 
15.09.713
 
ПГ
 

Российская Федерация

20.10.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61

Республика Словакия 7

 
01.01.93
01.01.93
ПГ
 
Южная Африка
21.06.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
Испания
 
31.03.82
31.03.82
ПГ/КС
21.09.88
Швеция
 
24.04.84
24.04.84
ПГ/КС
21.09.88
Швейцария
 
15.11.90
15.11.90
ПГ
 
Турция
 
24.01.96
24.01.96
ПГ
 
Украина
 
28.10.92
28.10.92
ПГ
 
Великобритания
31.05.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
США
18.08.60
 
23.06.61
ПП/КС
23.06.61
Уругвай
 
11.01.80 4
11.01.80
ПГ/КС
07.10.85
Венесуэла
 
24.03.99
24.03.99
ПГ
 
Эстония
 
17.05.01
 
ПГ
 
 

П р и м е ч а н и я: ПП – государства, первыми подписавшие Договор; КС – Кон­сультативные стороны; ПГ - присоединившиеся государства.

1   2 октября 1990 г. Посольство Федеративной Республики Германии информировало Государственный департамент, что в связи с присоединением Германской Демократической Республики к Федеративной Республике Германии, которое
наступает 3 октября 1990 г., два германских государства продолжат свое существование в качестве единого суверенного государства, которое в качестве договаривающейся стороны Договора об Антарктике продолжит соблюдение положений
Договора и будет подчиняться рекомендациям, принятым на 15 консультативных совещаниях и одобренным Федеративной Республикой Германией. Начиная с даты объединения, Федеративная Республика Германии будет фигурировать в системе
Договора под именем «Германия». До объединения Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии присоединились к Договору, соответственно, 19 ноября 1974 г. и 5 февраля 1979 г.

2   Присоединение Нидерландов распространяется на королевство в Европе, Сури­нам и Антильские острова. Аруба стала независимым субъектом 1 января 1986 г.

3   Румынский документ о присоединении сопровождался нотой Посла Социалистической Республики Румынии от 15 сентября 1971 г., содержащей следующее заявление Государственного совета Социалистической Республики Румынии: «Государственный совет Социалистической Республики Румынии заявляет, что положения первого пункта статьи XIII Договора об Антарктике не соответствует принципу, в соответствии с которым многосторонние договоры, цели и объекты
которых затрагивают международное сообщество как таковое, должны быть от­крыты для всеобщего участия».

4   Документ о присоединении Уругвая сопровождался специальной декларацией.

5   Дата депонирования уведомления о правопреемстве.

6   Дата получения независимости.

7   Дата правопреемства. Чехословакия депонировала документ о присоединении
к Договору 14 июня 1962 г. В полночь 31 декабря 1992 г. Чехословакия прекратила
существование, и ее права перешли к двум отдельным и независимым государ­ствам, Чешской Республике и Республике Словакия.