разработан в DVG Group
Географическое понятие Антарктика определяется Южной полярной областью, включающей материк Антарктида, окруженный Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Общая площадь указанного региона составляет около 50 млн кв. км или 10 % площади планеты. Собственно Антарктида как материк, в два раза превышающий по площади Европу, занимает центральное приполюсное положение. Он на 99,7 % покрыт ледяным покровом. Климат Антарктиды характеризуется чрезвычайной суровостью. Здесь зарегистрирована самая низкая температура воздуха на планете – 89,2 °С (российская станция Восток). Растительность и животный мир Антарктиды находятся на пределе возможности существования. Напротив, воды окружающих Антарктический континент морей чрезвычайно богаты и разнообразны биоресурсами. Последнее обстоятельство и обратило внимание человечества на этот суровый край.
В конце XIX и начале ХХ века сотни зверобойных и китобойных флотилий многих стран устремились в антарктические воды, варварски уничтожая различные виды морских млекопитающих. Стремление ограничить действия конкурентов, особенно из других стран, привело к потребности объявления прав на те или иные территории Антарктики. Первой права на свои владения в этом регионе в 1908 г. объявила Великобритания, которые были пересмотрены в 1917 г., когда британские претензии были распространены на так называемый Фолклендский сектор, простирающийся до Южного географического полюса. Затем аналогичные претензии были заявлены доминионами Великобритании – Новой Зеландией (1923 г. – сектор Росса) и Австралией (1933, 1954 гг.) – австралийские антарктические территории. Вслед за ними «свой» сектор заявила Франция (1938, 1955 гг.) – французские антарктические и южные владения. В январе 1939 г. образуется норвежский сектор (сектор Буве), 17 июля 1955 г. – чилийский (провинция Магеллан), в ноябре 1946 г. – аргентинский (Национальная территория Терро-дель-Фуэто Антарктика). При этом секторы Великобритании, Аргентины и Чили перекрывались между собой. Обычно в литературе упоминаются территориальные претензии в Антарктике именно этих семи стран, однако в истории данного вопроса имеются и другие свидетельства .
После своей экспедиции в 1911/12 г. на судне «Кайман» под руководством Чоку Сирасе неясные претензии на антарктические территории высказывала Япония. В 1939г. данные территориальные притязания приобрели официальный статус, когда «страна восходящего солнца» предъявила свои права на пространство, расположенное между сектором Росса и Фолклендским сектором. Согласно мирному договору 1951 г., Япония отказалась от всех посягательств на какие-либо антарктические земли.
Серьезные планы в отношении Антарктики строило руководство Германии еще до второй мировой войны. По Версальскому мирному договору Германия была лишена любых прав на антарктические территории, открытые немецкой экспедицией Вильгельма Фильхнера в 1911–1912 гг. Однако политические интересы привлекали Германию к южному полярному региону. Организованная в 1938 г. под патронажем Г.Геринга, экспедиция на судне «Швабенланд» под руководством А.Ритшера провела обширные рекогносцировочные работы района Земли Королевы Мод. По возвращении экспедиции в Германию 12 августа 1939 г. был издан декрет о создании «немецкого антарктического сектора» между 4°50′ и 16°30′ в.д., т.е. в районе расположения норвежского сектора Буве. Формально правительство Германии до сих пор не объявляло о своем отказе от прав на антарктические территории.
В апреле 1958 г. министерство иностранных дел Бразилии намеревалось заявить о своих правах на земли в Антарктике в секторе от 34°40′ до 53°20′ з.д. Не желали отставать от них правительства еще трех крупных южно-американских государств: Уругвая – сектор от 34°40′ до 56°40′ з.д., Перу – от 75°40′ до 81°21′ з.д., Эквадора – от меридиана Галапогосских островов до 81°21′ з.д. В дележе субантарктической области принял участие и Южно-Африканский Союз, который по соглашению с британским правительством провозгласил свой суверенитет над о-вами Марион и Принс-Эдуард.
В США проблема антарктических территорий обсуждалась достаточно продолжительное время. 28 марта 1936 г. государственный секретарь США в официальном письме объявил, что Ричард Берд от имени США заявил притязания на всю территорию Антарктиды, которую он открыл и обследовал к востоку от 150° з.д. во время своих двух антарктических экспедиций 1928–1930 и 1933–1935 гг. После окончания второй мировой войны в Конгрессе США неоднократно обсуждались вопросы объявления американского суверенитета в Антарктике. В качестве таких территорий предлагался сектор от 90 до 150° з.д., одновременно высказывались претензии на п-ов Палмера и район американской базы Литл-Америка (78° ю.ш., 162° з.д.), однако предложенные законодательные акты не были приняты. США сочли более выгодным установить практический контроль над всей Антарктикой, особенно над стратегически важными ее районами, чем довольствоваться каким-либо сектором.
