разработан в DVG Group

16 САЭ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИИ

Шестнадцатая советская антарктическая экспедиция продолжала широкие комплексные исследования природных процессов южной полярной области и их взаимодействие с процессами, про¬исходящими в умеренных и тропических широтах южного и север¬ного полушарий.
В сезонных работах экспедиции участвовало 566 человек (из них 354 человека — экипаж судов, принимавших участие в этом рейсе). Для выполнения программы работ экспедиция располагала д/э «Обь» (флагман), научно-исследовательскими судами «Профессор Зубов» и «Профессор Визе», т/х «Бобруйсклес» и танкером «Эльбрус», а также тремя самолетами ИЛ-14 и тремя самолетами АН-2 с лыжными шасси. «Обь» доставила в Антарктиду транспортную технику, в том числе два тягача АТТ, два тягача АТТ с гидравлическим краном, три вездехода ГТТ, два вездехода ГАЗ-71, два трактора Т-100М, два трактора ДТ-75, два бульдозера и автомобиль «Урал». В общей сложности в Антарктиду было завезено около 12000 т грузов. Личный состав экспедиции доставлялся в Антарктиду и вывозился на Родину всеми судами.
Дизель-электроход «Обь» (капитан Э. И. Купри) встал под погрузку в Ленинградском порту 01 ноября 1970 г., а 06 ноября в 20ч 30мин он вышел в свой шестнадцатый рейс к берегам Антарктиды, имея на борту 68 человек экипажа, 134 члена экспедиции и 1300 т экспедиционного груза.
На пути в Антарктиду д/э «Обь» зашел в порт Лас-Пальмас, где с 18 по 20 ноября 1970 г. пополнил запасы пресной воды (382 т) и продовольствия (7 т). Плавание до Антарктиды проходило при благоприятных погодных условиях. 14 декабря в точке с координатами 63°00'ю.ш. и 48°00'в.д. «Обь» встретилась с судном «Профессор Зубов» и вместе с ним направилась к станции Молодежной. Плавание проходило во льдах, сплоченность которых в отдельных районах достигала 10 баллов. В некоторых местах «Обь» преодолевала ледовые перемычки ударами. Для выполнения ледовой разведки и доставки на станцию руководителей подразделений было решено выгрузить и собрать самолеты АН-2. 16 декабря в пункте с координатами 65°17'ю.ш. и 49°37'в.д. выбрали ледовое поле, пригодное для выгрузки самолетов. После сборки самолета и подготовки взлетно-посадочной полосы (ВПП) на самолете АН-2 № 04354 (экипаж В. И. Голованова, гидролог Ю. Б. Константинов) произвели ледовую разведку, после которой суда начали движение к заприпайной полынье. Оба самолета (№ 04354 и № 44956) вылетели на станцию Молодежную. На их борту находились: экипаж Е. Д. Кравченко, В. Я- Потемкин, Ю. Б. Константинов, а также посылки и почта.
Вечером 17 декабря «Обь» подошла к кромке припая в районе п-ова Танг, в 90 км к северо-востоку от станции Молодежной (66°52'ю.ш. и 46°18'в.д.), где толщина льда составляла 90 см.
18 декабря поисковая группа на самолете АН-2 № 04354 обнаружила площадку, пригодную для сборки самолета ИЛ-14 № 04193, с толщиной льда 140—160 см. 19 декабря этот самолет был выгружен с борта «Оби» и отбуксирован вездеходом ГАЗ-71 на выбранную площадку приблизительно в 3,5 км от кромки припая. 20 декабря, после сборки и проверки всех агрегатов, самолет благополучно перелетел на станцию Молодежную, где в это время летный отряд производил подготовку и облет самолетов ИЛ-14 № 04177 и 04178 для обеспечения работ сезонных отрядов.
С 18 по 25 декабря тремя самолетами АН-2 на станцию Молодежную были доставлены с борта «Оби» около 150 т различных срочных грузов и личный состав сезонных отрядов, а также произведена частичная смена зимовочного состава Пятнадцатой экспедиции.
«Обь», приняв со станции Молодежной 10 т экспедиционного груза для станций Мирный и Ленинградская и 47 участников Шестнадцатой экспедиции, прибывших на судне «Профессор Зубов» для последующей доставки их на станцию Мирный, а также погрузив собранный самолет АН-2 № 44956, 25 декабря во второй половине суток совместно с судном «Профессор Зубов» направились в Мирный. Для выбора пути через пояс дрейфующих льдов перед выходом судов самолет ИЛ-14 № 04177 произвел ледовую разведку.
