разработан в DVG Group

01 КАЭ

ПЕРВАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1955 - 1957 гг.)


Основной задачей Первой антарктической экспедиции 1955 - 1957 гг. была организация береговой (главной) базы - южнополярной обсерватории Мирный, на которой намечено было в этот период проводить научные наблюдения по сокращенной программе. Помимо этого в задачи экспедиции входило: рекогносцировка и выбор места для создания внутриматериковых станций Восток и Советская, а также проведение комплексных океанологических исследований в Индийском секторе антарктических вод.
В экспедиции 1955 - 1957 гг. вместе с экипажами судов участвовало 425 человек. Из них на зимовку осталось 92 человека (список участников АЭ смотрите в соответствующем разделе сайта). Доктор геогр. наук Герой Советского Союза М. М. Сомов возглавлял экспедицию; он же непосредственно руководил ее материковой частью. Заместителем начальника экспедиции по научной части был д-р геогр. наук В. Г. Корт, который одновременно руководил и морской частью экспедиции.
Материковая часть первой экспедиции состояла из следующих отрядов: геолого-географического (9 чел.), аэрометеорологического (9 чел.), геофизического (6 чел.), аэрофотограмметрического (3 чел.), радиоотряда (7 чел.), авиационного отряда (21 чел.) и вспомогательного (30 чел.).
В авиационном отряде было два вертолета МИ-4 и четыре самолета: один ИЛ-12, два ЛИ-2 и один АН-2. Транспортный отряд был оснащен десятью тракторами С-80. Кроме того, у экспедиции было 50 ездовых собак.
Строительно-монтажные работы в Мирном выполняли 96 человек, из них 19 осталось на зимовку для окончания работ.
Морская часть экспедиции состояла из следующих отрядов: аэрометеорологического (5 чел.), гидрологического (9 чел.), гидрохимического (6 чел.), геологического (6 чел.), геофизического (5 чел.), гидрографического (5 чел.), биологического (7 чел.).
Флагманом Антарктической экспедиции был дизель-электроход «Обь» (капитан И. А. Ман), специально переоборудованный под экспедиционное судно. Этот мощный ледокольный корабль имеет длину 130 м, ширину 19 м, водоизмещение 12 600 т, грузоподъемность 6160 т. Корпус его приспособлен для плавания во льдах. На корабле оборудованы научные лаборатории и удобные каюты для жилья. Судно оснащено новейшими радионавигационными приборами и эхолотами. На борту устроена площадка для перевозки самолетов и посадочная площадка для вертолета.
Кроме «Оби», в экспедиции участвовали однотипный с ней дизель-электроход «Лена» (капитан А. И. Ветров) и рефрижераторное судно № 7 (капитан М. А. Цыганков).
В Антарктиду было доставлено 8345 т различных грузов, в том числе на «Оби» 3782 т, на «Лене» 4250 т и на рефрижераторе № 7 - 313 т, включая оборудование, снаряжение, строительные материалы, транспортные средства, продовольствие и др.
Дизель-электроход «Обь» вышел из калининградского порта 30 ноября 1955 г. На борту судна в первый антарктический рейс отправились большая часть морской экспедиции, часть состава береговой базы и строительно-монтажного отряда. С первым кораблем к берегам Антарктиды направились начальник экспедиции М. М. Сомов и его заместители В. Г. Корт, В. Д.. Голубев и X. И. Греку.
Балтийское и Северное моря встретили «Обь» штормом. В Ла-Манше, Бискайском заливе и далее в субтропической и тропической зонах, вплоть до Кейптауна, погода благоприятствовала быстрому переходу.
По пути следования на судне был проведен монтаж приборов, оборудо­вания и подготовка к высадке на антарктический материк. 24 декабря 1955 г. «Обь» пришла в Кейптаун, где пробыла 16 час. Здесь была произведена бункеровка, пополнены запасы пресной воды и свежих продуктов, приобретены живые поросята для зимовщиков. Из Кейптауна «Обь» направилась по дуге большого круга к банке Грибб и далее к о-ву Дригальского. В сороковых широтах дизель-электроход встретил огромную мертвую зыбь, которая заставила его несколько изменить курс во избежание значительной качки.
Так как льды не встретились даже на меридиане Земли Эндерби, «Обь» сократила путь и направилась прямо к о-ву Дригальского. Первые айсберги на пути судна были встречены 02 января 1956 г. на 62°43' ю.ш. и 76°08' в.д. При подходе ко льдам начались туманы, которые в дальнейшем были постоянными спутниками «Оби».