Наша страна, Российская Федерация, выступающая правопреемником Советского Союза, никогда не оставалась безразличной к территориальным претензиям других стран в Антарктике. Еще 27 января 1939 г. Народный комиссариат иностранных дел направил в адрес правительства Норвегии ноту о незаконности односторонних действий этого государства в отношении антарктических территорий и о резервировании своей точки зрения по вопросу государственной принадлежности антарктических земель, открытых в ходе русской антарктической экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (1819–1822 гг.). В последующие годы Советское правительство неоднократно делало официальные заявления о своей заинтересованности этим регионом планеты в экономическом и научном плане и готовности принять участие в международном обсуждении данной проблемы.
Заявленные территориальные претензии в Антарктике не упростили, а, наоборот, осложнили вопросы деятельности международного сообщества в Южной полярной области. В особенно агрессивной форме противоречия между странами проявлялись в отношениях между Чили, Аргентиной и Великобританией, претендующих на одни и те же антарктические районы. Даже после окончания второй мировой войны вопросы юрисдикции определенных регионов Антарктики приводили к вооруженным конфликтам с использованием сухопутных войск и боевых кораблей, особенно, в этом плане «преуспели» Аргентина и Великобритания. В связи с этим, международно-правовое урегулирование антарктической проблемы стало актуальной задачей осуществления мер по обеспечению мировой безопасности. Ее успешное решение позволит исключить из антарктической практики события подобные Фолклендскому конфликту 1982 г.
Советский Союз и США – великие державы послевоенного периода, имеющие документальные доказательства прав на первооткрытие шестого континента экспедициями своих соотечественников (Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев и Н.Палмер), не могли оставаться в стороне от «дележа» свободных территорий планеты. Ситуация усугублялась серьезными военно-политическими противоречиями между этими странами после окончания второй мировой и в период эскалации «холодной» войны, которые определили новое отношение к военно-стратегическим планам использования Антарктики. Появление современных видов вооружений и средств их доставки позволили рассмотреть данный регион с принципиально других позиций. В 1957 г. на сессии Совета НАТО была принята доктрина «массированного возмездия», в соответствии с которой Антарктида могла быть использована, во-первых, как «меч» – для размещения ракетных установок и нанесения стратегического удара с «ничейной территории», и во-вторых, как «щит» – для тренировок вооруженных сил различного назначения. Такая позиция не могла остаться без соответствующей реакции со стороны нашей страны.
Поворотным моментом в споре за Антарктику стало успешное проведение первого крупного научного проекта в Южной полярной области. Международный геофизический год (МГГ), который продолжался с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. и в котором Антарктике отводилась роль главного объекта исследований, убедительно продемонстрировал мировому сообществу позитивную роль международного сотрудничества в этом регионе.
Указанные предпосылки стали основой для подготовки специальной международной конференции по Антарктике, идея созыва которой возникла у правительства США в 1948 г. Предполагалось, что все страны, заявившие ранее территориальные притязания в этом регионе, откажутся от них и Антарктика будет находиться под контролем ООН. Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, США, Франция и Чили организуют международный управляющий орган. Ограничение планируемых участников конференции и игнорирование интересов СССР вызвало решительный протест, как в нашей стране, так и со стороны зарубежной научной общественности.
В 1956 г. премьер-министр Новой Зеландии предложил передать функции по контролю и управлению Антарктики ООН. С аналогичными предложениями в 1956 и 1958 гг. выступала Индия, добиваясь включения вопроса об использовании Антарктики на благо всего человечества в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН. Однако данные предложения не нашли поддержки. Во многом негативная позиция ООН была связана с нежеланием принять к рассмотрению конфликтную тему об уже заявленных территориальных претензиях. Устав ООН не исчерпывает всех форм защиты мира и не отрицает поисков дополнительных средств для заключения региональных или иных соглашений, относящихся к поддержанию мира и безопасности.
2 мая 1958 г. США обратились к правительствам тех стран, которые принимали наиболее активное участие в проведении МГГ (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония), с предложением об организации международной антарктической конференции с целью урегулирования правового режима данного региона. К участникам конференции желала присоединиться Польская Народная Республика, но ей было отказано в этом.
подписан в Вашингтоне 1 декабря 1959 г.
Аргентиной, Австралией, Бельгией, Чили, Францией, Японией,
Великобританией и Соединенными Штатами Америки
Государство
|
Дата депонирования ратификационной грамоты
|
Дата
депонирования документа о
|
Дата вступления в силу |
Консультативный статус
|
Дата получения консультативного статуса
|
Аргентина
|
23.06.61
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Австралия
|
23.06.61
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Австрия
|
|
25.08.87
|
25.08.87
|
ПГ
|
|
Бельгия
|
26.07.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Бразилия
|
|
16.05.75
|
16.05.75
|
ПГ/КС
|
12.09.83
|
Болгария
|
|
11.09.78
|
11.09.78
|
ПГ
|
|
Канада
|
|
04.05.88
|
04.05.88
|
ПГ
|
|
Чили
|
23.06.61
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Китай
|
|
08.06.83
|
08.06.83
|
ПГ/КС
|
07.10.85
|
Колумбия
|
|
31.01.89
|
31.01.89
|
ПГ
|
|
Куба
|
|
16.08.84
|
16.08.84
|
ПГ
|
|
Чешская Республика 7 |
|
01.01.93
|
01.01.93
|
ПГ
|
|
Дания
|
|
20.05.65
|
20.05.65
|
ПГ
|
|
Эквадор
|
|
15.09.87
|
15.09.87
|
ПГ/КС
|
19.11.90
|
Финляндия
|
|
15.05.84
|
15.05.84
|
ПГ/КС
|
09.10.89
|
Франция
|
16.09.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Германия 1
|
|
05.02.79
|
05.02.79
|
ПГ/КС
|
03.03.8!
