разработан в DVG Group
После проведения во второй половине 50-х годов XX века первых отечественных антарктических экспедиций общественный и государственный интерес в нашей стране к проблемам этого полярного региона заметно ослаб. В последующие годы Антарктике, как правило, уделяли внимание ученые и специалисты различных областей фундаментальных и прикладных исследований, а также юристы-международники, отвечающие за правовые аспекты внешней политики страны. В связи с этим актуальные проблемы обеспечения государственных интересов нашей страны в Системе Договора об Антарктике было специфическим делом узкопрофильных специалистов. За это время было издано значительное количество юридических монографий и другой литературы о Договоре об Антарктике, который определил характер межгосударственных отношений в южнополярном регионе планеты.
В начале 90-х годов антарктические проблемы вновь приобрели повышенное внимание не только отечественных средств массовой информации, но и федеральной исполнительной и законодательной власти страны. Причиной тому стала необходимость пересмотра многих норм отношений государства к различным субъектам международного права и регионам планеты в условиях новой геополитической обстановки в мире, сложившейся в конце XX века.
За последние десять лет после опубликования Указа Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. № 824 «О Российской антарктической экспедиции» вопросам Антарктики в нашей стране было уделено беспрецедентное внимание. Так, Правительство Российской Федерации дважды (1999 и 2001 г.) обсуждало вопросы о мерах по обеспечению государственных интересов в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Несколько лет до этого (1996 г.) проблемы РАЭ рассматривались на заседании Правительственной Комиссии по оперативным вопросам. Всего по проблема РАЭ было выпущено девять Постановлений Правительства Российской Федерации (от 14 октября 1992 г. № 788; от 23 октября 1993 г. № 1068; от 3 ноября 1994 г. №1209; от 19 сентября 1995 г. №943; от 5 ноября 1996 г. №1323; от 28 августа 1997 г. № 1113; от 9 сентября 1999 г. №1027; от 24 сентября 2001 г. № 685; от 6 февраля 2002 г. №84). С 1998 г. финансирование деятельности РАЭ осуществляется отдельной строкой Федерального бюджета Российской Федерации (раздел 09 подраздел 04 статья 365) и поэтому рассматривается не только в Правительстве России, но и в обеих палатах Федерального собрания и в Администрации Президента. 24 мая 1997 г. Федеральным законом 79-ФЗ был ратифицирован Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, результатом которого стали два Постановления Правительства Российской Федерации (от 18 декабря 1997 г. № 1580; от 11 декабря 1998 г. №1476). Постановления Правительства определили порядок рассмотрения заявок российских физических и юридических лиц на деятельность в районе действия Договора об Антарктике и выдачи разрешений по ним. И, наконец, впервые в нашей стране, с 9 по 20 июля 2001г. в Санкт-Петербурге было проведено XXIV Консультативное совещание по Договору об Антарктике (КСДА).
Таким образом, традиционный круг специалистов, интересующихся проблемами Антарктики, значительно расширился за счет лиц, осуществляющих или планирующих деятельность в Антарктике. При этом вопросы, к которым они проявляют внимание, касаются не только текстов правовых документов, организующих Систему Договора об Антарктике, но и процедурных моментов. В связи с этим появилась необходимость создания специализированного справочного пособия по Договору об Антарктике.
В сборнике хронологически изложено формирование Системы Договора об Антарктике, приведены статистические данные по вводу в действие основных правовых актов, а также данные о членстве стран-участниц Договора в международных организациях Системы и комментарии по механизму ее действия. В сборник также включены аутентичные русские тексты всех правовых актов Системы Договора, национальные правовые акты, регламентирующие деятельность российских операторов и граждан России в Антарктике.
Краткая историческая справка дает представление об основных этапах открытия Антарктиды, появления территориальных претензий на большую часть материка и последовавшем за этим переговорном процессе, приведшем к заключению Договора об Антарктике. В частности, отмечается значительная роль ученых в установлении международного режима управления Антарктикой. Поворотным моментом в споре за Антарктику стало успешное проведение первого научного проекта в Южной полярной области – Международного геофизического года (МГГ), который продолжался с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. В этом проекте Антарктике отводилась роль главного объекта исследований. Международный геофизический год убедительно продемонстрировал мировому сообществу позитивную роль международного сотрудничества в этом регионе.
Специальный раздел посвящен комментариям о структуре и принципиально важным положениям Протокола по охране окружающей среды Антарктики. Этот документ, принятый в 1991 г. в Мадриде всеми странами-участницами Договора об Антарктике, по сути стал экологической частью Договора. Текст Протокола и его Приложений был одобрен как со стороны общественных природоохранных организаций, так и со стороны всех стран-участниц Организации Объединенных Наций. Даны краткие пояснения структуры Протокола, который подразумевает возможность его дополнения Приложениями, принимаемыми в соответствии с необходимостью по установленной Договором процедуре. В настоящее время Протокол имеет пять Приложений, определенных как неотъемлемые его части. По многим вопросам положения этих Приложений заменили многочисленные Рекомендации, ранее принятые Консультативными совещаниями.
Для более узкого круга потребителей из числа служащих российских органов исполнительной власти в сборник включены пояснения о механизме функционирования Системы Договора об Антарктике. Приводятся описания форм и процедур деятельности основного органа управления Системой Договора об Антарктике – Консультативного совещания. В частности, сборник содержит основополагающую информацию о процедуре установления статуса Консультативной стороны Договора. Приводятся также краткие сведения о двух ведущих общественных организациях – это Научный комитет по изучению Антарктики (СКАР) и Совет управляющих национальных антарктических программ (КОМНАП). При этом подчеркивается, что именно эти организации во многом являются движущей силой всего сложнейшего механизма Договора об Антарктике. Инициативы, постоянно исходящие от них, в большинстве своем формируются в новые документы Консультативных совещаний и, в конечном счете, обеспечивают многолетнюю жизнеспособность самого Договора.
Кроме информации по основным документам Системы Договора об Антарктике, сборник содержит данные о местоположении и статусе особо охраняемых районов Антарктики. В период с 1964 по 1991 гг. Консультативные стороны Договора об Антарктике приняли ряд соглашений, определяющих положения о пяти категориях охраняемых районов: Особо охраняемые районы (ООР), Участки особого научного интереса (УОНИ), Исторические места и памятники (ИМП), Районы ограниченного доступа (РОД) и Районы планирования многопрофильного использования (РПМИ). Некоторые районы, отнесенные к одной категории, частично совпадают или включают районы другой категории. В настоящее время требуются планы управления для районов всех категорий.
Конференция по Антарктике была открыта 15 октября 1959 г. в Вашингтоне. Участие в ней приняли делегации вышеназванных 12 государств. В результате обсуждения, нередко проходившего в жестких спорах, особенно со стороны делегаций Аргентины и Чили, все же удалось создать компактный и в тоже время емкий документ, получивший название Договор об Антарктике, который был принят 1 декабря 1959 г. и на многие десятилетия определил судьбу этого далекого региона планеты. По состоянию на июль 2001 г. членами Договора об Антарктике являются 44 государства.