Через два дня «Обь» начала форсировать паковый пояс на 64°49' ю.ш. и 87°32' в.д. При этом временами в пределах видимости насчитывалось свыше ста айсбергов. У о-ва Дригальского «Обь» вышла на чистую воду.
05 января в районе ледника Хелен «Обь» вынуждена была лечь в дрейф, так как скопление айсбергов оказалось очень большим. С улучшением видимости проход был найден, «Обь» подошла к бухте Депо на 66°28' ю.ш. и 94°43' в.д. и зашла в припай. Группа членов экспедиции во главе с профессорами А. М. Гусевым и П. А. Шуйским сделала пробную высадку на берег.
По прибытии в бухту Депо участники экспедиции начали спуск на лед самолетов для их сборки. Было решено устроить на припайном льду и береговом щите аэродромы, с которых предполагалось провести разведывательные полеты. Однако 6 января ветер начал быстро усиливаться и к полудню достиг ураганной силы. Припай стал быстро разрушаться.
В очень трудных условиях только что выгруженные грузы были подняты на борт. Крылья самолета ЛИ-2 были взяты в тот момент, когда лед под ними уже ломался. На следующий день, когда ветер начал стихать, снова приступили к выгрузке. На лед были спущены трактор, вездеходы и сани.
09 января снова начался жестокий шторм, длившийся три дня. Опять пришлось поднимать на борт выгруженное. Только самолет АН-2 удалось, вывести к береговому щиту. В четырех километрах от кромки припая был построен аэродром. Впоследствии он тоже был разрушен и унесен в море.
Через три дня выгрузили и начали собирать самолет ЛИ-2. В тот же день самолет АН-2 (командир А. А. Каш) вылетел на поиски места для устройства постоянной базы. Эта разведка продолжалась 13 и 14 января.
Наконец было найдено подходящее для устройства базы место в районе о-ва Хасуэлл. В этот же день с воздуха были просмотрены подходы к нему с моря. На берегу был выбран базис, с которого были засечены и нанесены на временный планшет острова и отдельные надводные камни. Одновременно начался промер со льда, показавший чрезвычайно неровный рельеф дна.
Вечером 14 января «Обь» вышла из бухты Депо и на следующий день, форсировав припайный лед, подошла к береговому барьеру у о-ва Хасуэлл. Здесь экспедиция приступила к выгрузке и строительству дороги с припайного льда на берег. В тот же день были выгружены тракторы, сани, вездеходы и началась разгрузка палубы и трюмов.
18 января разыгрался шторм силой до 10 баллов. Начал ломаться припай. Все силы были брошены на спасение грузов, часть которых пришлось взять обратно на борт, часть удалось с немалыми трудностями поднять на берег. На следующий день ветер стих. Судно отошло несколько к востоку, была проложена новая дорога, и выгрузка продолжалась.
Второе экспедиционное судно - дизель-электроход «Лена» 20 января остановилось в припае поблизости от «Оби». На «Лене» прибыла оставшаяся часть личного состава экспедиции и строительно-монтажного отряда. На следующий день выгрузка обоих кораблей шла полным ходом. Она неоднократно прерывалась штормами, разрушавшими припай и дороги.
07 февраля к месту разгрузки подошло рефрижераторное судно № 7 с продовольствием, вышедшее из Риги 15 декабря 1955 г. Выгрузка на припай к этому времени была уже невозможной. После осмотра ледникового барьера было решено швартовать «Обь» и «Лену» непосредственно к нему. Выгрузка грузов на барьер была сопряжена с большими трудностями и риском.
21 января во время разгрузки произошло несчастье. На глазах у многих участников экспедиции трагически погиб тракторист И. Ф. Хмара. Он провалился вместе с трактором под лед. Глубина здесь превышает 90 м.
14 февраля разгрузка, проходившая в тяжелых метеорологических условиях, была закончена. Особую трудность составила выгрузка цемента, мешки с которым пришлось при сильном ветре нести на руках по крутому обледенелому спуску и укладывать на сани.
Последние 10 дней связь между судами и берегом осуществлялась при помощи самолетов и вертолетов, на которых строители обсерватории переправлялись на берег и возвращались обратно. Грузы с рефрижератора спускались на лед и перегружались на самолеты для доставки на берег. Таким образом, были вывезены сотни тонн грузов.
По окончании разгрузки рефрижераторное судно 15 февраля ушло в обратное плавание. По пути оно должно было зайти в район работ советской китобойной флотилии «Слава». На борту рефрижератора выехали из Антарктиды участники экспедиции профессора Г. А. Авсюк, К. К. Марков и П. А. Шуйский.
