разработан в DVG Group

Протокол по охране окружающей среды к договору об Антарктике

Возрастание практического интереса к Антарктике и ее ресурсам при­вело к необходимости принятия дополнительных природоохранных до­кументов. В этот период, практически ежегодно, на Консультативных со­вещаниях стран-участниц Договора об Антарктике принимались Рекомен­дации по охране природы Антарктики, послужившие исходным материа­лом для создания трех конвенций:

– Конвенция о сохранении антарктических тюленей;

– Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов;

– Конвенция по регулированию деятельности по антарктическим ми­неральным ресурсам.

Принятие первых двух Конвенций привело к выработке согласитель­ных мер и созданию специальных комиссий по контролю промысловой деятельности в Южном океане. Третья конвенция разрабатывалась семь лет, однако была отвергнута Австралией и Францией, как не обеспечива­ющая охрану природной среды Антарктики. Взамен обе страны предло­жили документ, где они выступили с инициативой сохранения Антаркти­ки как заповедника девственной природы.

В 1991 г. в Мадриде всеми странами-участницами Договора об Антар­ктике, в том числе и Россией, был подписан Протокол по охране окружаю­щей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), который выдвинул в число наиболее ответственных обязательств стран-участниц Договора вопросы природоохранной деятельности (Приложение 5). Соглас­но Протоколу Антарктика объявлена «природным заповедником, предназ­наченным для мира и науки» и должна быть сохранена для будущих поко­лений. Любая деятельность всех антарктических экспедиций должна про­изводиться под строгим национальным контролем исполнения положений Протокола.

Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), подписанный 4 октября 1991 г. на Консульта­тивном совещании в Мадриде, сроком на 50 лет, является итоговым доку­ментом, выработанным на основе ранее принятых Конвенций и Рекомен­даций.

Этот документ, по сути, стал экологической частью Договора об Ан­тарктике. Текст Протокола и его Приложений был одобрен как со сторо­ны общественных организаций, выступавших с предложением об объяв­лении Антарктики Всемирным парком, так и со стороны 26 стран-участ­ниц Антарктического Договора . Российская сторона прини­мала активное участие в подготовке Протокола, как документа, отвечаю­щего интересам ее национальной политики.

 

 

В политическом смысле Протокол выступает в роли очередного юри­дического барьера, препятствующего организации новой и расширению существующей деятельности антарктическими операторами, не облада­ющими научно обоснованными программами, а также экологически при­емлемыми, следовательно, современными дорогостоящими технологи­ями.

Структура Протокола подразумевает его дополнение Приложения­ми, принимаемыми в соответствии с необходимостью по установленной Договором процедуре. В настоящее время Протокол имеет пять Прило­жений, определенных как неотъемлемые его части. Они и определяют те направления и масштабы работ, которые необходимо выполнить для со­ответствия нормам этого документа.

Приложение 1. Оценка воздействия на окружающую среду. Оценка воз­действия на окружающую среду входит в число обязательных к выполне­нию требований Протокола и является необходимой процедурой для полу­чения разрешения на проведение деятельности в Антарктике. Она включа­ет предварительное описание состояния окружающей среды, неблагопри­ятных воздействий от планируемой деятельности (или изменения ее) и ана­лиз возможного изменения ключевых параметров окружающей среды.

Проект оценки имеет цель прогнозировать нарушения в окружаю­щих экосистемах и включает разделы по мониторингу и соответствующим природоохранным мероприятиям, минимизирующим воздействие.

Приложение 2. Сохранение антарктической фауны и флоры. Приложение накладывает жесткие требования на изъятие образцов или вмешатель­ство в антарктическую флору и фауну, а также запрещает в районе действия Договора об Антарктике внедрение на суше, шельфовом леднике или в воде любых видов животных или растений, которые не являются местными для данного района.

Выполнение требований данного приложения включает широкий спектр мероприятий от использования экологически безопасных для местных видов животных технологий, до разработки нормативно-правового обеспечения по правилам поведения в Антарктике.

