разработан в DVG Group

МОРСКИЕ ОПЕРАЦИИ

 

В период с 13 по 16 ноября находился в порту Бремерхафен (Германия). На НЭС прибыли 11 участников 57 РАЭ на рейсовом самолете из Петербурга. 16.11 в 20-35 МСК судно вышло из порта и направилось в порт Кейптаун (ЮАР). Прибытие в порт Кейптаун 07.12.11. 07.12.11 в 13-00 мск прибыл в порт Кейптаун. 10.12.11 в 22-10 мск вышел из порта для выполнения плановых работ в Антарктике. 27 января 2012 судно завершило все плановые океанографические работы в заливе Прюдс, в том числе выполнило по 69, 70 и 71 градусам в.д. 28 января 2012 судно вновь подошло к району станции Прогресс и начало грузовые операции по приему на борт металлолома и отходов для их вывоза за пределы Антарктики.
В период с 01 по 08 февраля на станциях РАЭ и борту НЭС «Ак. Федоров» находилась воздушная экспедиция (ВЭ) в составе: Ю.П. Трутнева – министра природных ресурсов России, Фролова А.В. – руководителя Росгидромета, Ботвинко А.А. – помощника министра, Евстигнеева А.А. корреспондента ОРТ и Кочеткова А.А. – оператора РТР. Участники ВЭ 01-02 февраля познакомились с работой станции Новолазаревская и ее аэродромным терминалом и индийской станцией Мейтри. 02 февраля участники ВЭ перелетели через ВПП в районе японской станции Сева на аэродром станции Прогресс. Здесь они познакомились с ходом капитального строительства и научными программами, выполняемыми на станции. 03 и 04 февраля вследствие нелетной погоды участники ВЭ провели на борту НЭС «Академик Федоров». 05 февраля на самолете БТ-67 участники ВЭ прибыли на станцию Восток, где осмотрели буровой комплекс 5Г, а также познакомились со станцией. В этот же день участники ВЭ вернулись на борт НЭС «Академик Федоров». 06 февраля они перелетели на самолете на станцию Новолазаревская. 08 февраля они возвратились на самолете ИЛ-76 в Кейптаун.
 