27 декабря судно «Профессор Зубов» было выведено в разреженный лед и далее самостоятельно последовало в район банки БАНЗАРЭ для установки буйковых станций.
В море Дейвиса ледовая обстановка оказалась более благоприятной, и 31 декабря 1970 г. «Обь» подошла в кромке припая Мирного.
10 января 1971 г. были закончены погрузочно-разгрузочные операции, и в конце суток «Обь» покинула рейд Мирного, взяв курс на Веллингтон.
За время стоянки «Оби» с 23 по 27 января в порту Веллингтон пополнили запасы пресной воды и продовольствия, закупив 75 т продуктов для зимовочного состава Шестнадцатой экспедиции станций Мирный, Молодежная, Восток, Ленинградская и Новолазаревская.
С 27 января по 05 февраля, на пути из Веллингтона к Берегу Отса, где намечалось строительство станции Ленинградской, выполнялся океанографический разрез из 16 гидрологических станций. 05 февраля во второй половине суток «Обь» врубилась в кромку припая в 8 км от барьера, на котором предполагалось строить станцию. В первую очередь с борта был выгружен самолет АН-2 № 44956 и с его помощью обследовали близлежащий район для выбора мест возможной выгрузки судна. Затем самолет приземлился в пункте, намеченном для строительства станции. Полярный домик Канаки—Овсянникова (домик ПДКО), установленный еще Пятнадцатой советской антарктической экспедицией, сохранился хорошо.
Ледовая трасса от стоянки «Оби» до места, где строилась станция, оказалась тяжелой. Ее протяженность составляла 30 ,км, из них 27 км — по припаю и 3 км — по ледяному барьеру. Дорогу пересекало шесть трещин, ширина одной из которых достигала 9 м. Весьма сложным оказался подъем по ледяному барьеру. На отдельных участках волокуши буксировали двойной тягой. Из-за сложности ледовой трассы наземным транспортом перевозили только крупногабаритные грузы и пиломатериалы. Остальные грузы, включая дизельное топливо, доставлял самолет.
В строительстве станции принимали участие все сотрудники Пятнадцатой и Шестнадцатой экспедиций, находившиеся на борту «Оби», а также экипаж судна. Было выгружено 350 т, в том числе трактор Т-100 М, бульдозер, вездеходы ГТТ, ГАЗ-71 и ГАЗ-47, дюралевые сани, три тракторные волокуши, пятидесяти и десятикубовые цистерны, 80 т дизельного топлива, 2,2 т масла МТ-16П и 2,2 т масла МС-20, 7 т автомобильного бензина А-72, 13 т авиационного бензина Б-100 и другие экспедиционные материалы.
25 февраля в 18 ч местного времени был поднят Государственный флаг Советского Союза и открыта новая постоянно действующая советская антарктическая станция Ленинградская (ее координаты— 66° 30' ю. ш., 159° 23' в. д., индекс — 89 657, радиопозывной— УМА-4). На станции выполнялись метеорологические, геомагнитные и ледоисследовательские наблюдения. На зимовку остались работать семь сотрудников во главе с начальником станции А. Б. Будрецким.
Вечером 25 февраля «Обь» покинула станцию Ленинградскую и направилась в район французской станции Дюмон-д'Юрвиль для согласования вопросов, связанных с организацией планируемого в ближайшем будущем научного санно-гусеничного похода Дюмон-д'Юрвиль — Восток.
28 февраля во второй половине суток «Обь» подошла к рейду станции Дюмон-д'Юрвиль и в 3,3 км от нее встала на якорь
В этот же день в 21 ч 25 мин местного времени «Обь» покинула рейд станции Дюмон-д'Юрвиль и взяла курс на станцию Мирный.
06 марта «Обь» ошвартовалась у ледяного барьера вблизи сопки Моренной. По примеру прошлых лет здесь для разгрузочных работ наладили канатную дорогу. Вечером 07 марта закончили выгрузку продовольствия (около 22 т), прием дизельного топлива от танкера «Эльбрус» (972 т) и грузов (около 10 т) для станции Молодежной и дальнейшей отправки в Ленинград, а также посадку 37 человек личного состава Пятнадцатой и Шестнадцатой экспедиций. После этого «Обь» вышла к станции Молодежной и в районе о. Дригальского легла в дрейф в ожидании танкера «Эльбрус» для его проводки во льдах.
08 марта «Эльбрус», закончив перекачку нефтепродуктов в Мирном, последовал к станции Молодежной.
13 марта в пункте с координатами 67°13'ю.ш. и 45°35'в.д. д/э «Обь» дрейфовал в ожидании «Эльбруса» и «Бобруйсклеса».