Приложение 3. Удаление и управление ликвидацией отходов. Хранение, удаление и вывоз отходов из района действия Договора об Антарктике, а также их переработка и сокращение источников должны являться одним из основных факторов, принимаемых во внимание при планировании и осуществлении деятельности в вышеуказанном районе. Наиболее стро­гие требования предъявляются к следующим отходам (статья 2 пункт 1 При­ложения 3 Протокола): –   радиоактивные вещества;

   электрические батареи;

   топливо как жидкое, так и твердое;

– отходы, содержащие опасные количества тяжелых металлов или ос­тро токсичных или вредных устойчивых соединений;

– поливинилхлорид (ПВХ), пенополиуретан, пенополистирол, рези­на и смазочные масла, пропитанная древесина и другие продукты, содержащие добавки, которые могут привести к вредным выбросам в случае их сжигания;

– все другие пластмассовые отходы, за исключением полиэтиленовых контейнеров с низкой плотностью;

   топливные бочки и другие твердые, не сжигаемые отходы.

Жидкие отходы, а также сточные воды и жидкие бытовые отходы в максимально возможной степени вывозятся из района действия Догово­ра об Антарктике производителем таких отходов, однако для ряда случаев имеются допущения. Так, сточные воды и жидкие бытовые отходы могут непосредственно сбрасываться в море с учетом ассимиляционных возмож­ностей принимающей морской среды, при условиях определенных в ста­тье 5 пункт 1 Приложения 3 Протокола. Сброс сточных вод должен произ­водиться, по мере возможности, в тех местах, где есть условия для перво­начального разбавления и быстрого рассеивания. Бытовые отходы стан­ций с персоналом более 30 человек должны обрабатываться, по крайней мере, путем мацерации. Это Приложение также наложило запрет на лю­бое открытое сжигание отходов, начиная с конца сезона 1998/99 г.

Отходы, производимые на станциях, расположенных в глубине шель-фовых ледников или на береговых ледниковых покровах, могут быть уда­лены в глубокие ледниковые шахты, где такое удаление является един­ственно возможным (статья 4 пункт 2 Приложения 3 Протокола). Большое внимание уделено безопасному хранению отходов. Все отходы, подлежащие вывозу из района действия Договора об Антарктике или удалению каким-либо иным путем, хранятся таким образом, чтобы избежать их рас­сеивания в окружающей среде (статья 6 Приложения 3 Протокола).  

Приложение 4. Предотвращение загрязнения морской среды. Случайные разливы нефтепродуктов являются основным источником загрязнения в Антарктике, особенно это касается операций по снабжению антарктических станций топливом. В Приложении содержатся требования по профилактике и организации быстрой локализации и ликвидации возможного разлива.

Любой сброс нефти или нефтесодержащей смеси запрещен за исклю­чением случаев, предусмотренных Приложением 1 к МАРПОЛ 73/78 (ста­тья 3 пункт 1 Приложения 4 Протокола). Разрешается сброс в море пищевых отходов, пропущенных через измельчитель, при условии, чтобы такой сброс, за исключением случаев, предусмотренных в Приложении 5 к МАРПОЛ 73/78, производится не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или шельфового ледника (статья 5 пункт 3 Приложения 3 Протокола).

Ограничения не применяются в чрезвычайных ситуациях, связанных с безопасностью судна и находящихся на его борту людей, или спасением человеческих жизней на море (статья 7 пункт 1 Приложения 3 Протокола).

Приложение 5. Охрана и управление районами. В соответствии с поло­жениями Приложения 5 любой район может быть определен как Антарк­тический Особо охраняемый район или Антарктический Особо управля­емый район. Деятельность в этих районах запрещается, ограничивается или управляется в соответствии с планами управления, принимаемыми в соответствии с положениями настоящего Приложения.

Статус Антарктического Особо охраняемого района может получить любой район в целях охраны исключительно важных экологических, науч­ных, исторических, эстетических или первозданных природных ценностей. Доступ в Антарктический Особо охраняемый район разрешается в соответ­ствии с разрешением, выданным национальными органами власти.

Антарктическим Особо управляемым районом может быть опреде­лен любой район в целях координации деятельности, сотрудничества и сведения к минимуму воздействия на окружающую среду. Разрешения для доступа в такие районы не требуется.

Приложение 6. О материальной ответственности. Данное приложение еще готовится к выпуску. Оно вызывает особое внимание и озабоченность у большинства стран-участниц Договора, поскольку должно служить глав­ным инструментом воздействия на страны антарктического сообщества. В настоящее время идет обсуждение механизма материальной ответствен­ности за нарушения Протокола. Устанавливается процедура международ­ного контроля, предусматривающая постоянно действующие инспекции; и специальные формы воздействия на нарушителей Протокола, вплоть до рассмотрения вопроса о компенсации ущерба окружающей среде в меж­дународном арбитраже.