Дизель-электроход «Обь» вышел в плавание для проведения экспедиционных работ в южнополярных водах 29 февраля. Морская антарктическая экспедиция провела научные исследования в прибрежной части Антарктики от моря Дейвиса до о-вов Баллени, по разрезам вдоль Новозеландского порога, через Тасманово море, от Австралии до моря Дейвиса и затем на север через о-в Кергелен по Индийскому океану до Аденского залива.
Весь маршрут с океанографическими работами составил около 20000 миль. Результаты наблюдений обрабатывались в лаборатории судна. По пути следования проводился непрерывный эхолотный промер на глубинах меньше 4000 м, благодаря чему удалось ликвидировать «белые пятна» на карте на протяжении свыше 800 миль.
Систематически брались колонки грунта. При этом в прибрежной зоне были взяты колонки длиной до 4,5 м. В южной части Индийского океана была получена колонка длиной в 15 м. Гидробиологи производили траление и сбор планктона. Систематически велись метеорологические наблюдения. Для получения разреза через Индийский океан аэрологи вели учащенное (два раза в сутки) радиозондирование. Средняя высота зондирования составила 18 км, наибольшая - 26 км. Производились магнитные наблюдения и гравиметрические работы.
Во время плавания «Обь» иногда встречала в пределах видимости более ста айсбергов одновременно; самые крупные из них имели длину 18 км и высоту над водой 65 м.
Выйдя из района Мирного, «Обь» начала океанографическую съемку в море Дейвиса. Здесь было выполнено 15 океанографических станций и 575 миль эхолотного промера. Съемкой было охвачено 70% акватории моря.
Выполненные промеры позволили составить новую, надежно геодезически обоснованную морскую карту моря Дейвиса. Как показали исследования рельефа дна моря Дейвиса, здесь хорошо выделяются два моренных вала, идущих через море параллельно берегу. Глубины над ними составляют 400 - 500 м. Моренные валы разделены углублением до 800 - 900 м. Северный вал образовался, очевидно, в период максимального оледенения, а прибрежный соответствует краю современных ледников.
03 марта океанографические работы в море Дейвиса были закончены; дизель электроход «Обь» пересек паковый пояс и вышел в океан.
В период с 04 по 11 марта работы велись в прибрежном районе между 96º и 117º в. д., где было проведено 20 океанографических станций и 1200 миль эхолотного промера. Форсируя битые льды «Обь» подошла 07 марта к Берегу Нокса и 09 марта к Берегу Сабрина. На пути были обнаружены две группы островов, не нанесенных на карту. Одна группа из трех островов была открыта в районе Берега Нокса. Другая, состоящая из шести небольших островов, была обнаружена на меридиане 111º в. д. Эти острова были обследованы участниками экспедиции. На одном из них, имеющем координаты 66º00′24′′ ю.ш. и 111º05′48′′ в.д., был найден гурий, заложенный 19 января 1956 г. австралийской экспедицией под руководством Ф. Лоу, совершавшем плавание на судне «Киста-Дан».
Другой остров находится на 66º 00′39′′ ю.ш. и 111º04′42′′ в.д. Его длина достигает 400 м, ширина 200 м и высота 20 м. Все эти острова сложены изверженными породами - гранадиоритами и габброидами, пересеченными многочисленными пегматитовыми жилами. Поверхность их сильно сглажена ледниками
В результате работ в прибрежном районе между 96º и 117° в.д. установлена ошибочность обозначенных на картах глубин в значительной части маршрута и неправильность нанесения берегового контура Берега Нокса и Берега Сабрина. В ряде случаев промер проводился там, где на карте обозначена суша.
Проведенные здесь биологические исследования, подтвержденные последующими наблюдениями, показали, что фитопланктон в верхних слоях, обильный в мелководных районах, исчезает в местах с глубинами более 2000 м. Было поймано до 100 различных видов животных, из них 10 принадлежали к эндемичным арктическим семействам и 3 - к эндемичным бореально-арктическим.
К востоку от Берега Сабрина обследован Берег Банзаре, районы сомнительной Земли Дисковери и Берега Норта до 130° в.д. Здесь выполнено 13 океанографических станций и сделано 888 миль эхолотного промера. Детальное обследование района Земли Дисковери показало, что это действительно остров или обширное мелководье, покрытое ледяным куполом, соединенным с берегом шельфовым ледником. Под шельфовым ледником проходит желоб глубиной 1000-1300 м, отделяющий о-в Дисковери, который имеет, очевидно, тектоническое происхождение, от материка.
Дальнейшие работы проводились в большем удалении от берегов. Тяжелая ледовая обстановка не позволила подойти к Земле Адели и Берегу Короля Георга V. Океанографические работы вдоль побережья были закончены 28 марта у о-вов Баллени.