Из-за тяжелой ледовой обстановки при подходе к станции Молодежной самолет АН-2 № 04354 (пилот В. И. Голованов) произвел ледовую разведку.
14 марта «Обь» в 10-балльном льду начала пробивать канал к причалу № 1 станции Молодежной; в караване за ней следовали «Эльбрус» и «Бобруйсклес». Из-за медленного продвижения дизель-электрохода танкер и лесовоз прекратили движение и приступили к перекачке 340 т дизельного топлива на т/х «Бобруйсклес». 15 марта «Обь» пробила канал к причалу № 1 и вернулась для проводки судов по каналу. Однако началось сильное сжатие, и до улучшения ледовой обстановки каравану пришлось вернуться на кромку припая. Самолет АН-2 № 04354 произвел ледовую разведку.
После улучшения погоды во второй половине суток 16 марта «Обь» совместно с «Бобруйсклесом» начали пробивать новый канал к причалу № 1; за ними следовал танкер «Эльбрус».
17 марта «Обь», подготовив место для танкера, ошвартовалась у причала № 1 и приступила к погрузочно-разгрузочным операциям.
24 марта «Профессор Визе» был выведен изо льдов и, закончив погрузочно-разгрузочные операции на станции Молодежной, взял курс на Ленинград.
26 марта «Обь», приняв пресную воду в бухте Заря, проследовала к причалу № 1 для приема экспедиционного состава, отбывающего на Родину, и вывода изо льдов т/х «Бобруйсклес», который закончил выгрузку. При этом «Обь» заклинило в канале. Взрывами и околкой судна вручную экипаж и личный состав экспедиции за день вывели «Обь» из заклинки.
27 марта при улучшении видимости (ветер до 30 м/с) «Обь» приступила к околке т/х «Бобруйсклес»; во второй половине суток т/х «Бобруйсклес» был выведен за ледяной пояс и направился к берегам Родины, а «Обь» — к станции Новолазаревской.
30 марта на 68°35'ю.ш., легко преодолев дрейфующие льды, «Обь» в 19 ч 30 мин судового времени подошла к причалу — ледяному барьеру мыса Острого (69°59'ю.ш. и 11°55'в.д.), где ожидал санно-гусеничный поезд в составе трех АТТ, трех саней с обрешеткой и трех саней с цистернами. Благоприятная погода и хорошие условия для выгрузки (высота барьера у места стоянки судов составляла 4—5 м) позволили к концу 1 апреля закончить все намеченные работы. Вечером 1 апреля «Обь» направилась к нулевому меридиану для выполнения океанографического разреза, который был осуществлен в течение 3—13 апреля от кромки на 69°08'5" до 32°42'ю.ш. На разрезе было выполнено 20 гидрологических станций.
Пополнив запасы продовольствия в Лас-Пальмасе с 28 по 30 апреля, «Обь» продолжила свой путь и 12 мая 1971 г. прибыла в Ленинград.
Научно-исследовательское судно «Профессор Зубов» вышло в шестой антарктический рейс из Ленинграда 14 ноября 1970 г. На его борту находились 99 человек экипажа, 142 участника Шестнадцатой советской антарктической экспедиции и 45 т экспедиционного груза.
01 декабря судно прибыло в порт Пуэнт-Нуар для пополнения запасов топлива, воды и продовольствия, а 02 декабря направилось к станции Молодежной.
08 декабря судно вышло к 20°в.д. и приступило к выполнению гидрологического разреза.
14 декабря в точке с координатами 61°28'ю.ш. и 48°00'в.д. «Профессор Зубов» встретился с «Обью», и они начали продвигаться к станции Молодежной во льду сплоченностью до 8 баллов. Из-за ухудшения ледовой обстановки самолет АН-2 провел ледовую разведку, в результате которой удалось выйти в заприпайную полынью и 17 декабря в точке с координатами 66°52'ю.ш. и 46°18'в.д. врубиться в припай.
25 декабря были закончены погрузочно-разгрузочные операции на станции Молодежной, и «Профессор Зубов» под проводкой д/э «Обь» последовал к кромке льда для дальнейшего плавания в район банки БАНЗАРЭ.
31 декабря гидрографы оконтурили и нанесли на планшет банку БАНЗАРЭ. В точке с координатами 58°37'ю.ш. и 78°37'в.д. на полигоне с глубинами от 1000 до 1070 м была поставлена буйковая магнитно-вариационная донная станция.
