разработан в DVG Group
К 60-ЛЕТИЮ РЕГУЛЯРНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АНТАРКТИКИ.
13 февраля 1956г. на побережье моря Дэйвиса была открыта первая отечественная антарктическая научная станция. Ей было присвоено название «Мирный» по имени одного из судов Русской Южно-полярной экспедиции 1819-21гг под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, впервые 28 января 1820 г. увидевших, описавших и положивших на географическую карту побережье до тех пор неизвестной земли, получившей в 1886г. название -Антарктида. Идея организации Советской антарктической экспедиции была положена письмом от 30 ноября 1954 г. от Президента Академии наук СССР, министром Морского флота, министром Рыбной промышленности и руководителем Главного Управления Гидрометслужбы СССР в адрес Первого секретаря ЦК КПСС М.С.Хрущёва. В результате 13 июня 1955 г. Постановлением Совета Министров СССР была образована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. Научную часть этой экспедиции возглавляла Академия наук СССР, а организационно-логистические вопросы курировались ГлавСевМорпути МинМорфлота СССР. Экспедицию возглавил известный полярник, начальник дрейфующей станции «Северный Полюс-2», Герой Советского Союза – Михаил Михайлович Сомов. Судовое обеспечение экспедиции было поручено дизель-электроходам «Обь» - капитан И.А. Ман, «Лена» - капитан А.И. Ветров и рефрижератор № 7 - капитан М.А. Цыганков. 30 ноября 1955 г. флагман антарктической флотилии СССР д/э «Обь» вышел из Калининграда и в январе 1956 г. подошёл к ледовому барьеру моря Дейвиса, в последствии названным «Берег Правды».
Согласно сложившейся в нашей стране традиции открытие новой полярной станции означает не только подъем государственного флага, исполнение гимна и торжественный митинг, но и обязательную передачу в радио-эфир первой метеосводки из нового пункта наблюдения. Таким образом, предварительно надо построить дизель-электростанцию, радиорубку, антенное поле, метео-лабораторию и наблюдательскую площадку и, хотя бы одно жилое помещение для обслуживания этого комплекса. Именно поэтому датой начала регулярных отечественных исследований в Антарктике принято считать не подход дизель-электрохода «Обь» к ледяному барьеру шестого континента (5 января 1956г) и не высадку на него первых советских исследователей, приступивших к выбору места строительства станции, а начало регулярных метео-наблюдений – одного из основных компонентов деятельности любой полярой станции.
Всего в работах этой экспедиции приняло участие 229 человек, представляющих АН СССР – 37 человек, ГлавСевМорпуть Минморфлота СССР- 56, Главное Управление Гидрометеослужбы при СМ СССР -15, Минобороны СССР – 74, Мингео СССР – 9, Минобразования СССР – 22, Минрыбхоз СССР -2, Минсредмаш СССР- 2, Минпромстрой СССР -2, Гражданская авиация -2, представители средств массовой информации 8. По направлениям деятельности личный состав экспедиции состоял: 45 научных сотрудников, 37 исследователей –наблюдателей, 26 гражданских и военных специалистов летного отряда, 77 гражданских и военных строителей, 9 – инженерно-технического персонала, 8 – отряда радиосвязи, 6 – административно- управленческого состава и 8 представителей прессы.
Научные исследования Первой КАЭ выполнялись по программам: Континентальной экспедиции: геолого-географического, аэрометеорологического, геофизического, гляциологического, аэрофототопографического; морской экспедиции: гидрологического, геологического, биологического, гидрографического, гравиметрического, гидрохимического отрядов. Основной задачей экспедиции была подготовка наблюдательской инфраструктуры для выполнения исследований по программе Международного геофизического года(МГГ) 1957-58гг. Для этого предстояло открыть целую сеть внутриконтинентальных антарктических станций, на которых планировалось выполнять наблюдения по изучению природных процессов и явлений не только на береговых и во внутриконтинентальных районах Восточной Антарктиды. В течении Первой, Второй и Третьей КАЭ (1955-1959 гг) в дополнении к станции Мирный были открыты станции Пионерская, Оазис, Восток-1, Комсомольская, Восток, Советская, Полюс недоступности. Большая часть из них завершила свою работу по окончанию программы МГГ, а станциям Мирный и Восток была уготовлена судьба непрерывной работы в течение около 60-ти лет.