В период с 29 марта по 09 апреля выполнялся океанографический разрез от о-вов Баллени до Новой Зеландии, который позволил охарактеризовать водообмен через Новозеландский порог. На этом разрезе проведены 24 глубоководные станции. Выполнив 68 океанографических станций, «Обь» 03 апреля посетила австралийскую станцию на о-ве Макуори, а по окончании разреза - Веллингтон, столицу Новой Зеландии.
Следуя далее, с 13 по 18 апреля «Обь» сделала разрез через Тасманово море (от пролива Кука до Сиднея). Здесь было проведено 13 океанографических станций.
С 21 апреля по 30 апреля «Обь» находилась в Аделаиде.
С 01 по 12 мая экспедиция провела океанографические работы на разрезе от Австралии (Аделаида) до моря Дейвиса, выполнив 21 станцию. Этот разрез прошел через австрало-антарктическую впадину и был закончен у кромки льдов моря Дейвиса на 64°34' ю.ш. и долготе поселка Мирного.
Получены интересные данные, характеризующие водные массы австрало-антарктической впадины. На 8 станциях взята глубоководная проба грунта, причем на северной окраине моря Дейвиса добыта колонка длиной около 15 м. Планктон всех станций разреза весьма беден, полей питания китов не замечено. За время пути видели только 5 - 6 китов.
13 мая «Обь» снова прибыла в район Мирного и приняла сброшенную с самолета почту. Дальнейший путь пролегал в Индийском океане через о-в Кергелен до Аденского залива.
С 13 по 21 мая в трудных штормовых условиях было сделано 12 океанографических станций на разрезе море Дейвиса - о-в Кергелен. Собраны важные гидрологические данные по водообмену между африкано-антарктической и австрало-антарктической впадинами. Установлено положение кромки льда в мае в море Дейвиса, а также его характер и прочность. Собран интересный геологический и биологический материал. Выполнена опорная гравиметрическая станция у о-ва Кергелен.
Разрез от моря Дейвиса до Аденского залива протяжением в 5300 миль с 42 океанографическими станциями (проведенный с 13 мая по 08 июня) и полным комплексом научных наблюдений сделан в Индийском океане впервые. Во время следования велись учащенные (два раза в сутки) аэрометеорологические наблюдения с целью получения детального вертикального разреза атмосферы через Индийский океан.
В результате океанографических работ на дизель-электроходе «Обь» получены ценные материалы по четырем большим разрезам в Индийском и Тихом океанах, а также в водах, омывающих антарктический материк. Глубоководные океанографические станции дали интересные сведения о зональной характеристике физико-химических свойств водных масс и позволили проследить границу проникновения антарктической воды на север для данного сезона.
Биологические исследования, проводившиеся в трех различных биологических областях, дали материал о распространении животного мира. Собраны большие биологические коллекции, содержащие около 900 экземпляров одних только различных видов рыб.
Наблюдения, проведенные при помощи новейших приборов и методов, дали также ценные материалы по геологии, гляциологии, аэрометеорологии, геомагнетизму и гравиметрии.
Плавание «Оби» в Антарктике сопровождалось географическими открытиями. Большое значение имели работы по съемке и описанию берегов от Земли Королевы Мэри до Земли Клари и гидрографическая съемка на подходах к материку в этом районе.
По окончании океанографических работ «Обь» с грузом, принятым в Австралии, направилась в Гамбург и 08 июля прибыла в Ленинград, пройдя в общей сложности более 33300 миль.
Усложнившаяся ледовая обстановка в северной части моря Дейвиса и непосредственно в районе стоянки «Лены» заставила изменить намеченный ранее день ухода судна. 17 марта «Лена» вышла в обратное плавание. Для ее проводки самолет ИЛ-12 выполнил ледовую разведку.
28 марта «Лена» прибыла в австралийский порт Аделаида, а через две недели направилась через Индийский океан к берегам Советского Союза. 08 июня «Лена» прибыла в Ленинград.
 
ОБСЕРВАТОРИЯ МИРНЫЙ
Площадка для строительства обсерватории Мирный была найдена 14 января 1956 г. на побережье моря Дейвиса в районе острова Хасуэлл (координаты астропункта 66°33' ю.ш., 93°01′ в.д., высота 35 м над уровнем моря). Это место было обнаружено наземными группами и с воздуха после десятидневных поисков. Площадка представляет собой четыре скалистых выхода коренных пород, два из которых имеют размеры по 450x150 м и два 200x100 м. За выходом коренных пород располагается достаточно широкая полоса моренных отложений. Району высадки экспедиция присвоила название Берег Правды (86°00' - 102°00' в.д.).