01 января 1971 г., закончив магнитную съемку, проверили позицию выставленной буйковой станции и, убедившись в ее надежности, взяли курс на станцию Мирный. При этом до самой кромки льда продолжали наблюдения с помощью буксируемого магнитометра и электромагнитного измерителя течений (ЭМИТ).
04 января, после ледовой разведки, проведенной самолетом ИЛ-14, «Профессор Зубов» подошел к «Оби», которая находилась в 28 км от Мирного.
08 января, после окончания погрузочно-разгрузочных операций и посадки личного состава Пятнадцатой экспедиции (станций Мирный и Восток), «Профессор Зубов», использовав данные ледовой разведки, самостоятельно подошел к кромке льда. На борту находились 99 человек экипажа и 111 участников экспедиции.
10 января, следуя к банке БАНЗАРЭ для снятия буйковой станции, в точке с координатами 66°50'ю.ш. и 99°20'в.д. вышли к чистой воде.
12 января подошли к бую, чтобы снять донную магнитно-вариационную станцию. Выбрав всю систему, обнаружили, что сама станция потеряна из-за обрыва стального троса.
По окончании работ «Профессор Зубов» проследовал в точку с координатами 61°00'ю.ш. и 20°00'в.д. для выполнения гидрологического разреза по 20-му меридиану.
24 января, после выполнения 30 гидрологических станций, на 35°30' ю.ш. работы были завершены.
Пополнив запасы пресной воды и продовольствия в Лас-Пальмасе с 08 по 10 февраля, судно «Профессор Зубов» продолжило путь и 19 февраля прибыло в Ленинград, пройдя за рейс 25102 мили.
Научно-исследовательское судно «Профессор Визе» вышло в антарктический рейс из Ленинграда 14 января 1971 г. под проводкой л/к «Мурманск», имея на борту 109 человек экипажа, 84 участника Шестнадцатой советской антарктической экспедиции и 185 т экспедиционного груза.
16 января в порту Лиепая судно погрузило двигатели метеорологических ракет для станции Молодежной и в этот же день вышло курсом на Калининград, чтобы взять запасной гребной винт.
18 января судно покинуло Калининград, и с 19 января начались метеорологические, радиометрические и актинометрические наблюдения, прием синоптических факсимильных карт, регулярные измерения температуры поверхностного слоя воды и регистрация параметров магнитного поля Земли буксируемым магнитометром.
09 февраля судно зашло в Монтевидео для пополнения запасов пресной воды и продовольствия. 11 февраля судно взяло курс на станцию Беллинсгаузен.
С 17 по 19 февраля «Профессор Визе» для выполнения научных работ вышел в пролив Дрейка. С 19 по 23 февраля на разрезе з. Кинг-Джордж (Ватерлоо) — Фолклендские острова выполнено 13 глубоководных станций до дна, в том числе три комплексных. С 24 по 26 февраля на разрезе Сан-Диего — о. Ливингстон (Смоленск) выполнено семь станций, после чего судно проследовало в порт Пунта-Аренас.
Пройдя под проводкой лоцмана через восточную часть Магелланова пролива, «Профессор Визе» 01 марта ошвартовался в порту Пунта-Аренас, а 04 марта, пополнив запасы пресной воды и продовольствия, без лоцманской проводки вышел из порта западным путем, через Магелланов пролив. При пересечении пролива Дрейка в зоне антарктической конвергенции вновь проводили непрерывные измерения температуры воды и нормальной составляющей скорости поверхностного течения, а также учащенные определения солености в поверхностном слое.
8 марта «Профессор Визе» вторично встал на рейде станции Беллинсгаузен. Забрав на борт часть зимовщиков Пятнадцатой экспедиции, судно взяло курс на станцию Молодежную.
17 марта подошли к северной кромке дрейфующих льдов в заливе Алашеева. Подойти к станции Молодежной через 9-балльный дрейфующий лед не удалось.
19 марта несколько восточнее, на меридиане северо-западной оконечности п-ова Ламыкина, снова вошли в лед и через зону дрейфующих льдов шириною в 50 миль подошли к припаю, где производили разгрузку суда «Обь», «Бобруйсклес» и «Эльбрус».
Вечером 23 марта погрузочно-разгрузочные операции и посадка участников Пятнадцатой и Шестнадцатой экспедиций были закончены. 24 марта в результате подвижек припая судно «Профессор Визе» затерло льдами. Выйти на чистую воду самостоятельно не удалось, и только с помощью «Оби» судно покинуло рейд станции Молодежной.