В статье 10 Протокола говорится о деятельности Консультативных совещаний по Договору об Антарктике, которые, руководствуясь имею­щимися научными и техническими рекомендациями, определяют в соот­ветствии с положениями настоящего Протокола общую политику по все­объемлющей охране окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем и принимают меры, в соответствии со стать­ей IX Договора об Антарктике для осуществления настоящего Протокола.

 СТАТУС

ПРОТОКОЛА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

К ДОГОВОРУ ОБ АНТАРКТИКЕ

подписан в Мадриде 4 октября 1991 г.*
 
 
Государство
Дата
подписания

депонирования ратификационной грамоты, принятия или одобрения

вступления в силу

принятие Приложения 5**

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СТОРОНЫ

Аргентина 3
Австралия
 
Бельгия
Болгария
Бразилия
Чили
Китай
Эквадор
Финляндия
Франция
Германия
 
Индия
Италия
 
Япония
Республика Корея
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Перу
 
Польша
Российская Федерация
Южная Африка
Испания
Швеция
 
Великобритания
США
 
Уругвай
04.10.91
04.10.91
 
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
 
02.07.92
04.10.91
 
29.09.92
02.07.92
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
 
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
04.10.91
 
04.10.91
04.10.91
 
04.10.91
28.10.93
06.04.94
 
26.04.96
21.04.98
15.08.95
11.01.95
0208.94
0401.93
01.11.96
0502.93
25.11.94
 
26.04.96
31.03.95
 
15.12.97
02.01.96
14.04.94
22.12.94
16.06.93
08.03.93
 
01.11.95
06.08.97
03.08.95
01.07.92
30.03.94
 
25.04.95
17.04.97
 
11.01.95
14.01.98
14.01.98
 
14.01.98
21.05.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
 
14.01.98
14.01.98
 
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
 
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
14.01.98
 
14.01.98
14.01.98
 
14.01.98
 
06.04.94 (A)
07.06.95 (B)
26.04.96 (A)
05.05.99 (AB)
20.05.98 (B)
25.03.98 (B)
26.01.95 (AB)
 
01.11.96 (AB)
26.04.95 (B)
25.11.94 (A)
01.09.98 (B)
 
31.05.95 (A)
11.02.98 (B)
15.12.97 (AB)
05.06.96 (B)
18.03.98 (B)
21.10.92 (B)
13.10.93 (B)
08.03.93 (A)
17.03.99 (B)
 
 
14.06.95 (B)
08.12.93 (A)
30.03.94 (A)
07.04.94 (B)
21.05.96 (B)
17.04.97 (A)
06.05.98 (B)
15.05.95 (B)

НЕКОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СТОРОНЫ

Австрия
Канада
Колумбия
Куба
Чешская Республика 1,2
Дания
Греция
Гватемала
Венгрия
КНДР
Папуа-Новая-Гвинея
Румыния
Республика Словакия 1,2
Швейцария
Турция
Украина
04.10.91
04.10.91
04.10.91
 
01.01.93
02.07.92
04.10.91
 
04.10.91
04.10.91
 
04.10.91
01.01.93
04.10.91
 
 
 
 
 
 
 
 
23.05.95
 
 
 
 
 
 
 
14.01.98
 

П р и м е ч а н и я: представленные даты относятся к Приложению 5 или к Реко­мендации XVI-10** (А – принятие Приложения 5, В – одобрение Рекомендации XVI-10).

* Подписан 4 октября 1991 г. в Мадриде, после чего был открыт для подписания в Вашингтоне до 3 октября 1992 г. Настоящий Протокол вступил в силу на 13-й день после сдачи на хранение ратификационных грамот, документов о принятии, одоб­рении или присоединении всеми государствами, являвшимися Консультативны­ми сторонами Договора об Антарктике на дату одобрения настоящего Протокола (статья 23).

** Принято в Бонне 17 октября 1991 г. XVI Консультативным совещанием.

1    Подписан от имени Чешской и Словацкой Федеративной Республики 2 октября 1992 г. – в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Чехословакия признает юрисдикцию Международного суда ООН и Арбитражного трибунала в отношении разрешения споров. 31 декабря 1992 г. в полночь Чехословакия прекратила существование и ее права перешли к двум отдельным и независимым государствам: Чешской Республике и Республике Словакия.

2    Дата правопреемства в отношении подписания Чехословакией Протокола, под­лежащего ратификации Чешской Республикой и Республикой Словакией, сопровождалась специальным заявлением.

3    Сопровождалось специальнымзаявлением снеофициальным переводом.