Место, выбранное для строительства основной береговой научной и материально-технической базы экспедиции, было малоподходящим, так как оно находится в районе с чрезвычайно сложными и даже опасными для выгрузки судов условиями, что представляло трудности для строительства. Часть основных сооружений приходилось ставить не на скалах, а на материковом льду. Однако на всем побережье, рекомендованном Специальным комитетом по проведению МГГ для создания советской береговой научной станции, более подходящего места не оказалось.
Строительство береговой базы было начато 19 января. Работа проходила в тяжелых метеорологических условиях. В первую очередь начали сборку зданий передающей и приемной радиостанций и кают-компании. Здания передающей и приемной радиостанций поставили на обнаженный гранитный камень. Чтобы выровнять площадку, были сооружены клети из деревянных брусьев для установки на них готовых металлических рам, поверх которых укладывались наборная деревянная плита толщиной 10 см и 16 слоев теплоизоляционных плит. Стены зданий собраны из щитов, имеющих с двух сторон восьмимиллиметровый слой водостойкой фанеры с восемью слоями теплоизоляционных плит. Для придания дополнительной жесткости и воздухонепроницаемости стены, жилых и других сооружений, снаружи обшиты досками и двумя слоями древесноволокнистых плит. Плоские крыши сделаны из сборных щитов, также утепленных тремя слоями древесноволокнистых плит и покрытых сверху оцинкованным железом.
После ухода последнего экспедиционного судна 92 зимовщикам предстояло закончить большой объем строительных работ. Необходимо было произвести полную внутреннюю отделку жилых и большей части служебных зданий общей площадью 750 м2, завершить строительство ряда павильонов для научных наблюдений, создать геофизическую, гляциологическую, гравиметрическую, аэрофотограмметрическую и фотографическую лаборатории. Кроме того, необходимо было разобрать и разместить по складам более 1000 т груза.
В мае первая очередь строительства была в основном закончена. Вдоль Берега Правды протянулась улица, названная именем Ленина. На ней появились жилые и служебные дома, прикрытые с наветренной стороны складами и гаражами. В некотором отдалении от центра поселка возвышаются радиостанции и электростанция. В Мирном было построено 12 собранных на фундаментах из стальных ферм стандартных щитовых домов площадью по 70 - 140 м2 с теплоизоляцией из древесноволокнистой плиты. В каждом доме смонтирована автономная система электроводяного отопления, действующего от электробойлера, работа которого регламентируется автоматическим терморегулятором, гарантирующим поддержание постоянной температуры. Кроме того, были сооружены деревянный магнитный павильон, сейсмический павильон, установленный над котлованом глубиной 2 м, вырубленным в монолитной стене, аэрологический павильон и др.
В поселке Мирный имеются столовая на 90 человек с полностью электрифицированной кухней, амбулатория с рентгеновским, физиотерапевтическим и хирургическим кабинетами и со стационаром, автоматическая телефонная станция, механическая мастерская, баня-прачечная, склады, свинарник.
С 11 февраля 1956 г. в еще не законченной строительством обсерватории Мирный были начаты метеорологические наблюдения (высота нуля барометра 30 м над уровнем моря). Затем, по мере завершения строительства отдельных сооружений и окончания монтажа в них научного оборудования, объем работ постепенно расширялся.
13 февраля состоялось торжественное открытие и подъем государственного флага СССР над первой советской южнополярной обсерваторией. К концу мая в Мирном уже выполнялся полный комплекс наблюдений, предусмотренных программой первой экспедиции.
Научные работы экспедиции выполнялись тремя отрядами:
аэрометеорологическим;
геофизическим, осуществляющим наблюдения в области земного магнетизма, ионосферы и сейсмологии;
геолого-географическим, проводившим стационарные и полевые исследования по физической географии, гляциологии, геологии и биологии.
С первых дней прибытия экспедиции в Антарктиду параллельно с развертыванием разгрузочных и строительных работ начались и рекогносцировочные исследования районов, прилегающих к Мирному. 08 января разведывательным полетом вертолета вдоль побережья для выбора места причала «Оби» и места базирования экспедиции начал свою работу отдельный авиационный отряд.
16 января на самолете ЛИ-2 И. И. Черевичный выполнил разведывательный полет на высоте 1000 м к востоку от бухты Депо вдоль берега, через шельфовый ледник Шеклтона до Берега Нокса (67°05' ю.ш., 107°00' в.д.). При этом по сравнению с теми данными, которые имелись ранее, было обнаружено много новых островов и выходов на поверхность горных пород, замечено уменьшение ледника Шеклтона и появление нового большого выводного ледника.