28 марта «Профессор Визе» в точке с координатами 69°00'ю.ш. и 20°00'в.д. приступил к выполнению гидрологического разреза Антарктида — Африка. С 28 марта по 08 апреля выполнено 23 гидрологические глубоководные станции (с глубинами до 5000 м) и 11 комплексных станций. На переходе мыс Игольный — Канарские острова выполнялись все виды научных наблюдений, не связанвых с остановкой судна.
25 апреля судно прибыло в Лас-Пальмас для пополнения запасов пресной воды и продовольствия. При отходе от причала на внешний рейд была обнаружена неисправность верхнего опорного подшипника баллера руля, для устранения которой потребовалось привлечение местных заводских специалистов. Заказ нового подшипника, его доставка с верфи из г. Висмар (ГДР), демонтаж поврежденного и установка нового подшипника вызвали задержку в Лас-Пальмасе по 13 мая включительно. 14 мая судно вышло 13 порта и 22 мая прибыло в Ленинград. Всего за рейс пройдено 28 042 мили.
Танкер «Эльбрус» вышел из Батуми 16 января 1971 г., имея 9159 т нефтепродуктов для антарктических станций и экспедиционных судов. К станции Мирный «Эльбрус» прибыл 01 марта; разгрузка и переход до станции Молодежной заняли 15 суток. 17 марта танкер подошел к Молодежной, где за двое суток передал все виды топлива, необходимые для нормальной работы станции в течение двух лет, и 19 марта д/э «Обь» был выведен изо льдов для передачи дизельного топлива судну «Профессор Визе». Несколько дней из-за плохих метеорологических условий в районе станции Молодежной танкер был вынужден дрейфовать. 25 марта, приняв пресную воду в бухте «Заря», он отправился к берегам Родины.
На обратном пути танкер пополнил запасы пресной воды и продовольствия в Гибралтаре.
01 мая танкер «Эльбрус» вернулся в Батуми.
Теплоход «Бобруйсклес» вышел из Ленинграда 13 февраля 1971 г., имея на борту около 1200 т груза (в основном строительные материалы и технику для станции Молодежной) и восемь участников экспедиции. По пути в Антарктиду и обратно теплоход заходил в Лас-Пальмас, чтобы пополнить запасы пресной воды и продовольствия.
14 марта т/х «Бобруйсклес» подошел к станции Молодежной. В районе причала № 1 д/э «Обь» совместно с теплоходом начали пробивать канал в 10-балльном льду. 19 марта «Бобруйсклес» ошвартовался у причала и приступил к разгрузке. 25 марта все погрузочно-разгрузочные операции были закончены и при улучшении метеорологических условий 27 марта под проводкой «Оби» теплоход покинул станцию Молодежную, взяв курс к берегам Родины. 03 мая т/х «Бобруйсклес» прибыл в Ленинград.

СМЕНА ЗИМОВОЧНОГО СОСТАВА
Станция Молодежная. Смена личного состава станции была начата с момента прибытия судов «Обь» и «Профессор Зубов» в район станции Молодежной и в основном закончена 24 декабря 1970 г., когда Пятнадцатая советская антарктическая экспедиция передала все работы новым зимовщикам.
23 марта 1971 г. на борт судна «Профессор Визе» было принято 77 зимовщиков, отбывающих на Родину.
Возглавлял Шестнадцатую советскую антарктическую экспедицию И. Г. Петров.
Обсерватория Мирный. 31 декабря 1970 г. к кромке припая в районе обсерватории Мирный подошел д/э «Обь», а 04 января 1971 г. — судно «Профессор Зубов». Через три дня Шестнадцатая советская антарктическая экспедиция приняла обсерваторию Мирный от предшествующей смены. 08 января 1971 г. на борту судна «Профессор Зубов» 48 зимовщиков отправились к берегам Родины.
В 1971/72 г. возглавлял обсерваторию В. М. Рогачев.
Станция Восток. Новая смена сотрудников станции прибыла в Мирный 04 января 1971 г. на судне «Профессор Зубов», откуда самолетами ИЛ-14 была доставлена на станцию Восток. 07 января 1971 г., передав все работы новому составу, полярники Пятнадцатой экспедиции самолетами отбыли в Мирный и были размещены на борту уходившего в Ленинград судна «Профессор Зубов».
В зимовку 1971/72 г. станцию возглавлял В. Л. Овсянников.
Станция Беллинсгаузен. Новая смена прибыла 17 февраля 1971 г. на борту судна «Профессор Визе». 19 февраля 1971 г. была закончена передача станции, и участники Пятнадцатой экспедиции на судне «Профессор Визе» отбыли на Родину.
В 1971/72 г. станцию возглавлял Б. М. Беляев.