В настоящее время на станциях Прогресс и Мирный произведена смена зимовочного состава и продолжаются работы по программе сезонной 61 РАЭ, а на станции Восток завершено материально-техническое снабжение с помощью двух санно-гусеничных походов со станции Прогресс и выполняется авиационная доставка нового зимовочного персонала станции. Начальниками новых составов этих станций стали: метеоролог Дмитрий Серов (станция Прогресс), инженер-механик Виктор Виноградов (станция Мирный) и геофизик-информатик Сергей Коробов (станция Восток). Продолжают свои работы сотрудники 61 сезонной РАЭ на станциях Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен, сезонных полевых базах Дружная-4, а также на бортах научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», научно-исследовательского судна «Академик Александр Карпинский» и океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский». Свою трудовую вахту на станциях Новолазаревская (начальник Андрей Воеводин) и Беллинсгаузен (начальник Владимир Чебердак) продолжают нести зимовщики 60 РАЭ. Современные российские полярники надежно приняли эстафету от своих старших коллег – отечественных первопроходцев Антарктики и продолжают достойно нести свою трудовую и научную вахту на далеком ледяном континенте и омывающих его водах Южного океана. Мы можем гордиться не только героями середины 50-х годов, но и нашими современниками, для которых работа в Антарктиде стала уже привычным полярным делом.
Начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин.
Вместе за Россию и Флот!
информация для Вашего сведения
и возможного использования в работе
В обращении к Президенту России
Движение Поддержки Флота предлагает начать формировать экспедицию
к Антарктиде по океанскому пути Беллинсгаузена и Лазарева
Сегодня, 27 января Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота Михаил Петрович Ненашев направил обращение к главе нашего государства, в котором инициируется мощная и значимая акция. Приводим текст данного письма.
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В эти завершающие дни января отмечается очередная дата открытия Антарктиды великими русскими мореплавателями под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. А через восемь лет этому величайшему морскому, географическому, научному открытию в истории человеческой цивилизации исполняется 200 лет!
В России слабо знают об этом грандиозном открытии наших подлинных героев – соотечественников, и эти-то знания очень-очень поверхностные. Великое свершение еще неоценено по достоинству в российском обществе, в мире. Достаточно одного, но убедительного примера беспамятства – в нашей стране нет ни одного масштабно-интересного художественного фильма(!) на эту тему, нет ни одного массово-изданного яркого литературного произведения(!).
А некоторые страны – морские конкуренты России и двести лет назад, и позже, и ныне или замалчивают открытие Антарктиды русскими мореплавателями или принижают его значение. Известно, к примеру, что в соответствии с существующим морским правом и правилами, открытые и названные нашими офицерами и матросами острова в районе Антарктиды, Австралии, в других прилегающих регионах были впоследствии произвольно переименованы представителями известных стран.
С исторической точки зрения, с позиции современного значения и особенно, с учетом перспектив – наш общенациональный, государственный интерес к Антарктиде закономерен и должен только возрастать. А учитывая геополитическую роль Антарктиды ныне и завтра, экономическое, научное, морское, природоохранное значение южнополярного континента, необходимо, на наш взгляд, провести масштабную и эффективную работу в преддверии 200-летнего юбилея, объединяя усилия государства и общества.
Общероссийское Движение Поддержки Флота обращается к Вам с предложением начать формировать общенациональную и международную программу по подготовке к Двухсотлетию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, которое состоится в 2020 году.