С 21 февраля по 10 марта группа гидрографов во главе с И. П. Кучеровым на самолетах АН-2 и ЛИ-2 производила определения 8 астропунктов для предстоящей аэрофотосъемки побережья в районах горы Гауссберг, шельфового ледника Шеклтона, о-ва Дригальского и Берега Нокса. На самолете ЛИ-2 была проведена в масштабе 1:40000 аэрофотосъемка побережья по маршруту: восточная кромка Западного шельфового ледника - гора Гауссберг - бухта Депо - мыс Джонса - район оазиса Бангера - западная кромка ледника Шеклтона.
25 февраля на самолете ИЛ-12 проведен разведывательный полет к геомагнитному полюсу, в район, где планировалась организация станции Восток. При этом было обнаружено, что к югу от Мирного ледяное плато медленно повышается до высоты 3500 м. 28 февраля группа геологов морского отряда на самолете АН-2 произвела исследование побережья моря Дейвиса в районе ледник Хелен - гора Гауссберг. На следующий день И. И. Черевичный на самолете АН-2 провел ряд опытных полетов и посадок в глубине материка.
03 марта на самолете ИЛ-12 был проведен разведывательный полет по маршруту: Мирный - 76°00' ю.ш., 79°00' в.д. - 76°00' ю.ш., 98°00' в.д.- Мирный с целью разведки трассы похода к намечаемой станции Советская и для определения места промежуточной базы в направлении к станции Восток. Установлено, что в районе 76°00' ю.ш., 90°00' в.д. плато достигает высоты 4000 м. На расстоянии 400 км  от Мирного было выбрано место для создания промежуточной базы по пути следования к станции Восток.
Во время многочисленных полетов с посадками в различных пунктах научные работники экспедиции произвели геологические, гляциологические, гравиметрические, магнитные, метеорологические, биологические и другие исследования. Ими охвачено побережье между 76º и 111° в.д., а также основные районы к югу от побережья, где имеются выходы горных пород (горы Страткона, Амундсена, Брауна и др.). В этом районе произведена также плановая аэрофотосъемка с привязкой к местности при помощи десяти астрономических пунктов, определенных экспедицией.
В море Дейвиса и прилежащих к нему районах Индийского океана круглый год проводилась регулярная авиационная разведка, давшая первые сведения о ледовом режиме этого моря и в частности о крайнем северном положении границы распространения морских льдов зимой между 80º и 100° в.д.
 
ВЫНОСНЫЕ СТАНЦИИ
Для более детального изучения гидрометеорологического режима в районе Мирного в период с 31 июля по 03 августа вдоль 93 меридиана, на котором расположена обсерватория, были организованы 4 временные выносные станции (ВВС). Восемь раз в сутки здесь велись наблюдения за ветром и температурой на двух горизонтах. Максимальная скорость ветра измерялась при помощи трубки Пито. На береговых станциях проводились простейшие гляциологические наблюдения. Для жилья были использованы палатки КАПШ-1. Связь между выносными станциями и Мирным поддерживалась при помощи вездеходов и по радио.
Выносная станция ВВС-4 («Входная») была организована 31 июля в четырех километрах от Мирного у начала подъема плато, где по условиям рельефа наблюдаются максимальные скорости ветра. Здесь была установлена радиостанция «Урожай». Наблюдения вели геолог П. С. Воронов, которого впоследствии сменил ученый секретарь экспедиции И. Д. Денисов-Дененберг, и командир вертолета И. И. Иноземцев. Станция была снята 18 августа.
Выносная станция ВВС-3 («Припай») организована 02 августа на припае, на расстоянии 13,5 км от Мирного и более 40 км от кромки льда. Ее назначение - наблюдение за стоковым ветром, дующим с материкового плато и затухающим по мере удаления от берега. Первые наблюдения на этой станции (04 августа), в том числе и шаропилотные, дали интересные результаты. Установлено, что скорость ветра здесь на 10-15 м/сек меньше, чем в Мирном.
В период с 13 по 15 августа в районе станции произведена детальная магнитная съемка через 250 - 500 м. Работы производились на двух вездехо­дах одновременно в двух точках с целью исключения магнитных вариаций. Проведено определение вертикальной магнитной составляющей. Наблюде­ния выполнены в 60 точках на маршруте в 12,5 км. Наблюдения вели магни­толог М. М. Погребников и бортрадист А. И. Челышев (оба до 20 августа), а затем геолог П. И. Солонков и корреспондент О. А. Строганов. Связь с Мирным осуществлялась при помощи радиостанции «Урожай». Двумя вездеходами, прибывшими из Мирного, станция была эвакуирована 1 октября.