Станция Новолазаревская. 30 марта 1971 г. д/э «Обь» доставил новых зимовщиков. В течение трех дней одновременно с разгрузкой судна происходили прием и передача станции. 01 апреля 1971 г. станция была передана новой смене.
В 1971/72 г. станцию возглавлял В. А. Спичкин.
Станция Ленинградская. Первый коллектив станции в составе семи человек во главе с Б. А. Будрецким 25 февраля 1971 г. присту¬пил к выполнению программы научных исследований.

РАБОТА АВИАЦИИ
Авиационный отряд экспедиции должен был доставить оборудование и продовольствие, сменить личный состав на станции Восток, обеспечить деятельность научных отрядов, произвести аэрофотосъемку по плану Главного управления геодезии и картографии и вести ледовую разведку для отыскания наиболее благоприятных путей подхода судов к антарктическим станциям. Одновременно выполнялись работы в районе станций Молодежной, Мирного, Новолазаревской и Ленинградской.
Отряд (командир В. Я. Потемкин, старший инженер В. С. Кульченко) состоял из 50 человек, из них были сформированы четыре экипажа ИЛ-14 и три экипажа АН-2.
В распоряжении отряда имелось три самолета АН-2 и три самолета ИЛ-14, из которых два зимовали на станции Молодежной. Два экипажа одного самолета ИЛ-14 (командиры В. С. Заварзин и Я. М. Желтобрюхов) и два экипажа двух самолетов АН-2 (командиры В. И. Голованов и В. Д. Панов) базировались на станции Молодежной. Два самолета ИЛ-14 (командиры А. Е. Капранов и Е. Д. Кравченко) выполняли полеты из Мирного на станцию Восток. Один самолет АН-2 базировался на борту д/э «Обь» в продолжение всего рейса.
После выполнения сезонных работ самолеты АН-2 были разобраны и погружены на борт д/э «Обь» для доставки в Ленинград, а три самолета ИЛ-14 — законсервированы и оставлены на станции Молодежной.
Из состава авиационного отряда остались зимовать четыре человека: на станции Мирный — руководитель полетов В. А. Карцев; на станции Молодежной — инженер Ремонтно-эксплуатацион-ной службы обеспечения связи (РЭСОС) Л. М. Гусев, авиатехники А. А. Кучин и А. Н. Ксенофонтов.
16 декабря 1970 г. в районе станции Молодежной с борта д/э «Обь» были сняты самолеты АН-2 № 04354 и 44956. После сборки и облета они перебазировались на станцию Молодежную. 18 декабря были начаты полеты по доставке грузов с «Оби». Одновременно велась сборка третьего самолета АН-2 № 04362, который вскоре включился в грузовые операции.
Работа самолетов осложнялась интенсивным таянием, которое затрудняло сохранение ВПП. Уже после двух-трех посадок и рулений появлялись снежницы, а следы от лыж заполнялись водой. Поэтому экипажи самолетов производили посадку в разных местах ледяного поля и затем подруливали к месту погрузки. По завершении транспортных операций самолеты АН-2 № 04352 (командир В. Д. Панов) и № 04354 (командир В. И. Голованов) были оставлены на станции Молодежной для выполнения работ сезонных отрядов, а самолет АН-2 №44956 (командир В. Н. Шибаев) в собранном виде погружен на борт д/э «Обь». Из-за тяжелой ледовой обстановки на экипаж этого самолета лег исключительно большой и сложный объем работ, особенно при создании станции Ленинградской. Ежедневно он обследовал ледовую трассу от места разгрузки корабля до района строительства станции, доставлял строительных рабочих, перевозил продовольствие, малогабаритное снаряжение, дизельное топливо и строительные материалы. Кроме того, он производил полеты в районе станции Мирный и совместно с самолетом АН-2 № 04352 с 30 марта по 01 апреля перевозил грузы от борта судна до станции Новолазаревской.
Как отмечалось, группа самолетов ИЛ-14 состояла из трех машин. Самолет № 04193 был доставлен на борту д/э «Обь». 20 декабря закончили его сборку, и в этот же день он перелетел на станцию Молодежную, где после зимовки уже были подготовлены самолеты ИЛ-14 № 04177 и 04178. Для выполнения работ по программе Главного управления геодезии и картографии с помощью самолетов ИЛ-14 № 04177 и № 04178 были созданы три промежуточные базы на участке станция Молодежная — станция Новолазаревская: база № 1 в 80 км к юго-западу от японской станции Сева, база № 2 — на п-ове Рисер-Ларсен и база № 3 — в районе бельгийской станции Король Бодуэн. Самолет ИЛ-14 № 04193 выполнял научные наблюдения по программе Главного управления геодезии и картографии. После завершения работ по снабжению упомянутых баз самолеты ИЛ-14 № 04177 (командир А. В. Капранов) и № 04178 (командир Е. Д. Кравченко) 03 января 1971 г. перебазировались на станцию Мирный и на следующий же тень приступили к завозу грузов на станцию Восток. Всего произведено 55 полетов с общим налетом 629 ч 30 мин, перевезена 52 980 кг груза и 55 пассажиров.
