разработан в DVG Group

Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики

Еще во время дискуссий по обсуждению самого Договора об Антарк­тике в 1959 г. был поднят вопрос относительно того, должен ли Договор охватывать вопросы освоения и эксплуатации минеральных ресурсов. Пришли к выводу, что это было бы преждевременным. Только в 1970 г. Консультативные стороны впервые подошли к рассмотрению этого воп­роса на Шестом Консультативном совещании. Непосредственной причи­ной послужило то, что некоторые из них получили запросы от морских геофизических разведывательных компаний о возможности проведения геолого-разведочных изысканий в морях Антарктики.

Дискуссия в 1970 г. не привела ни к чему, кроме общего понимания того, что вопрос о регулирования деятельности, связанной с минеральны­ми ресурсами в Антарктике, должен быть рассмотрен более пристально. Однако лишь 11 лет спустя, Консультативные стороны решили рекомендо­вать (XI-I) проведение Специального Консультативного совещания по вы­работке режима, регулирующего разработку минеральных ресурсов Антар­ктики, если она когда-нибудь произойдет. Общим пониманием стало зак­лючение о том, что нерегулируемая деятельность, связанная с минераль­ными ресурсами, скорее всего, будет представлять более серьезную угрозу, нежели регулируемая.

Консультативные стороны признали, что знания об Антарктике, ко­торыми они обладают, налагают на них обязательства рассмотреть возмож­ные последствия воздействия от деятельности, связанной с минеральны­ми ресурсами на окружающую среду Антарктики. В начале процесса об­суждения преобладало мнение о том, что ввиду того, что в Антарктике не существует известных минеральных запасов (т.е. залежей, по размерам и качеству, потенциально пригодных для разработки), что любые такие за­пасы, которые там могут быть, вряд ли будут коммерчески разрабатывать­ся раньше следующего века, и что до сих пор не существует соответствую­щих технологий, применимых в условиях Антарктики, особенно, в откры­том море, нет необходимости обсуждать режим на этой стадии. Эта точка зрения подробно рассматривалась Консультативными сторонами в течение 1977–1979 гг. и в конце концов получила новую трактовку, весьма от­личную от первоначальной. Консультативные стороны пришли к выводу, что поскольку может возникнуть еще больше трудностей в обсуждении режима освоения минералов, если оно будет оставлено до того, как будут обнаружены залежи, подлежащие разработке, и появятся необходимые технологии, лучше будет принять базовый режим, который охватит все стадии разведки, разработки и освоения.

Потребовалось шесть лет (с 1982 по 1988 гг.) для того, чтобы Четвер­тое Специальное Консультативное совещание в ходе 12 сессий подгото­вило согласованный текст Конвенции по регулированию освоения мине­ральных ресурсов Антарктики. Заключительная сессия Четвертого Спе­циального Консультативного совещания по минеральным ресурсам Ан­тарктики проходила в Веллингтоне со 2 мая по 2 июня 1988 г. В результате дискуссий Консультативные стороны приняли на четырех официальных языках Договора об Антарктике Конвенцию по регулированию освоения минеральных ресурсов в Антарктике, текст которой прилагается (Прило­жение 4), и решили, что она будет открыта для подписания в Веллингтоне 25 ноября 1988 г.

В Конвенции было особо отмечено, что минеральные ресурсы, со­гласно статье 1 пункт 6 Конвенции, не включают лед, и что если сбор льда, включая айсберги, станет в будущем возможным, это может вызвать вред­ное воздействие на окружающую среду Антарктики и на зависимые и свя­занные с ней экосистемы. Совещание также обратило внимание на то, что сбор льда с прибрежных регионов Антарктики, в частности, если потре­буются наземные сооружения, может поднять некоторые природоохран­ные и другие проблемы, упомянутые в Конвенции. Совещание постано­вило, что вопрос о сборе антарктического льда должен быть в дальнейшем рассмотрен Консультативными сторонами Договора об Антарктике до­полнительно.

Конвенция также определила, что район регулирования освоения ми­неральных ресурсов в Антарктике, установленный статьей 5 пункт 2, не распространяется ни на какой континентальный шельф, принадлежащий в соответствии с международным правом, островам, расположенным се­вернее 60° ю. ш. При этом Консультативные стороны также пришли к со­глашению о том, что географические границы континентального шель­фа, согласно статье 5 пункт 3 Конвенции будут определяться со ссылкой на все критерии и правила, изложенные в пунктах с 1 по 7 статьи 76 Кон­венции ООН о морском праве.

Одновременно на заключительной сессии Четвертого Специального Консультативного совещания также было рассмотрен вопрос о продлении ограничений на освоение минеральных ресурсов в Антарктике, принятое в Рекомендации IX-1, для промежуточного периода, до ввода в действие Кон­венции. Принимая во внимание Рекомендацию IX-1 и принятие Совеща­нием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов в Ан­тарктике, в Веллингтоне было решено, что все страны, представленные на Совещании, будут убеждать свои и другие государства воздержаться от ос­воения минеральных ресурсов согласно Конвенции, до ее своевременного введения в действие.

Однако после открытия для ратификации Конвенция по регулиро­ванию освоения минеральных ресурсов не нашла поддержки среди стран-участниц Договора об Антарктике и не была принята. Более того, после подписания Протокола по охране окружающей среды Антарктики любая деятельность, относящаяся к минеральным ресурсам, за исключе­нием научных исследований была запрещена. Протокол запретил все виды работ по минеральным ресурсам, включая разведку их месторождений, и установил мораторий на эти работы на 50 лет.