Выносные станции ВВС-1 и ВВС-2 3 августа, несмотря на сильную поземку и затем низовую метель, при температуре -20°С были доставлены на плато. ВВС-1 находилась в 25 км от Мирного на высоте 600 м над уровнем моря. Наблюдатели - аэролог В. К. Бабарыкин и аэрофотолаборант Н. С. Милютин. ВВС-2 - в 10 км от Мирного на высоте 400 м над уровнем моря. Наблюдатели - штурман В. Д. Тулин и командир вертолета Н. И. Шонин. С 13 по 16 августа геоморфолог А. П. Капица произвел на обеих станциях ряд сейсмоакустических измерений толщины льда при помощи взрывов. Обе станции сняты 18 августа.
 
ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ
26 января состоялась первая радиосвязь между советской Комплексной антарктической экспедицией и австралийской антарктической станцией Моусон с целью установления взаимного обмена метеосводками. 30 января к месту базиро­вания советской экспедиции на судне «Киста-Дан» прибыла австралийская антарктическая экспедиция во главе с руководителем антарктического отдела Министерства иностранных дел Австралии Ф. Лоу. В этот день в поселке и на судах «Обь» и «Киста-Дан» состоялись встречи участников КАЭ с австралийскими учеными.
По приглашению начальника австралийской зимовки на о-ве Макуори (54°37' ю.ш., 158° 54' в.д.) «Обь», направлявшаяся в Австралию, 03 апреля подошла к этому острову.
Станция Макуори в то время работала восьмой год. Личный состав ее насчитывал 15 человек. Станция выполняла метеорологические, аэрологические, актинометрические, геомагнитные, ионосферные, сейсмологические, биологические наблюдения, а также наблюдения за полярными сияниями и космическими лучами.
Участники советской экспедиции осмотрели остров, собрали геологические и биологические коллекции. С ответным визитом на «Оби» побывал начальник зимовки Дж. Адаме с двумя помощниками.
С 09 по 12 апреля дизель-электроход «Обь» находился в Веллингтоне. За это время корабль посетили вице-президент Новозеландского общества сближения с СССР Дайер, председатель Веллингтонского отделения этого общества Джонс, премьер-министр Новой Зеландии С. Дж. Холланд, заместитель премьер-министра К. Дж. Холиок, мэр города Р. М. Макалистер, 15 членов парламента доминиона, послы Италии, Канады, Индии и многие ученые. Всего на корабле побывало 2524 человека. Для представителей печати была проведена пресс-конференция. В честь участников экспедиции были устроены приемы у премьер-министра Новой Зеландии и в советской миссии, где присутствовало более 200 человек.
Начальник морской части экспедиции В. Г. Корт сделал в Королевском новозеландском обществе доклад о работе советской экспедиции, который вызвал большой интерес. Между участниками советской экспедиции и местными учеными был установлен деловой контакт. Советские ученые ознакомились со многими научными учреждениями, университетом, национальным музеем, гидрометеорологической и геологической службами. Почти все члены экипажа приняли участие в экскурсиях по городу.
С 28 марта по 13 апреля дизель-электроход «Лена» находился в порту Аделаида. На обратном пути из Антарктики корабль доставил груз ячменя из Австралии в Федеративную Республику Германии.
Австралийцы проявили большой интерес к жизни на судне. Ежедневно на борту корабля бывали экскурсии. Были проведены две пресс-конференции для представителей печати и радио. Руководители экспедиции нанесли официальный визит мэру города.
Комитет австралийско-советской дружбы организовал экскурсии для команды и встречи ее с местными учеными, рабочими и молодежью. В первый день по прибытии судно посетил известный австралийский полярный исследователь профессор Д. Моусон, который в дальнейшем помог участникам экспедиции ознакомиться с результатами австралийских исследований в Антарктике.
С 21 по 30 апреля дизель-электроход «Обь» посетил австралийский порт Аделаида, куда корабль зашел с той же целью, что и «Лена». За это время на корабле побывало около 10 тысяч человек, в том числе многие австралийские ученые, в частности Д. Моусон. Прилетевший из Мельбурна Ф. Лоу прочел личному составу «Оби» лекцию об австралийских исследованиях в Антарктике.
Советские ученые побывали в университете и сельскохозяйственном институте, ознакомились со службой погоды и геологической службой. Им было преподнесено много печатных трудов австралийских коллег, образцов растений и горных пород.