Обеспечение полетов. Полеты в районе станции Молодежной выполнялись с двух ВПП: нижней и верхней. Нижняя, размером 600X80 м, расположена к западу от станции с истинным курсом (ИК) 116—296°. Ее использовали ограниченное время, так как в конце декабря 1970 г. на части площадки появились промоины ОT сточных вод. Верхняя ВПП, размером 2500x100 м, расположена на ледяном куполе с ИК 140—320°. На случай закрытия ЗПП станции Молодежной предусматривалась посадка самолетов па базе № 1 (65°50'ю.ш. и 39°30'в.д.), а также на базе геологов, находившейся у подножия горы Биско (66°15'ю.ш. и 51°23'в.д.).
Полеты со станции Мирный производились с основной ВПП размером 1300X70 м), расположенной на леднике (ИК 112— !92°). Она сохраняла рабочее состояние на протяжении всего сезона работы авиации благодаря мерам снегонакопления, предпринятым зимой, и отводу талых вод с мест стоянки самолетов под единой барьер. Это обеспечило безопасный взлет самолетов ИЛ-14 с лыжным шасси. Так отпала необходимость подготовки ВПП на припайном льду. На случай закрытия основной ВПП из-за метеорологических условий предусматривалась посадка самолетов на запасную площадку на 45-м километре трассы станция Мирный—станция Восток. При метеорологическом обеспечении полетов на станцию Восток широко внедрялась спутниковая информация, что позволяло эффективно использовать даже кратковременные улучшения погоды.
Из 55 полетов на станцию Восток не было ни одного случая возвращения самолета из-за метеорологических условий.
На станции Восток ВПП размером 4000X1000 м (ИК 35—215°) находилась в удовлетворительном состоянии. Полеты со станции Новолазаревской проводились с прежней ВПП. Посадка в районе станции Ленинградской производилась на полосу размером 1000Х100 м (ИК 120—300°). ВПП расположена в 300 м западнее станции на высоте 300 м над уровнем моря.
В период работы Шестнадцатой сезонной советской антарктической экспедиции на нижней ВПП станции Молодежной были проведены инженерные изыскания. Их цель — создание в Антарктиде взлетно-посадочных систем для тяжелых транспортных самолетов. Эти изыскания включали испытание модуля самолетной опоры, принцип действия которой основан на эффекте воздушной подушки, и определение внешних нагрузок на шасси самолета ИЛ-14 при взлете и посадке со снежных ВПП.
Испытания проводились на трех участках снежной поверхности станции Молодежной, непосредственно примыкающих к нижней ВПП.
Участок № 1 располагался между стоянкой самолетов и средней частью ВПП, параллельно последней. По характеру снежной поверхности это был наиболее сложный участок: общие уклоны 1 —1,5°; колеи от проездов транспорта глубиной 20—60 см; естественные неровности высотой 15—35 см на протяжении от 2 до 20 м.
Участок № 2 располагался в средней части ВПП — проезды осуществлялись перпендикулярно ВПП. Общий уклон здесь достигал 0,5°, колеи от проездов транспорта отсутствовали, естественные неровности высотой 10—20 см встречались на протяжении 2— 20 м.
Участок № 3 располагался в нижней части ВПП. Поверхность, где производилась буксировка опоры, практически не отличалась от полосы, откуда непосредственно выполнялись полеты.
При буксировке экспериментальной установки, велась киносъемка, а на осциллографной ленте регистрировались перегрузки в направлении вертикальной оси (проходящей через центр тяжести динамической системы), угловое положение опоры относительно линии движения и давление надува в воздушной полости подушки.
С этой целью на установке были смонтированы следующие приборы:
1) потенциометрический датчик перегрузок;
2) потенциометрический датчик угловых перемещений;
3) шестикомпонентный оптический самописец;
4) аккумулятор с номинальным напряжением 23 В;
5) два сухих элемента с общим напряжением 6,4 В.
Измерительная аппаратура экспериментальной установки была демонтирована и при участии инженера авиаотряда Е. А. Балабанова установлена на самолете ИЛ-14. Питание приборов осуществлялось от бортовой сети самолета напряжением 24 В.