Два века назад руководство нашего Российского государства заблаговременно и при активном содействии ученых, промышленников, судостроителей, предпринимателей, общественных деятелей организовало эту выдающуюся экспедицию.
Мы предлагаем в этом году начать подготовку к организации похода двух современных парусников Российского Флота по пути двух кораблей Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Наше Движение во взаимодействии с командованием, руководством флотов (военного, гражданского), с руководителями других государственных, общественных, научных, предпринимательских структур готово участвовать в организации этой подготовительной работы. При принятии Вами положительного решения по данной инициативе, мы внесем и другие предложения.
2012 год в России – объявлен Вами Годом истории и мы предлагаем наполнить это время действительно национально-значимыми событиями. Начало подготовки достойной экспедиции в Антарктиду с демонстрацией Российского флага в большем числе стран, это, на наш взгляд, существенное усиление интереса как в России, так и в мире к нашей и общемировой истории. Проведение во Владивостоке Саммита АТЭС-2012 еще более повышает значимость России в Азиатско-тихоокеанском регионе, большая часть которого расположена, как известно, в районе Антарктиды».
27 января 2012 г.
* * *
Приложение к информационному сообщению
В 2009 году выступая в Государственной Думе России, депутат Михаил Петрович Ненашев, Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота предложил провести общенациональную, широкую по масштабам и деятельную по времени работу по усилению государственного, общественного интереса к историческому открытию русскими мореплавателями Антарктиды.
28 января 2010 г. – в день открытия этого континента Общероссийское Движение Поддержки Флота во взаимодействии с Российской Академией Наук провело Торжественную кают-компанию в честь 190-летия открытия нашими моряками Антарктиды в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского.
Приветствие участникам Торжественной кают-компании тогда направили: Председатель Государственной Думы России, Президент Русского Географического Общества, другие руководители государственных, общественных организаций.
Антарктида – шестой континент планеты
28 января 1820 года русская экспедиция под руководством капитана 2 ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду. В этом почти двухлетнем походе участвовало 190 русских моряков.
Результатом этой выдающейся экспедиции явился вклад моряков России в мировую историю географических открытий и было положено начало нового этапа развития многих отраслей науки, особенно океанографии.
Антарктида - потенциальный ресурсный резерв человечества, это территория, где человечество сможет добывать минеральное сырье в случае жизненной необходимости. Геологи установили, что недра Антарктиды содержат значительное количество полезных ископаемых – железной руды, каменного угля, найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка, молибдена, встречены горный хрусталь, слюда, графит. Площадь континента составляет более 14,4 млн. км², из них 1,6 млн. км² составляют шельфовые ледники. Антарктида - это до 90 % мировых запасов пресной воды.
Наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами на континенте показали, что Антарктида является климатообразующим фактором для всей планеты. Изучение ледникового покрова сегодня приносит серьёзные научные результаты, информируя нас о том, какой была Земля сто, тысячу, сотни тысяч лет назад. В ледниковом покрове Антарктиды оказались «записаны» данные о климате и составе атмосферы за последние сто тысяч лет. Антарктида считается лучшей лабораторией на Земле, куда приезжают ученые из разных точек земного шара, чтобы найти ответы на различные научные вопросы.
Антарктические базы, особенно российские, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживания сейсмологической активности по всей планете.
В соответствии с конвенцией об Антарктике, от 1 декабря 1959 г. Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.
Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены.
Отмечая важность совершенного великими русскими мореплавателями в 1820 году, Михаил Ненашев - Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитан 1 ранга запаса подчеркивает:
«Это событие мирового уровня имеет особо важное значение для научно-исследовательской деятельности, для развития военно-морского, транспортного и рыбопромыслового флотов, судостроительной промышленности, для географической и исторических наук, для международных отношений и других политико-экономических направлений глобального развития».
Информационный отдел
Общероссийского Движения Поддержки Флота
27 января 2012 г.