20 мая, укрываясь от жестокого шторма, «Обь» по приглашению начальника французской станции на о-ве Кергелен Паскаля стала на рейде Порт-о-Франс. На берегу побывало 58 участников экспедиции. Они ознакомились с научными павильонами, хозяйственными и жилыми помещениями, больницей, радиостанцией, электростанцией и подсобной сельскохозяйственной фермой. Были собраны богатые коллекции геологических и биологических образцов.
На станции Кергелен в то время зимовало 40 человек. Они проводили метеорологические, сейсмические, ионосферные наблюдения, регистрацию атмосфериков и экспериментальные агрономические работы. В честь участников советской экспедиции начальник станции устроил обед.
Французские зимовщики посетили с ответным визитом «Обь», где был дан ужин в их честь. Советские исследователи подарили французам кинофильм.
В период с 24 мая по 05 июня дизель-электроход «Лена» был в Гамбурге, куда он прибыл для разгрузки зерна, доставленного из Австралии. С 27 июня по 04 июля в Гамбурге находился дизель-электроход «Обь». Участники экспедиции осмотрели Кильский архив полярных исследований и институт мореведения Кильского университета, ознакомились с Германским гидрографическим институтом, побывали в Гамбургском геологическом институте и посетили гидрографическое судно «Гаусс», на котором в их честь был дан обед.
На борту «Лены» побывало много посетителей. В их числе директор гидрографического института Г. Бенеке, командир корабля «Гаусс» Вольф, хранитель геологической коллекции Гамбургского геологического института Хентцшель и др.
Во время пребывания в Антарктиде участники советской экспедиции установили регулярный обмен метеоданными с австралийскими станциями Моусон (с 01 февраля 1956 г.) и Макуори, с французскими станциями Дюмон Д'Юрвиль на Земле Адели (с 08 апреля) и на о-ве Кергелен и с американскими станциями Мак-Мердо (с 29 мая 1956 г.) и Литл-Америка (с 01 июня 1956 г.).
Предметом взаимного обмена, кроме материалов метеорологических наблюдений, являлись также информация и консультация по различным областям знаний, в частности по вопросам биологии, физической географии, геологии, гляциологии, ионосферных исследований. Участники экспедиции передавали по радио друг другу концерты, организовывали товарищеские шахматные турниры, оказывали помощь в вопросах радиосвязи.
В период плавания дизель-электроход «Обь» обменивался сводками погоды с метеоцентрами Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии, с антарктическими станциями Моусон.Дюмон Д'Юрвиль, Мак-Мердо и Литл-Америка, а также с островными станциями Макуори, Кергелен и Новый Амстердам.
18 июля радиоотряд экспедиции связался с английской базой Королевского общества Халли-бей на берегу моря Уэдделла (75°30' ю.ш., 26°36' з.д). Этим было завершено установление связи со всеми действовавшими в то время антарктическими станциями, исключая расположенные на Земле Грейама.
За время деятельности Первой советской комплексной антарктической экспедиции достигнуты следующие результаты:
1. Создана основная научная и материально-техническая база экспедиции геофизическая обсерватория Мирный, в которой были начаты систематические стационарные научные наблюдения.
2. Произведены общие географические, геологические, геофизические, гляциологические и биологические обследования побережья протяженностью 2000 км (от 76° до 111° в.д.), сопровождавшиеся аэромагнитной и аэрофотосъемкой.
3. Выполнен ряд разведывательных полетов вдоль побережья к востоку и западу от Мирного, а также в глубь материка. При этом в частности было проведено обследование района Южного геомагнитного полюса и подступов к Полюсу относительной недоступности Антарктиды,давшее первые представления о характере этих районов.
4. Осуществлен первый санно-тракторный поход в глубь материка на расстояние 375 км до высоты 2700 м над уровнем моря. Во время этого похода, кроме научных наблюдений, было проведено практическое изучение возможности использования для предстоявшей организации внутриконтинентальных станций наряду с авиацией также и наземного транспорта. На базе санно-тракторного поезда в конечной точке маршрута в мае 1956 г. была создана первая стационарная внутриматериковая станция Пионерская.
5. В октябре 1956 г. в оазисе Бангера, на расстоянии 370 км от Мирного организована не предусмотренная программой Международного геофизического года стационарная метеорологическая станция, получившая название Оазис. Все необходимые для ее строительства грузы были доставлены на самолете из Мирного.
6. Морская экспедиция на дизель-электроходе «Обь» провела комплексные океанографические исследования в прибрежных районах Восточной Антарктиды в секторе от 91° до 162° в.д. на океанографических разрезах от о-вов Баллени до Новой Зеландии, через Тасманово море, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива. На всех трех экспедиционных судах проводились попутные комплексные научно-исследовательские работы.