Налет составил 15 ч, из которых два взлета и две посадки были выполнены на нижней ВПП станции Молодежной. Эту ВПП периодически укатывали и выравнивали трактором с гладилкой.
Для сравнения величины перегрузок, возникающих при взлете и осадке с неподготовленных площадок, с перегрузками, действующими на шасси при полетах на неподготовленной ВПП, была выполнена первичная посадка на естественную снежную поверхность п-ова Рисер-Ларсен. В полете по маршруту регистрировали перегрузки от порывов турбулентной атмосферы.
Проведенные испытания самолетной опоры, использующей эффект воздушной подушки, показали высокую проходимость этой поры по снежной поверхности различной ровности и прочности, Большая часть экспериментов намеренно проводилась в экстремальных условиях (колеи от проездов транспорта глубиной до 60 см, снежницы, снежные гряды, заструги и т. д.). По такой поверхности самолет ИЛ-14 на лыжах не может рулить, а тем более взлетать или садиться. Экспериментальная установка, буксируемая вездеходом ГАЗ-47, легко преодолевала все препятствия на второй и третьей передачах. За время  испытаний не было ни одного случая примерзания опоры к снежной поверхности. При включении надува после стоянки любой продолжительности установка легко трогалась с места.
Наблюдения показали, что примерзание лыж к снежной поверхности при стоянке или остановке самолета, а также санно-гусеничных поездов следует отнести к основным факторам, резко снижающим возможности транспортной авиации в Антарктиде. Целесообразно в дальнейшем продолжить работы по созданию шасси для тяжелых транспортных самолетов с использованием эффекта воздушной подушки. Отметим, что принцип воздушной подушки может быть рекомендован и для создания наземных транспортных средств, предназначенных для внутриконтинентальных походов в Антарктиде.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ
Шестнадцатая советская антарктическая экспедиция продолжала вести регулярный обмен данными по метеорологии, аэроло¬гии, земному магнетизму, сейсмологии и ионосфере с иностранными станциями.
В летний сезон 1970/71 г. синоптическое бюро станции Мирный передало 216 сводок для станций Дюмон-д'Юрвиль, Моусон, Сева и Кейси. По просьбе капитана японского ледокола «Фудзи» Отори, с борта д/э «Обь» в декабре 1970 г. была дана информация о ледовой обстановке на подходах к станции Молодежной. 18 января 1971 г. была выполнена ледовая разведка района моря, прилегающего к японской станции Сева, а вымпел с картой сброшен на борт ледокола «Фудзи».
22 декабря 1970 г. и 26 января 1971 г. станцию Восток на самолетах типа «Геркулес» посетили представители американской антарктической экспедиции: адмирал Уэлч, начальник станции Мак-Мердо Стиберн, представитель научного фонда США Шеперт, начальник зимовки Матос, американский ученый Дейл Дейнс, руководитель новозеландской антарктической программы Браст Портер и другие.
24—25 февраля 1971 г. на ледоколе «Статен Исланд» станцию Мирный посетила американская инспекторская группа. В ее состав входили Кеннет Керст (руководитель), Ричард Гарви, Виктор Хаммонд, Клайд Джонс, Фред Манке, Чарльз Роберте, а также экипажи вертолетов и переводчик.
28 февраля 1971 г. д/э «Обь» прибыл с визитом на о. Петрель, где расположена французская станция Дюмон-д'Юрвиль. Капитан д/э «Обь» Э. И. Купри и заместитель начальника Шестнадцатой советской антарктической экспедиции И. Г. Петров были тепло приняты руководителем французских полярных экспедиций Робером Гуильяром, начальниками станции Бернаром Баррико и Клодом Фолком и др.
Советские полярники обсудили со своими французскими коллегами вопросы,  связанные  с подготавливаемым ювместным франко-советским гляциологическим походом (возможности выгрузки «Харьковчанки», выхода по шельфовому леднику на купол и др.).
За летний сезон станцию Беллинсгаузен посетили два иностранных судна: «Пилото Пардо» и «Херо». На чилийском судне Пилото Пардо», закончив работу на станции Беллинсгаузен, !7 декабря 1970 г. отбыл в США американский микробиолог Джон Срум. Американский корабль «Херо» доставил советского географа Л. С. Говоруху, который в составе Международной вулка-нологической экспедиции в течение двух месяцев работал на о. Десепшн, где провел комплекс гляциологических исследований совместно с американскими гляциологами Теренсом Хьюзом и Олафом Орхеймом.