  В конце суток23 марта судно подошло к бухте Белая моря Лазарева, где расположена барьерная база станции Новолазаревская. В бухте сохранился припайный лед, возрастом более двух лет. Проведенная 24 марта детальная ледовая разведка показала, то толщина льда в бухте не менее 2,5 метров, поверх которого имеется более чем 1,5 метров слой снега. Преодолеть такой лед судно не может, поэтому были рассмотрены все альтернативные варианты проведения погрузо-разгрузочных операций. Было решено доставить часть авиакеросина в береговые емкости на барьерную базу нашей станции вертолетами на дистанции 9 км, после чего перейти в залив Ленинградский к барьерную базу Индийской экспедиции. Как сообщалось ранее, судно индийской экспедиции «Иван Папанин» в этом сезоне не смогло слить топливо для индийской станции Мейтри по причине сложных ледовых условий, поэтому на их барьерной базе остались пустыми 10 топливных емкостей. Вопрос о временном  использовании этих емкостей индийской экспедиции был оперативно решен на уровне руководства обоих экспедиций. 24-27 марта были выполнены вертолетные операции по доставке авиакеросина наливом в емкости на береговой базе в бухте Белая, а также начаты работы по смене зимовочного состава станции Новолазаревская. 28 марта судно перешло из бухты Белая в южную часть залива Ленинградский и ударами прошло к точке на удалении 2,0 км от барьерной базы индийской экспедиции. Дальнейшему движению препятствует аналогичный двухлетний припайный лед со снегом, общей толщиной около 4-х метров.С 11:00 МСК 29 марта начаты транспортные операции по припайному льду с доставкой дизельного топлива в емкости на барьерной базе индийской экспедиции. При сохранении благоприятных погодных условий завершение всех судовых операций в районе станции Новолазаревская планируется через 3,5 суток непрерывной круглосуточной работы участников экспедиции, экипажа судна и двух вертолетов. В период с 28 марта по 01 марта продолжались погрузо-разгрузочные операции, при этом судно находилось в на удалении 1,8 км от места разгрузки индийской экспедиции в заливе Ленинградский. Операции проводились по припайному льду толщиной до 3-х метров с помощью транспортных средств с последующим их подъемом на барьер. По состоянию на 01 марта оставалось провести два транспортных похода между барьерными базами индийской экспедиции и аналогичной базой станции Новолазаревская, дистанция между которому около 35 км. 01 апреля на район работ судна вышел глубокий циклон с ураганным ветром более 36 м в сек, в результате чего все операции пришлось прекратить до конца дня 03 апреля. 04 апреля все грузовые и транспортные операции судна в районе стации Новолазаревская были завершены и в 00:44 МСК 05 апреля судно начало выход из моря Лазарева, взяв курс на станцию Беллинсгаузен.
В период с 5 по 11 апреля  следовало от района станции Новолазаревская к станции Беллинсгаузен. На начало суток  12 апреля судно подошло к заливу Максуэлл, однако проведение работ в районе станции пока не возможно в связи со штормовой погодой, поэтому судно находится в ожидании улучшения метеоусловий.
05 - 17.03 завершил плановые операции в заливе Прюдс. На борт судна были приняты все сотрудники 56 и 57 РАЭ, два вертолета, самолет Ан-2, экспедиционный груз, а также отходы деятельности для вывоза из Антарктики. 19.03 судно подошло к району сезонной базы Молодежная. 20.03 - после выполнения всех работ, судно вышло из района базы Молодежная и взяло курс в район станции Новолазаревская.13 марта подошел к району ст. Прогресс и приступил к выполнению грузопассажирских операций. На станцию были доставлены сотрудники зимовочного состава 57 РАЭ, на борт судна прибыли  сотрудники 56 РАЭ и сезонной 57 РАЭ, в том числе сотрудники геолого-геофизических лагерей и баз, также участники авиаотряда и стройотряда. С помощью вертолетов на борт судна погружены экспедиционные грузы для доставки Санкт-петербург.  Планируется, что все операции будут завершены 16 марта, после чего судно направится к полевой базе Молодежная. НЭС «Академик Федоров»продолжилнаходиться в порту Кейптаун. Задержкавыхода судна из порта связана с проблемами поставки дизельного топлива в этом порту, которую приходилось обеспечивать с помощью автомобильных топливовозов с базы, расположенной в 300-км  от Кейптауна. По состоянию на 01 марта, топливные операции запланировано завершить к концу дня, а выход судна из порта состоится утром 02 марта. 02 марта вышел из порта Кейптаун иначал вторую часть рейса по программе 57 сезонной РАЭ. 13 марта судно должно подойти к району станции Прогресс и базы Дружная-4, где предстоит обеспечить завершение всех сезонных работ в этом районе. На борту судна в Антарктику следуют 48 сотрудников зимовочного состава со станций Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен, а также 7 человек из сезонного состава экспедиции, которые проведут попутные исследования с борта НЭС.
12 апреля подошло к заливу Максуэлл. Были начаты вертолетные работы со станцией Беллинсгаузен. Бухты, примыкающие к району станции забиты дрейфующим льдом, вынесенным сюда из моря Уэдделла, поэтому станционная баржа блокирована льдом на своей якорной стоянке. За период с 13 по 17 апреля выполнены все вертолетные операции по смене состава станции и ее снабжению, за исключением отгрузки двух 50-кубовых емкостей для замены аварийных расходных емкостей станции, а также откачки в емкости нефтебазы станции предусмотренных по плану 300 тонн топлива. 17 апреля судно предприняло попытку подхода к месту слива, однако не смогло выполнить эти работы. 18 апреля в районе станции начался шторм с усилениями ветра более 28 м в сек, который по прогнозу продлится до конца суток 19 апреля, после чего будут продолжены работы судна в районе станции Беллинсгаузен. 
В период с 19 по 20 апреля судно находилось в районе пролива Брандсфилд в ожидании прекращения штормовой погоды;
21- 22 апреля судно возвратилось в район бухты Ардли и выполнило слив 300 тонн топлива в нефтебазу станции Беллинсгаузен;
Несмотря на все предпринятые меры,  полностью выполнить плановую разгрузку судна на станцию Беллинсгаузен не удалось:  отгрузку двух 50-кубовых емкостей для расходной базы ГСМ станции выполнить было не возможно в связи с блокированием всего побережья тяжелым льдом.
Учитывая, что 22 апреля огромный массив тяжелых дрейфующих льдов из моря Уэдделла фактически блокировал практически  весь пролив Брандсфилд и в этой ситуации дальнейшее нахождения нашего судна в залив Максуэлл могло привести к его блокированию там, было принято решение о переносе доставки двух емкостей на следующий сезон. В 20:00 МСК 22 апреля судно завершило все работы и взяло курс на выход из Антарктики. Таким образом, выполнены все сезонные работы по программе 57 РАЭ. Судно следует в порт Рио-де-Жанейро, куда оно зайдет по расчетам 01 мая. В период с 01 по 03 мая судно совершило плановый заход в порт Рио-де-Жанейро. По условиям порта, судно все время находилось на внутреннем рейде  без подхода к причалу. 03 мая 57 сотрудников экспедиционного состава РАЭ покинули борт НЭС  4-мя группами для вылета из Рио-де-Жанейро в Россию. Первая группа в количестве 34 человека вылетала через Дубаи (Объединенные Арабские эмираты) в Санкт-Петербург 03 мая, затем в этот же день еще 2 группы вылетели через Франкфурт (Германия) на Москву. Заключительная группа вылетела 05 мая через Париж в Москву и далее во Владивосток (13 чел. - авиаотряд). 04 мая в 03-00 МСК судно вышло из порта Рио-де-Жанейро и взяло курс на порт Бремерхафен (Германия), куда по расчетам оно должно прибыть 21 мая.