|
Греция
|
|
08.01.87
|
08.01.87
|
ПГ
|
|
Гватемала
|
|
31.07.91
|
31.07.91
|
ПГ
|
|
Венгрия
|
|
27.01.84
|
27.01.84
|
ПГ
|
|
Индия
|
|
19.08.83
|
19.08.83
|
ПГ/КС
|
12.09.83
|
Италия
|
|
18.03.81
|
18.03.81
|
ПГ/КС
|
05.10.87
|
Япония
|
04.08.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
КНДР
|
|
21.01.87
|
21.01.87
|
ПГ
|
|
Республика Корея
|
|
28.11.86
|
28.11.86
|
ПГ/КС
|
09.10.89
|
Нидерланды
|
|
30.03.672
|
30.03.67
|
ПГ/КС
|
19.11.90
|
Новая Зеландия
|
01.11.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Норвегия
|
24.08.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Папуа - Новая Гвинея |
|
16.03.815
|
16.09.756
|
ПГ
|
|
Перу
|
|
10.04.81
|
10.04.81
|
ПГ/КС
|
09.10.89
|
Польша
|
|
08.06.61
|
23.06.61
|
ПГ/КС
|
29.07.77
|
Румыния
|
|
15.09.713
|
|
ПГ
|
|
Российская Федерация |
20.10.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Республика Словакия 7 |
|
01.01.93
|
01.01.93
|
ПГ
|
|
Южная Африка
|
21.06.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Испания
|
|
31.03.82
|
31.03.82
|
ПГ/КС
|
21.09.88
|
Швеция
|
|
24.04.84
|
24.04.84
|
ПГ/КС
|
21.09.88
|
Швейцария
|
|
15.11.90
|
15.11.90
|
ПГ
|
|
Турция
|
|
24.01.96
|
24.01.96
|
ПГ
|
|
Украина
|
|
28.10.92
|
28.10.92
|
ПГ
|
|
Великобритания
|
31.05.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
США
|
18.08.60
|
|
23.06.61
|
ПП/КС
|
23.06.61
|
Уругвай
|
|
11.01.80 4
|
11.01.80
|
ПГ/КС
|
07.10.85
|
Венесуэла
|
|
24.03.99
|
24.03.99
|
ПГ
|
|
Эстония
|
|
17.05.01
|
|
ПГ
|
|
П р и м е ч а н и я: ПП – государства, первыми подписавшие Договор; КС – Консультативные стороны; ПГ - присоединившиеся государства.
1 2 октября 1990 г. Посольство Федеративной Республики Германии информировало Государственный департамент, что в связи с присоединением Германской Демократической Республики к Федеративной Республике Германии, которое
наступает 3 октября 1990 г., два германских государства продолжат свое существование в качестве единого суверенного государства, которое в качестве договаривающейся стороны Договора об Антарктике продолжит соблюдение положений
Договора и будет подчиняться рекомендациям, принятым на 15 консультативных совещаниях и одобренным Федеративной Республикой Германией. Начиная с даты объединения, Федеративная Республика Германии будет фигурировать в системе
Договора под именем «Германия». До объединения Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии присоединились к Договору, соответственно, 19 ноября 1974 г. и 5 февраля 1979 г.
2 Присоединение Нидерландов распространяется на королевство в Европе, Суринам и Антильские острова. Аруба стала независимым субъектом 1 января 1986 г.
3 Румынский документ о присоединении сопровождался нотой Посла Социалистической Республики Румынии от 15 сентября 1971 г., содержащей следующее заявление Государственного совета Социалистической Республики Румынии: «Государственный совет Социалистической Республики Румынии заявляет, что положения первого пункта статьи XIII Договора об Антарктике не соответствует принципу, в соответствии с которым многосторонние договоры, цели и объекты
которых затрагивают международное сообщество как таковое, должны быть открыты для всеобщего участия».
4 Документ о присоединении Уругвая сопровождался специальной декларацией.
5 Дата депонирования уведомления о правопреемстве.
6 Дата получения независимости.
7 Дата правопреемства. Чехословакия депонировала документ о присоединении
к Договору 14 июня 1962 г. В полночь 31 декабря 1992 г. Чехословакия прекратила
существование, и ее права перешли к двум отдельным и независимым государствам, Чешской Республике и Республике Словакия.